Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
Автор: Веденеева Елена Вячеславовна

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО В развитии ребенка образование и средаиграют большую роль, чем наследственность…Вопрос в том, какое образование и какая средалучше всего развивают потенциальные способности ребенка.К.Д. Ушинский. Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям - современное образование!В 2013 году опубликованы ФГОС ДО, в которых указываются требования к предметно–пространственной среде:1. Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности, то есть предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей.2. Гибкость игрового пространства.3. Полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей).4. Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.5. Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.Значение окружающей среды для ребенка-дошкольника трудно переоценить. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга. Значит окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.Организация развивающей среды в группе я старалась построить с учетом ФГОС ДО таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо было обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной.Наша модель оформления группы базируется на двух простых идеях:
  • детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
  • для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
  • Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка среднего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.Мной были разработаны анкеты и проведено анкетирование родителей воспитанников средней группы, а также проведен мониторинг на определение уровня развития знаний детей по развивающей предметно-пространственной среде. В результате анкетирования выявила, что следствием отсутствия игры с детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о предметно-пространственной среде.Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда, является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.Открытая (постоянно изменяющаяся) система «предметно-пространственная среда» находится в состоянии особой динамики и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы.В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать: «…вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи».Однако родители, субъекты образовательных отношений, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому вопросы грамотного оснащения и пополнения предметной среды как в группе, так и в домашних условиях должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, а также предметом выработки единых подходов. Как же лучше построить работу? Использую формы работы с родителями, которые с годами уже оправдали себя: анкетирование, консультирование родителей, семинары, практикумы. Деятельность по реализации проектов «Ботанический сад в группе», «Дикие животные», «Красивый наряд», «Уют в группе» и др. позволила привлечь к совместной работе родителей с детьми. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи. Организуем «Дни добрых дел» по ремонту игрушек, мебели, группы, помощь в совершенствовании развивающего пространства группы и прогулочного участка. В зависимости от поставленных задач, сообща составляем график помощи родителей, обговариваем каждое мероприятие, решаем проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.Рабочий день воспитателя начинается с утреннего приема детей в группу и встречи с родителями. Прием детей осуществляется в раздевалке, где находятся шкафчики для одежды и личных вещей. На кабинках используется индивидуализация детей: на каждой есть фотография ребенка и данные о родителях (фамилия, имя, отчество и телефоны). В приемной расположены стенды для родителей (режим дня, занятия и т.п.) и оформлена «Почта для родителей», через которую родители и педагоги обмениваются записками о том, на что лучше обратить внимание в развитии ребенка. Для вовлечения родителей в образовательный процесс используется оформленный в приёмной «Экран участия в образовательных проектах», где отражается участие каждой семьи группы сердечком (если семья ребенка изготовила задание) и кислая улыбка (если семья ребенка не заинтересована в выполнении задания). В конце учебного года подводим итоги, и родителей награждаем почётными грамотами и благодарственными письмами.В результате проделанной работы родители стали больше интересоваться образовательным процессом, повысился уровень активности в мероприятиях направленных на совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы. Смоделированная предметно-пространственная развивающая среда позволяет детям проявлять творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Развивающая среда, созданная в группе, обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоционального взаимодействия детей с взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.Предметно-развивающая среда, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции, и главное – способствует развитию самостоятельности и самодеятельности ребенка.