«Закрепление знаний детей подготовительной группы в летний период перед школой»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Закрепление знаний детей подготовительной группы в летний период перед школой»
Автор: Гудкова Юлия Евгеньевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №35»Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 206.Тел/факс 8(86553) 5-57-02, эл. почта – ,официальный сайт ОКПО 43369282 ОГРН 1202600001670 ИНН/КПП 2623030977/262301001Консультация для родителей«Закрепление знаний детей подготовительной группы в летний период перед школой»Подготовил: воспитательвысшей кв. категорииГудкова Ю.Е.МБДОУ «Детский сад №35»Дата: 20.08.2025г.      Уважаемые родители, для детей подготовительной группы скоро наступит последнее перед школой лето. Кто-то из детей будет продолжать посещать детский сад, кто-то уже будет отдыхать дома. Предлагаю родителям детей, которые не посещают детский сад летом, закреплять перед школой пройденный в детском саду материал.   Рекомендую подборку из развивающих и дидактических игр, упражнений на развитие речи, подвижных, сюжетно-ролевых и творческих игр, некоторые рекомендации по обучению безопасному поведению и по организации отдыха и занятий в летний период. Эти увлекательные занятия помогут вам сделать лето ребенка интересным и полезным, а также  позволят вам самим получить много радости от общения с ребенком. Расширяйте представления ребенка об окружающем мире, играйте, повторяйте упражнения по моторике и артикуляционную гимнастику.        Развивающие и дидактические игры и упражнения     Наблюдайте с детьми за различными природными явлениями: дождь, град, молния, туман, радуга, роса и др. Побуждайте подбирать к словам признаки и действия (Дождь – что делает? – идет, льет, капает, моросит, … . Радуга – какая? – яркая, разноцветная, сверкающая, радостная, … .) В этом вам могут помочь народные заклички, приговорки и детские стихи. Например, такие:Какой дождь?Дождик капал, моросил,Припускал, стучал, косил,Ливнем лил, стеной стоял,Барабанил, травы мял.Дождь слепой и проливной,Нарастающий, грибной,Обложной, висячий, спорый,Сонный, медленный и скорый.Как камыш, стоймя стоячий,И холодный, и горячий.А еще и грозовой,Радужный, полосовой.Параллелями и в сетку,А при ветре – даже в клетку.Вот как много есть дождейДля растений и людей.       Рассматривайте и называйте различные цветы (луговые садовые, полевые), ягоды (садовые и лесные), грибы (съедобные и несъедобные), деревья и кустарники (садовые, лесные и городские), насекомых, птиц. Описывайте их, сравнивайте по цвету, форме, запаху и вкусу. Подбирайте признаки и действия. (Стрекоза – что делает? – летит, кружится, садится, опускается, … .Ландыш – какой? – красивый, белый, ароматный, душистый, … .)       Читайте сказки, короткие рассказы, истории с последующим пересказом.Читайте и заучивайте стихи.Развивайте мелкую моторику. Нужно:ü лепить из пластилина;ü играть с мелкими игрушками (мозаики, конструкторы);ü раскрашивать;ü обводить узоры по точкам с последующим самостоятельным продолжением;ü рисовать узоры по клеточкам и т.п.        Говорите с ребенком о том, какое время года наступит после весны, что происходит в природе с наступление лета (с растениями, с животными, изменения в неживой природе). Вспомните названия все летние месяцы.Игра "Какое сейчас время года"?Родитель зачитывает стихотворение, а ребенок подбирает подходящее слово.В году четыре времени,И все они дружны.Эти четыре времениРебята знать должны!Зимой год начинаетсяВсё снегом покрывается,Весною продолжаетсяЛисточки появляются.Летом солнце греетИ листья зеленеют.Осенью листва желтеет,Ветер сорвёт еёИ по полям развеет.А после осени опятьЗима год будет продолжать.Ребенок должен назвать четыре времени года. Упражнения на развитие речи:        Упражнение «Подбери признак»Лето (какое?) - жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.Цветок (какой?) - красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивый, теплолюбивый.Солнце (какое?) - ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.        Упражнение «Подбери действие»Люди летом (что делают?) – отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.Цветы (что делают?) - растут, цветут, пахнут, расцветают, распускаются, вянут.Люди с цветами (что делают?) – выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, срезают, любуются, рвут, срезают, нюхают, рисуют.        Упражнение «Один - много» Цветок - много цветов, ландыш - много … , мак- много… , колокольчик - много … , ромашка - много … , одуванчик - много … , незабудка - много … , василёк - много … .        Игра «Скажи - какой?» на образование прилагательныхЕсли цветок растёт в саду, то цветок (какой?) - цветок садовый, в поле — полевой, на лугу – луговой, в лесу — лесной; растёт весной – весенний, растёт в комнате — комнатный, растёт летом — летний; лечит болезни — лечебный, растёт много лет — многолетний, одно лето — однолетний, растёт для декора — декоративный, приносит пользу – полезный.       Игра «Скажи - какой» на образование причастийЦветок растёт, он (какой?) — растущий, цветёт — цветущий, вянет – вянущий, пахнет – пахнущий, радует — радующий.        Упражнение «Подбери слово»Весной тепло, а летом еще … (теплее).Весной солнце светит ярко, а летом еще… .Весной птицы поют звонко, а летом еще… .Утром светло, а днем еще… .Вечером темно, а ночью еще… .Мир природы. Насекомые.        Родителям рекомендуется:        Вспомнить и назвать насекомых (пчела, шмель, муравей, стрекоза, муха, комар, бабочка, жук). Назвать части тела насекомых (голова, усики, грудь, брюшко, лапки, крылышки).        Во время прогулки в парке понаблюдать за насекомыми (внешний вид, особенности поведения).Ответить на вопросы:ü Сколько лапок у насекомых? Паук – это насекомое?ü Какую пользу приносят насекомые?ü Зачем нужны вредные насекомые (муха, комар)?ü Где живут насекомые, у кого из них есть домики? (пчелы – в улье, муравьи – в муравейнике, жуки – на деревьях, стрекозы – у водоемов).          Заучите с ребенком физкультминуткуПо утрам всех солнышко поднимает нас,Поднимаем руки мы по команде раз.А над нами весело шелестит листва,Опускаем руки мы по команде два.Ветер тихо клён качает,Вправо, влево наклоняет,Раз – наклон,И два – наклон,Зашумел листвою клён.(Наклоняемся вперёд, руки в стороны)Ветер дует, задувает,Нашу мельницу вращает.(Вдох через нос, руки через стороны вверх. Руки опускаем – выдох). Как совмещать отдых и чтение       Лето — время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Читайте ребенку вслух небольшие рассказы, а он пусть не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.Во время прогулок, поездок вы также можете читать разнообразные вывески, названия магазинов, кафе. Как за лето не утратить речевые навыки ребёнка       Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах своих детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут как укрепиться и войти в привычный стереотип (с вашей помощью), так и потеряться.       Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах. Предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические альбомы, задания по лексическим темам и обучению грамоте, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.       В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Ребенку и логопеду приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!— Ежедневно выполняйте зарядку для языка (артикуляционную гимнастику):1. «Вкусное варенье»2. « Чашечка»3. «Часики»4. «Маляр»5. «Индюк»6. «Качели»7. «Лошадка»8. «Грибок»9. «Чистим зубки»— Продолжайте автоматизировать поставленные звуки. Игры в летний период        Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть игра. В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.   Желательно   использовать различные виды игр: подвижные, малоподвижные, спортивные игры-соревнования, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, дидактические словесные  игры, творческие игры, пальчиковые игры, настольные игры и мн. другие  – с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также учитывая погодные условия.   Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитывается чувство дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности, а в подвижных играх развиваются и закрепляются  все виды движений.  Подвижные игры с детьми на летнем отдыхе       Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх.Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Отправляясь на отдых с детьми на природу, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игр.           Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции, научат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами.       Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет интерес, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей.       Игры с мячом      «Съедобное – несъедобное»Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» — оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.       «Назови животное»Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.       «Догони мяч»Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.         Подвижная игра – сознательная  активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременно выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа « Лови!», « Беги!», « Стой!».       Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность ребенка  в природной подвижности.       Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков (математика, сенсорика, грамота, коммуникабельность и т.д.) Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению  дидактической задачи, влияют на восприятие, память, внимание, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, делать выводы.         При организации подвижной игры следует  придерживаться  следующих правил:ü Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям с учетом их возраста.ü Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.ü Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.ü Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.ü В играх должны решаться как двигательные, так и обучающие задачи.ü Игру нельзя оставлять незаконченной.ü Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным. Организация сюжетно-ролевых игр     В детском саду детей учат играть в коллективе и пользоваться  одними и теми же игрушками. Это непростая задача. Правильная организация сюжетно-ролевых игр выступает как  средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития  детей.     В домашних условиях  или на прогулке с ребенком, вовлекая также и других детей, каждый родитель может с минимумом средств организовать  разные сюжетно-ролевые игры: «Дочки - матери», «Семья», «Магазин», «Больница», «Почта», «Парикмахерская».  К 5-ти годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Роль взрослого - это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. Аккуратно направляя и наблюдая за ходом игры, у вдумчивого родителя может появиться весьма интересный материал для размышлений о том, каким растет ребенок.       Дидактические словесные игры не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание,  память, мышление, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.   Рекомендуемые игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Один много»,  «Назови ласково», «Назови одним словом», «Доскажи слово», «Так бывает или нет», «Какая, какой, какое», «Кто больше  назовёт действий», «Загадай, мы отгадаем», «Четвёртый лишний», «Когда ты это делаешь», «Испорченный телефон», «Нужно – не нужно» и др.        Творческие игры на прогулке  и дома могут  надолго занять ребенка очень интересной и полезной деятельностью, но такими играми желательно руководить и объяснять свойства и качества материалов, возможности использования.  Это могут быть строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками, шишками и т.д. Для эффективности проведения таких игр необходимо иметь наборы формочек для игр с песком, резиновые фигурки людей и животных, солдатиков, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, печатки, карандаши для создания «картин» на песке и т.д.        Рисование  мелками.       Все дети любят рисовать.  В летнее время можно разнообразить занятия  с ребенком  на улице рисованием  цветными мелками.  Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д.      Надувание мыльных пузырей.       Такая игра будет не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку,   соломинку,  кружочек – ведь  чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.