"Внеклассная работа по русскому языку и литературе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Внеклассная работа по русскому языку и литературе
Автор: Фаттахова Гулфия Илфатовна

Внеклассная работа по русскому языку и литературе Внеклассная работа по русскому языку и литературе призвана содействовать реализации на практике принципа коммуникативности и воспитывающего обучения. Ведущая роль в решении этих задач принадлежит учителю. По мнению Н.М.Шанского «Внеклассная работа должна прежде всего способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний и тем самым помогать учащимся в усвоении программного материала». Хорошо организованная и систематически проводимая внеклассная работа даёт возможность в занимательной и увлекательной форме не только закреплять знания и навыки, получаемые учащимися на уроках, но и глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими сторонами и фактами русского языка, с которыми они вообще не знакомы или о которых имеют неполное представление, но знание которых совершенно необходимо в их общественно-языковой практике. Внеклассная работа должна способствовать расширению и углублению программного материала, развивать самостоятельность, творческую инициативу школьников, тренировать их ум, пробуждать уважительное отношение к языку русского народа. Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – всё это пробуждает интерес к русскому языку, культуре и традициям его носителей. В современных условиях, когда особое место при обучении русскому в школе приобрёл культурологический аспект, очень важно обратить внимание на русский язык, как специфическое социально-историческое явление, что позволяет объяснять многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка, выявлять этимологию слов. «Как название, как указание на предмет, – писал В.В.Виноградов, – слово является вещью культурно-исторической». Единой программы для внеклассной работы быть не может. Отбирая материал для внеклассной работы учитель должен исходить из общих целей и задач обучени учителей показывает, что больше всего школьников интересует:  - происхождение слов и фразеологизмов;  - пути возникновения слов;  - новые значения известных слов;  - гласные и согласные в стихах (о роли звукописи в поэтическом произведении). В современных условиях, когда особое место при обучении русскому в школе приобрёл культурологический аспект, очень важно обратить внимание на русский язык, как специфическое социально-историческое явление, что позволяет объяснять многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка, выявлять этимологию слов. «Как название, как указание на предмет, – писал В.В.Виноградов, – слово является вещью культурно-исторической». В практике выработались три формы внеклассных занятий по русскому языку: групповая, массовая и индивидуальная. Эти формы взаимосвязаны. Групповая форма внеклассной работы включает кружки, выпуск газет, стенгазет на русском языке, изготовление стендов, выпуск радиогазет. Массовые формы являются результатом деятельности кружков и учащихся всех классов. К ним относятся утренники и вечера, олимпиады, различные конкурсы (викторины), устные и письменные лингвистические журналы (бюллетени, проекты), Дни и Недели русского языка, работа научных обществ учащихся и другие, которые обычно проводятся по заранее намеченному сценарию. Наиболее распространённой формой групповой работы является кружок русского языка, который позволяет планомерно углублять интерес к русскому языку и одновременно способствовать лучшему усвоению материала школьной программы. Чтобы кружок смог выполнять поставлены перед ним задачи, учитель должен сделать его занятия интересными и содержательными, связанными с процессом познания нового. Я организую кружок из учащихся 5–7 классов, 8–9 классов. При выборе кружка учитываю интересы и склонности учеников и выбираю в соответствии с ними то или иное направление в работе. Затем составляем план работы избранного кружка на учебный год с учётом возрастных особенностей, потенциальных возможностей и пожеланий учащихся, поэтому в его составлении участвуют сами учащиеся. Важно, чтобы план занятий кружка представлял собой определённую систему, а не набор не связанных между собой тем. Большой интерес вызывают такие темы, как «Говорят ли животные?», «Как возник наш язык?», «Почему одни слова умирают, другие нарождаются?», «Сколько на планете языков?», «Клуб мировых языков», «Выдающиеся писатели о русском языке» и другие. Одной из важнейших задач кружка русского языка является развитие познавательных возможностей школьников. В связи с этим не следует увлекаться пространными сообщениями. Нужно стараться раскрыть суть вопроса с помощью ряда проблемных ситуаций и задач, что будет способствовать активизации членов кружка. С большой эффективностью проходят занятия кружка, посвящённые единой проблеме. Так, например, изучение лексики позволяет организовать работу над темами: «В гостях у словарей», «Как родятся, живут и умирают слова», «Биография русских слов», «Тайны географических названий», «Жемчужины народной речи» (о пословицах и поговорках). Занятия кружка можно провести как лингвистическое путешествие по следующему маршруту: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь». (Глаголы речи) Задания для лингвистической викторины:  1. Прочитайте выразительно отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Муму» (даётся конкретный отрывок). Выпишите глаголы говорения.  2. Как глаголы речи подчёркивают характер героев?  3. Выразительно прочитайте текст по ролям. Особое внимание обратите на чтение реплик барыни и приживалки.  4.Подберите синонимы к глаголу говорить. Кто лучше справился с этим заданием? Объясните смысловое различие этих слов.  Игра «Сказочные диалоги». Вспомните и разыграйте диалоги из известных вам русских народных сказок.  Игра «Кто знает пословицы и поговорки с глаголами речи?»  Подобная работа поможет активизировать всех кружковцев. Массовой, но эпизодической формой организации внеклассной работы являются тематические утренники и вечера, на которые выносятся наиболее важные вопросы, способствующие воспитанию любви к русскому языку и повышению языковой культуры учащихся. К таким вопросам следует отнести следующие: «Язык мой – друг мой», «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни» (Д.С.Лихачёв), «Звукопись», «Синонимические средства" Главной темой отдельного утренника или вечера может стать борьба за чистоту русской речи («Говорите по-русски!»). Проведение викторин, решение кроссвордов, ребусов, шарад, небольшие сценки – всё это является полезной и интересной формой выступлений самих учащихся. К таким же эпизодическим внеклассным мероприятиям относится Олимпиада, в ходе которых учащиеся выполняют задания по грамматике, стилистике и лексике. Пропагандистом языковых знаний является выпуск лингвистической, литературной газеты. Данный вид работы решает следующие задачи:  1. Осуществляет знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, способствует совершенствованию навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле (заметками, рецензиями, отчётами, интервью, корреспонденциями и другими – по усмотрению учителя).  2. Содействует развитию художественного, эстетического вкуса.  3. Воспитывает чувство соразмерности, вырабатывает навыки компоновки отобранного материала на определённом формате стенгазеты.  Среди различных приёмов занимательности игра занимает особое место и является любимейшим занятием учащихся всех возрастов. Поэтому ей надо отводить большое место на любом внеклассном занятии. По своей целенаправленности все игры могут быть разделены на четыре группы
  • Игры, задачи, упражнения, способствующие обогащению словарного состава речи учащихся. 
  • Игры, способствующие обогащению фразеологического состава речи учащихся. 
  • Игры по графике и орфографии. 
  • Игры по фонетике и орфоэпии.  Кроме этого массовое участие ребят в подготовке и проведении таких внеклассных занятий в большей мере способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, ответственности за общее дело. Литературная гостиная – своеобразный и эффективный вид внеклассной работы по предмету в старших классах. Задачи литературной гостиной многогранны. Одной из важнейших целей является воспитать у учащихся потребность в общении друг с другом, учителями, родителями. Эта задача особенно необходима для малокомплектных школ, где учащихся намного, удалённость от культурной среды значительна. Формы работы литературной гостиной: разнообразные встречи с писателями, поэтами, драматургами, вечера одного стихотворения, песни и другие.Какие виды деятельности учащихся и учителей преобладают в литературной гостиной: костюмированные представления, историко-литературные справки, беседы, воспоминания, инсценировки, выразительное чтение стихов и отрывков из художественных произведений, музыкальное оформление.Много внимания уделяется оформлению интерьера литературной гостиной в зависимости от её темы. Можно при создании соответствующей обстановки использовать конкурсные работы: рисунки, плакаты, макеты. Эта работа формирует у учащихся эстетический вкус и творческое воображение. Не менее значимой представляется и другая задача: литературные гостиные позволяют школьникам раздвинуть рамки времени, стать самим словно бы участниками далёких или недавних времён и событий, играть роли и писателя (поэта), и его современников, и критиков. А чтобы донести всё это до зрителя, необходима кропотливая подготовительная работа учащихся с самыми различными по содержанию и назначению книгами. Кроме того, ведётся процесс обучения учащихся актёрскому мастерству. Вот некоторые темы для литературной гостиной: 
  • Шесть лет промчалось, как мечтанье…(А.С.Пушкин в лицее) 
  • Чистейшей прелести чистейший образец. (А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова
  • «Поверьте мне, я чист душою» (творчество Н.Рубцова
  • Критерием эффективности различных видов внеклассных занятий по русскому языку в школе является активность учащихся в этой работе. В связи с этим особую значимость приобретают внеклассные мероприятия типа соревнований, конкурсов, олимпиада, КВН. Разнообразный и увлекательный по содержанию материал внеклассных занятий, направленный на развитие и совершенствование навыков русской речи, должен соответствовать целям и задачам программной направленности урока русского языка и литературы, его ситуативно-тематическому построению, образовательно-воспитательным целям и задачам. Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.   Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря в народе говорят, что «вначале аз да буки, а потом другие науки» и что «без грамматики не выучишь и математики».   С другой стороны, растет живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся.   Единство же внеклассной работы по литературе объясняется прежде всего тем, что вся она предлагает работу с книгой. Ни литературное краеведение, ни связь с другими искусствами, ни собственное литературное творчество детей в системе внеклассной работы по литературе не должны являться самоцелью. Вся совокупность средств внеклассной работы по литературе направлена на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление знаний по литературе, на расширение их читательского горизонта, на воспитание интереса и любви к чтению.   Цели и задачи внеклассных занятий по русскому языку и литературе существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий.   Урок—это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебными программами и регламентируется школьным расписанием. На уроках школьники получают основные сведения.   Внеклассные же занятия организуются только для желающих и интересующихся вопросами языка и литературы.   Внеклассная работа по русскому языку и литературе имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели:    - привить любовь к русскому языку;    - повысить общую языковую культуру;   - развить интерес к языку как учебному предмету;   - пробудить и поддержать в учащихся постоянную и действенную любовь к литературе.   Указанными целями и определяются задачи:  - расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;   - научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания;   -  развить творческие способности учащихся.   Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе строятся на основе общедидактических принципов; внеурочная работа имеет свои положения, обеспечивающие и гарантирующие успешное ее проведение, а также принципы, связанные со спецификой самого предмета.Основным следует считать принцип добровольности.   Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.   Второй принцип—принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие во внеклассной работе.   Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т.е. ее руководителем.   Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из условий (чувство удовлетворенности при выполнении заданий, преодоление затруднений, повышение успеваемости, удовлетворение от самого участия в внеклассных мероприятиях и т.д.) можно использовать в каждом конкретном случае.   Этот принцип - принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся - способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения.   Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.   Принцип развития способностей детей лежит в основе любой внеклассной работы, в том числе и работы по русскому языку и литературе.   Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях. Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально. Вместе с этим интерес поддерживается использованием занимательных и игровых материалов.   Таким образом, принцип занимательности - один из главных во внеклассной работе, хотя не следует думать, что вся внеклассная работа основывается только на использование игр и занимательных заданий.   При организации внеклассных мероприятий следует помнить и о принципе систематичности. Речь идет не только о систематичности, в течение всего учебного года, проводимой внеклассной работе, но главным образом о содержании внеклассных занятий. Отобранный для работы материал должен представлять собой определенную систему знаний.Но система должна быть разумной, гибкой, выходящей из самой сущности содержания.    Еще К.Д. Ушинский писал: «Голова, наполненная обрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».   Главным на внеклассных занятиях по русскому языку и литературе является принцип развития речи детей. Именно им в основном определяется выбор методов и приемов проведения внеклассных занятий.   Виды и формы работы по русскому языку и литературе необычайно разнообразны. Это различные лингвистические кружки, общества любителей словесности, вечера, олимпиады, конкурсы, литературные гостиные. Чем разнообразнее виды внеклассной работы по русскому языку и литературе, тем живее интерес учащихся к ней.