«Числа в загадках, пословицах и поговорках»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Числа в загадках, пословицах и поговорках»
Автор: Пермина Ирина Каиртаевна, Комарова Марина Сергеевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 221
Детский сад комбинированного вида
Проект
Математика вокруг нас
Тема: Числа в загадках, пословицах и поговорках
Воспитатель: Пермина И.К. Комарова М.С.
КЕМЕРОВО 2025
Проектная деятельность
Математика вокруг нас
Тема: Числа в загадках, пословицах и поговорках
1. Название проекта: Математика вокруг нас
2. Воспитатель: Пермина И.К., Комарова М.С.
3. Состав проектной группы: воспитанники средней группы, родители, педагоги.
4. Тип проекта: познавательный, творческий, информационно – исследовательский.
3. Вид проекта: групповой.
4. Срок проведения: весна.
6. Возраст детей: 4- 5 года.
Образовательные области:
Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Методы и приемы:
Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.
Практический – изготовление математических фриз.
Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов.
Актуальность:
Проблема усвоения знаний по математике актуальна из – за недостаточности занятий, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлено на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители. Важно привить детям любовь к математике. Показать ее значимость в нашей жизни Ее важное участие во всех видах деятельности. Проводя занятия по другим видам деятельности доказать детям, что и здесь необходимы знания по математике. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, кратность, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
Проблема:
Дети не имеют достаточных знаний в математике.
Цель:Расширить представления о числах на материале устного народного творчества
Задачи:
– Отбирать загадки, пословицы и поговорки, содержащие числа;
– Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы, поговорки);
Место проведения: территория детского сада.
Ожидаемые результаты:
Расширение кругозора детей в математике и их словарного словаря.
– Работать в группе, планировать и распределять работу между ее членами.
Эту цифру знать изволь:
На баранку похож ноль.
Ноль похож на колобок.
Он пузат и круглобок.
На него похожа кошка,
Если сложится в клубок.
0(ноль) в пословицах и поговорках:
Ноль без палочки;
Ноль внимания;
Абсолютный нуль, круглый ноль;
Сводить к нулю, свести к нулю.
Загадка:
Скачет мячик по страницам.
Ищет он свою сестрицу,
Что имеет вид кольца
Без начала и конца

Тонкая как спица,
Цифра единица.
От неё ведётся счёт,
И за это ей почёт!
1(один) в пословицах и поговорках:
Один в поле не воин;
Одна пчела много меду не натаскает;
Одной рукой в ладоши не хлопнешь;
Одна голова на плечах;
Один за всех и все за одного.
Загадки:
Стоит Антошка наоднойножке;
Его ищут, а он не откликается
На ноге стоитодной, крутит – вертит головой.
Нам показывает страны, реки, горы, океаны
Наоднойноге кружится, беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица, музыкальная
А вот это цифра два.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
2(два) в пословицах и поговорках:
Два сапога – пара;
Одна голова хорошо, а две лучше;
Как две капли воды;
Меж двух огней;
Сидеть меж двух стульев;
Старый друг лучше новых двух;
Одним выстрелом убить двух зайцев.
Загадки:
Двабратца пошли в реку купаться
Два кольца, два конца, посередине гвоздик
У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами
У негодваколеса и седло на раме,
А вот это - посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков
Состоит из двух крючков.
3(три) в пословицах и поговорках:
Заблудиться в трех соснах;
Обещанного три года ждут;
От горшка - три вершка;
Рыдать в три ручья.
Загадки:
Я стою натрехногах, ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль. Как зовут меня?
Троеодним лугом пашут
У него глаза цветные, не глаза, атриогня,
Он по очереди ими сверху смотрит на меня
Вот четвёрка. Не сложна
В написании она:
Слева - угол впереди,
Справа линию веди.
Есть ещё короче путь:
Надо стул перевернуть.
Слева - ножка, справа - спинка.
Очень точная картинка!
4(четыре) в пословицах и поговорках:
Без четырех углов изба не рубится;
Конь на четырех ногах, да и то спотыкается;
На все четыре стороны;
Жить в четырех стенах.
Загадки:
Четыребратца под одной крышей стоят
Вспушит она свои бока, своичетыреуголка.
И тебя, как ночь настанет, все равно к себе притянет
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
5(пять) в пословицах и поговорках:
Как свои пять пальцев;
Пятое колесо в телеге.
Загадки:
Упятибратьев одна работа
Напятипроводах отдыхает стая птах
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
6(шесть) в пословицах и поговорках:
Три волосинки в шесть рядов уложены;
Шестое чувство.
Загадки:
Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шестьног без копыт.
Летит жужжит, упадет – землю роет
На дворе переполох, с неба сыплется горох.
Съелашестьгорошин Нина,
У нее теперь ангина
Чтоб семёрку написать,Уголок рисуй опять.Сверху вниз от уголкаЛинию ведёт рука.До конца её тяни,Посредине прочеркни.Эту цифру - цифру семь,Написать легко совсем!
7(семь) в пословицах и поговорках:
У семи нянек дитя без глазу;
Семь пятниц на неделе;
Семеро с ложкой, один – с сошкой;
Семь раз отмерь, один – отрежь;
Семеро одного не ждут.
Загадки:
Ежедневно всемьутра, я трещу: вставать пора!
Естьсемьбратьев: годами равные, именами разные
У восьмёрки два кружка.Нарисуй снеговика:На одном кружке - другой.Цифра восемь пред тобой!
8(восемь) в пословицах и поговорках:
Весна да осень – на день погод восемь;
На будущую осень, годов через восемь;
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Загадки:
Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.
Голова ивосемьног, вот и весь я – ….
Восемьног, каквосемьрук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк!
Цифра девять. Это есть -
Перевёрнутая шесть.
Наверху рисуй кружок,
Вниз - дугу наискосок.
9(девять) в пословицах и поговорках:
Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше;
За три девять земель.
Загадка:
Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась!
Выводы: в ходе проекта было сформировано представление детей о математических загадках, пословиц.
Заключение:
В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты:
в группе создан математический уголок, в котором собраны наглядно – дидактические пособия, игры, математические фризы, у детей появился интерес к математике; установлены взаимоотношения между детьми и родителями.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы полностью. Внедрены иновационные технологии при работе с детьми и родителями. Сформированы необходимые знания, умения и навыки по овладению ФЭМП. Родители получили консультации и советы.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕКТА:
В своей дальнейшей работе планирую обратить внимание на детей, которым плохо дается овладение ФЭМП и детей, у которых нежелания получать знания. Это особый контингент. Поэтому планирую усовершенствовать свои методы и приемы для работы с такими детьми. Буду делать акцент для заинтересованности таких детей, находить темы, игры, развлечения, которые им интересны. И больше уделять времени в работе с родителями этих детей.
Использованные источники:
1. Е.В. Колесникова Математика вокруг нас с. 84.
2. Дошкольная педагогика №4 – 2011г. Т.А.Пирожкова Использование развивающих игр в работе по развитию математических представлений дошкольников. с.30.
3. Дошкольная педагогика №7 – 2011г. Л.А. Патракова Математика вокруг нас. Использование развивающей среды для формированию элементарных математических представлений у дошкольников. с.16.
4. Дошкольная педагогика №8 – 2011г. Л.П. Бусырева, Л.С.Летягина, Ю.С. Кочура Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников. с.22.
5. И.И. Щелищева; И.Б. Румянцева Математика вокруг нас.
6. Карпенко М.Т. Сборник загадок. Москва, Просвещение,1988.