Воспитательная работа в общежитии колледжа как условие развития личностных качеств студента


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательная работа в общежитии колледжа как условие развития личностных качеств студента
Автор: Забалуева Людмила Витальевна

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОБЩЕЖИТИИ СЫКТЫВКАРСКОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ
Забалуева Л.В.,
старший воспитатель общежития
ГАОУ СПО СГПК
имени И.А.Куратова.
Воспитание личности как носителя нравственности приобретает в нашем обществе особенную актуальность. У современной молодежи появилось желание обрести настоящие ценности, среди которых особенную важность имеет получение образования, дающее право на престижную работу, обретение достойного места в обществе, материального благополучия.
Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж – одно из старейших образовательных учреждений в системе среднего профессионального образования Республики Коми. Учебное заведение осуществляет прием абитуриентов на базе основного общего образования, считая это направление работы перспективным, способным помочь выпускникам - девятиклассникам получить профессиональное образование за более короткий срок, особенно школьникам из сельских районов республики, где не всегда есть общеобразовательные школы, обеспечивающие подготовку в объеме среднего (полного) общего образования. В 2017-2018 учебном году из 445 студентов, проживающих в общежитии, 185 первокурсника, из них 143 несовершеннолетних, 20 – сироты.
Работа со студентами требует особой организации системы воспитательной работы в условиях общежития.
Подготовка к работе с первокурсниками начинается с конца предыдущего учебного года. На совместном заседании совета воспитателей, студенческого совета обговаривается деятельность всех структур общежития во время заселения, составляется план работы в период адаптации.
Знакомство с абитуриентами начинается во время вступительных экзаменов, когда определяется количество несовершеннолетних, обращается внимание на характеры детей, их поведение, подготовленность к самостоятельной жизни, выявляются лидеры. Дальнейшая работа с несовершеннолетними студентами организуется воспитателями, классными руководителями, психолого-медицинской службой, членами студсовета по разработанной системе и годовому плану.
Первым этапом этой работы является организационная деятельность: составление списков; расселение по комнатам; знакомство с семейным положением, регионом проживания, состоянием здоровья; установление связей с родителями.
Для оказания помощи в период адаптации оформляются информационные и тематические стенды, знакомящие первокурсников с работниками общежития, бытовыми возможностями, расположением имеющихся помещений.
В период заселения воспитатели проводят работу с родителями, сопровождающими первокурсников, рассказывают им о колледже, общежитии, наших традициях.
В первые же дни студентов знакомят с правилами проживания в общежитии, техникой безопасности, проводят беседы на тему Защити себя сам. Выявляется уровень воспитанности через анкетирование, индивидуальные беседы. Устанавливается связь с медико-психологической службой, классными руководителями. Для профилактики бесконфликтного проживания организуются занятия психологов на темы: Проблемы бесконфликтного поведения, Снятие стрессовых ситуаций, Психопрофилактика утомления. Проводятся встречи с медицинскими работниками, работниками психотерапевтического и наркологического центров. Организуются встречи с оперуполномоченными инспекторами.
В процессе этапа ориентационно-прогностической деятельности определяются цели, задачи, направления, особенности воспитательной работы. Целью работы в общежитии является создание благоприятной обстановки для социализации студентов, развитие творческой активности, выработка сознательной дисциплины, совершенствование основ самоуправления. При этом учитываются анатомо-физиологические особенности возраста и состояние здоровья студентов. Для выработки сознательного отношения к новым условиям жизни первокурсников знакомят с федеральными законами, локальными актами колледжа, Правилами внутреннего распорядка в общежитии.
В работе с несовершеннолетние наибольшие результаты дают индивидуальные формы работы и работа с небольшими группами. Это создает возможность лучше изучить каждого из них, найти личностные контакты.
Большое значение имеет наставничество старшекурсников. Уже несколько лет в общежитии работает совет наставников. Его цель – оказание помощи несовершеннолетним студентам в адаптации к новым условиям жизни. Это возможно при соблюдении этических норм общения, проявлении доброжелательности, внимания, вежливости. Как правило, у первокурсников возникают доверительные отношения с наставниками. На заседаниях совета наставников идет обмен опытом работы, анализируются результаты деятельности, определяются новые подходы в работе.
Особое внимание уделяется работе со студентами, лишенными родительской заботы и внимания. Они приезжают из разных интернатов и детских домов Республики Коми и нуждаются в чутком и внимательном отношении к ним. Поэтому наибольшие результаты с такими детьми дает индивидуальная работа. Зачастую они не приучены к самостоятельному решению проблем, выполнению бытовых обязанностей, имеет место иждивенческое настроение. Очень важно располагать сведениями о прошлой жизни этих студентов, по возможности установить контакты с работниками детских домов и интернатов. Важно, чтобы они поняли – дальнейшая судьба зависит от их активной жизненной позиции.
В социализации студентов – первокурсников в общежитии большую роль играет студенческий совет. Созданный по инициативе самих студентов, он стал действенным органом студенческого самоуправления. Структура студенческого совета такова, что охватывает все стороны жизни общежития. Актив студенческого совета состоит из председателя, старост по этажам, ответственные за дневальство, оформитель.
Уже в период заселения члены студсовета посещают первокурсников, дают им советы, оказывают помощь. Результаты работы анализируются, делаются выводы.
Большое внимание уделяется вовлечению первокурсников в общественную работу, пробуждению их активности. Общежитие – наш дом – это осознает каждый. Уже с первых дней первокурсники выполняют поручения, пополняют актив общежития.
Дневальства, генеральные уборки, мероприятия проходят при их активном участии. При подготовке первого вечера Первокурсник - как прожил месяц, завершающего период адаптации, большую часть программы представляют первокурсники. В дальнейшем они займут ведущую роль в студенческом совете и уже сейчас видят перспективы роста.
Работа воспитателей, психологов, классных руководителей, членов студенческого совета помогает выстраиванию доброжелательных отношений первокурсников с окружающими. Проявление к ним заботы, душевной теплоты в сочетании с тактичной требовательностью вселяет в первокурсников уверенность в успехе при достижении поставленной ими цели – обрести свое место в жизни. Во многом поможет им это сделать общежитие – наш дом.