«Современные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Автор: Степашкина Ольга Викторовна
Современные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Ольга Викторовна Степашкина
МБДОУ Детский сад № 16 г. Арзамаса
Старший воспитатель
Предметно - развивающая среда –
это система материальных объектов деятельности ребёнка,
содержание его духовного и физического развития,
это единство социальных и предметных средств.
На основании ряда документов: ФЗ Об образовании, СанПиНа, основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в дошкольном учреждении, ФГОС, каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе.
Согласно закону Об образовании статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников п.4 педагог обязан развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Статья 64 Дошкольное образование, п. 1: Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.
Актуальность данной проблемы обусловлена социальным заказом для построения предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, а также возможность ее моделирования в условиях современного детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития; возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.
Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в развивающую предметно-пространственную среду. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности, это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.
Вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов в создании развивающей предметно пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС стоит для нашего ДОУ на сегодняшний день особо актуально. Это подтолкнуло к поиску и планированию разнообразных форм методической работы с педагогами ДОУ на основе учета их педагогической компетентности и сформированных педагогических навыков. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
В условиях реформирования системы дошкольного образования ведущими способами общения становятся понимание, признание личности малыша, основанное на умении взрослых занять позицию ребёнка. Воспитатель должен учитывать в своей работе индивидуальные, возрастные особенности каждого ребёнка, его интересы и способности. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.
В процессе изучения проблемы построения предметно-развивающей среды в ДОУ мною было выявлено противоречие между потребностью дошкольного учреждения в построении инновационной предметно - развивающей среды для осуществления работы с детьми и не разработанностью совокупности необходимых для этого условий. Выявленное противоречие определило выбор темы: Современный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагогов ДОУ по вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО, способствующей развитию способностей дошкольников; рост социальной и деловой активности педагогов, достижение современного качества дошкольного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, на основе организации материально-технических условий для развития личностных качеств детей.
В соответствии с целью были определены задачи:
проанализировать развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ;
изучить и внедрить в практику современные подходы к организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ;
повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, расширить представления о современных требованиях и подходах к организации развивающей предметно-поисковой среды для детей дошкольного возраста на основе требований ФГОС ДО;
разработать рекомендации для педагогов по модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их потребностей в субъектном развитии
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов психолого-педагогического исследования: теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической литературы), диагностических (наблюдение, беседы с воспитателями, анализ педагогической документации, анкетирование педагогов), педагогический эксперимент.
Предполагаемый результат: повышение качества работы педагогов по данной теме; разработка докладов, выступлений, презентаций; проведение тренингов, мастер-классов, семинаров-практикумов, конференций; разработка методических рекомендаций, семинаров, консультаций для педагогов и родителей по данной теме; обобщение опыта по исследуемой теме.
В методической работе с педагогическими кадрами была реализована система принципов:
Принцип научности. Он предполагает опору на достижения науки, прежде всего педагогики, психологии, дидактики, менеджмента.
Принцип регионализации. Выбор собственной образовательной стратегии, создание собственной программы развития в соответствии с региональными, социально-экономическими, демографическими, национальными и культурными особенностями.
Принцип горизонтальной координации. Предусматривает полное взаимодействие с учреждениями образования города.
Принцип гибкости и вариативности. Требует периодического пересмотра организационной структуры, содержания и технологии в системе методической работы в соответствии с потребностями и интересами кадров, федеральной и региональной стратегией образования и т. д. Вариативность предусматривает наличие максимального выбора и разнообразия структур, содержания, форм и технологий в совершенствовании профессиональной компетентности.
Принцип непрерывности и преемственности. Обеспечение непрерывности развития методической и общей культуры, выбор видов, темпов и сроков повышения квалификации.
Среди ведущих факторов, составляющих основу в организации методической работы, выделяются следующие:
социальный заказ на творческую личность педагога нового типа;
личностно-гуманная ориентация образования в условиях непрерывности
инновационная деятельность в учреждении для осуществления личностно-ориентированного подхода.
Предметная развивающая среда - система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития дошкольников. Поэтому основная задача педагогов ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это стало отправной точкой для работы над целым направлением — создание развивающей предметно-пространственной среды.
При создании предметно-развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:
Принцип информативности - предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением
Принцип вариативности - сообразно характеру современного образовательного процесса предметно - пространственная среда определяется видом дошкольных образовательных учреждений, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.
Принцип полифункциональностисреды – предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно должно быть условно разделено на 3 части:
-зону для спокойной деятельности;
- зону для деятельности, связанной с использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
- рабочую зону.
Принцип трансформируемостисреды связан с её полифункциональностью - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жёстко закрепляющего функции за определённым пространством).
Принцип интеграции образовательных областей - материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Принцип педагогической целесообразности -позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно - развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Современный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетное направление работы нашего учреждения по приобщению детей к истокам русского народного творчества и включающей региональный аспект. Для реализации этой задачи в группах созданы мини-музеи русского творчества и быта, где дети знакомятся с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством. В этих уголках оформлены альбомы по народному творчеству, имеются самодельные куклы в русских костюмах, собраны предметы русской старины: полотенца, железный утюг, керамические крынки и многое другое. Подобранные предметы русского народного творчества служат местом для игр, развлечений, праздников и бесед с детьми. По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. В группах созданы библиотечки красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, отведено место для театральной деятельности. Имеются уголки ряженья с элементами костюмов и шапочками для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы "би-ба-бо", настольный, теневой и пальчиковый театры, театры на магнитных досках. Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Обязательно мы предусматриваем и полоролевую специфику и обеспечиваем среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Каждая группа нашего ДОУ индивидуальна и своеобразна. Педагоги наполняют ее на основе гендерного подхода, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.
Материалы помещены в пластиковые контейнеры, коробки, которые размещены на стеллажах и легко открываются самими детьми. Каждому виду материалов отведено отдельное место. Они систематически обновляются в зависимости от детского интереса, от умений и навыков, от личных увлечений, половых особенностей детей, а также в зависимости от тематики недели. Материалы располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться; это помогает детям быстрее готовиться к работе, приучать их порядку. Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок проводятся конкурсы и выставки оригинальных поделок (совместно с родителями). Работами детей украшается интерьер детского сада. Это формирует у дошкольников интерес к изготовлению поделок, создается эмоциональный настрой на этот вид деятельности.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития. Необходимым условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние, но и его физическое развитие, и укрепление здоровья. Для этого предметно-развивающая среда групп ДОУ организуется с учётом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Воспитателями создаётся положительное состояние у детей, организуется рациональный двигательный режим, предупреждается детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни и способствует укреплению здоровья. Именно поэтому усилия работников нашего ДОУ направлены на оздоровление дошкольников, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится организация здоровьесберегающей предметно-развивающей среды. В группах созданы физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, в том числе нестандартным оборудованием для обеспечения двигательной активности детей, зоны отдыха для снятия эмоционального напряжения, а так же уголки здоровья, а для реализации образовательной области Безопасность - уголки безопасности.
Работая над данной темой, педагоги нашего ДОУ, воспитанники и родители насыщают развивающую среду новыми элементами: макетами, фотоальбомами, выставками творческих работ и т. д. При создании развивающей среды ДОУ мы позаботились и о формировании информационно - коммуникационной культуры дошкольников. По данным опроса родителей все семьи имеют дома персональный компьютер, поэтому дети воспринимают его как обычную игрушку, не испытывают психологического барьера перед техникой. Это связано с тем, что у дошкольников основной тип мышления – наглядно-образный, а компьютер несет образный тип информации, доступный детям. Педагоги нашего детского сада создали игры-презентации Домашние животные и птицы, Портрет любимой мамочки, Космос и др. и разработали конспекты познавательных мероприятий с применением данных игр. Использование мультимедийной установки в непосредственной образовательной деятельности позволяет организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и помогают осуществлять проектную деятельность. Педагоги активно используют в своей работе Интернет-ресурсы. В ДОУ создан собственный сайт, а также педагоги создали свои группы на сайтах для общения с родителями воспитанников.
В нашем дошкольном учреждении предлагается дополнительная образовательная услуга – кружок Домисолька, и созданы условия для её реализации. Ежедневно встречает гостей музыкальный зал, просторный и эстетически оформленный. Для организации педагогического процесса зал оборудован музыкальным центром, DVD плеером, фортепиано и детскими музыкальными инструментами. В учреждении собрана большая видеотека. Сад располагает большим количеством костюмов. Музыкальный зал оснащен интерактивной доской, а так же проектором и методическим обеспечением для развития музыкальных способностей дошкольников, знакомства с творчеством композиторов, проведения презентаций для детей, педагогов, родителей. Пособия привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. На полу лежит ковёр. Это создает уют и способствует концентрации внимания.
Своеобразной визитной карточкой образовательного учреждения является его территория, важная составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллектив ДОУ стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, для чего ежегодно проводится целый комплекс мероприятий по их оформлению и озеленению, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе. Наряду с сотрудниками воспитанники и их родители также принимают активное участие в этой работе.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому дошкольнику нашего учреждения проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля, выступать в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Педагогический коллектив МБДОУ Детский сад № 16 не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск современных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Таким образом, можно сделать вывод что целенаправленная, планомерная, методическая работа с воспитателями повысила уровень профессионального мастерства, что проявилось в преобразовании ПРС с использованием новых подходов и инновационных введений в организацию ПРС, способствующей развитию способностей дошкольников. В МБДОУ Детский сад № 16 успешно проведена работа по развитию ключевых профессиональных компетентностей педагогов (коммуникативной, регуляторной, информационной, интеллектуально –педагогической как базовой) по развитию умения строить предметно-образовательное пространство группы.
Список используемой литературы:
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ; Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
Методическая литература
1. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ; Мозаика-Синтез, 2010
2. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе дошкольного образования. Под ред. Морозовой Е. В. // Барнаул. 2012 г.
3. Предметно-развивающая среда детского сада; Сфера, 2012. - 128 c.
4. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2011
5. Доронова. Т. Н., Короткова Н. А. "Материалы и оборудование для детского сада".М., 2013
6. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2012 г.
7. Нищеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. Детство- Пресс, 2014 -128с.
8. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2012г.
9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2013