«Патриотическое воспитание дошкольников через любовь к малой родине».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Патриотическое воспитание дошкольников через любовь к малой родине».
Автор: Шайдуллова Ильсияр Ринатовна

Патриотическое воспитание старших дошкольниковчерез любовь к малой родинеPatriotic education of senior preschool children through the love of native landВ статье рассматривается актуальность проблемы патриотического воспитания старших дошкольников. Раскрывается педагогический опыт автора: методы, принципы, формы работы.The article discusses the relevance of problems of Patriotic education of senior preschool children. Reveals the pedagogical experience of the authors: methods, principles, forms of work.Ключевые слова: Родина, родной город, патриотические чувства /homeland, hometown, Patriotic feelings.Маленькая родина все равно большая,ведь она единственная.Ж. РенарВ проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром.В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать, в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Недостаточной является и работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Задача педагогов и родителей – формировать духовно- нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, воспитывать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным гражданином своей страны.Только целенаправленная работа по патриотическому воспитанию может привести к целостному процессу социальной адаптации, жизненному определению и становлению личности дошкольника. Углубленная, обогащённая по содержанию работа по патриотическому воспитанию, которая начинается с детства, дает в итоге большой эффект.Представленный опыт раскрывает взаимодействие семьи и детского сада по формированию патриотических чувств у старших дошкольников.Целью создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:формировать у детей познавательный интерес к получению новых знаний о «малой родине», к культурно-историческому наследию нашего города;обобщать и систематизировать представление детей о семье; о родовых корнях семьи;способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. Планируя работу по патриотическому воспитанию стараемся охватить все образовательные области ФГОС ДО и использовать различные технологии, формируя у детей потребность осознания себя неотъемлемой частью малой родины. Связываем воспитательную работу с социальной жизнью города, которая окружает ребенка.В своей работе используем наиболее эффективные формы работы – организованные занятия, выставки, викторины, конкурсы, тематические праздники, экскурсии, наблюдения, встречи с ветеранами ВОВ, почетными людьми города, поисково-исследовательскую работу, проведение часов поэзии.Собранный материал по патриотическому воспитанию был систематизирован и оформлен в виде альбомов «Моя семья», «Город фонтанов», «Святые места города», «Славные имена города», «Мой город – не столица, буду я тобой гордиться!», «Профессии нашего города». На информационных стендах детского сада представлены достопримечательности родного города, предприятия нашего города, угледобывающая промышленность.Большую работу провели по сбору архивных материалов по истории города Полысаево. Материал представлен по темам: «Любимые места горожан», «История создания сквера молодоженов», «Парк культуры и отдыха им. И. И. Горовца».В целях обогащения развивающей среды в ДОУ изготовлены настольные макеты: «Аллея молодожёнов», сквер «Единый Кузбасс» и «Новостройки города». Элементами предметной эвристической среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем, разработанных педагогами ДОУ: «Дома бывают разными», «Транспорт нашего города», «Лабиринт», «Профессии города», «Гербы городов области». Составлен кроссворд «Наш город» и другие.В детском саду создан мини-музей родного города, в котором собраны коллекции старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества: вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки. Наполнение мини-музея способствует расширению кругозора и вызывают огромный интерес у детей и родителей к поисково- исследовательской деятельности.В целях развития познавательной активности по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста активно используем ИКТ: прослушивание аудиокассет со стихами, музыкальными произведениями разного характера; просмотр видеофильмов.Важным моментом является работа по взаимодействию с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей патриотических чувств. Для этого нами было организовано детско-родительское объединение «Истоки», которое работает по программе «Моя малая Родина». Незабываемые встречи со старшим поколением дали мощный толчок для проведения поисково-исследовательской работы к 30-летию города Полысаево. Родители с детьми с интересом погрузились в историю своих семей. Были созданы коллажи «Семейное древо», мини-музей «Бабушкин сундук», которые раскрыли семейные ценности.Итогом работы детско-родительского объединения «Истоки» стало проведение презентации, выставки собранного материала. Совместные праздники: «Фестиваль семейного творчества», «Я живу на земле Сибирской», «Семейный архив». Викторины «Сказки из страны детства», «Белая ромашка» ко дню Семьи, Любви и Верности, «Путешествие в прошлое». Проводимые мероприятия позволяют поддерживать мотивацию познавательной активности, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Большое значение имеют семейные экскурсии по родному городу, посещение отдельных предприятий и учреждений и т.д. Итоги таких экскурсий запечатлены родителями в фотовыставке, и снятых видеороликах.Таким образом, систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления. Используя эффективные методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств, повысилась у детей познавательная активность по изучению родного города, традиций семьи, в положительную сторону изменился духовный мир детей. У воспитанников укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, они почувствовали весомую поддержку со стороны родителей и педагогов в своих начинаниях.Мы убедились, что наша дошкольная организация выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине.Получив положительные результаты по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, мы наметили дальнейшие перспективы работы по данной проблемеЛитератураБуре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст]: для занятий с детьми 3 – 7 лет /сост. Р. С. Буре. – М.:МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2012 – 80с.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст]: для занятий с детьми 4 – 7 лет /сост. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.:МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016 – 80с. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников [Текст]: / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. - Скрипторий, 2016 – 96 с.