Конспект занятия "В гостях у звука "В"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия "В гостях у звука "В"
Автор: Хорольская Наталья Сергеевна


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО
ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Воспитатель МБДОУ № 40
Хорольская Наталья Сергеевна
Старшая группа
Цель: закреплять правильное произношение звуков [в] – [в,];
Задачи: развивать фонематическое восприятие и умение выделять звуки [в] - [в,] в словах; учить детей различать слова, обозначающие один предмет или несколько; работать с обобщенными понятиями слов.
Оборудование: наборное полотно, набор картинок, зеркала, карандаши-штампы, пособие Т. И. Гризик Маленький помощник.
Ход занятия
1. Воспитатель. Помните, мы оставили на время ворону, сидящую на заборе? Слушайте, что было дальше.
Скучно стало сидеть вороне на заборе. И решила она слетать в лес. Уже темнело. Ворона летала от одного дерева к другому. Вдруг ветер усилился, и в лес пожаловала вьюга. Она щвыряла снег, заметая следы зверей и птиц, и громко выла: в-в-в.
Дети повторяют звуки за воспитателем.
- Ворона нашла большую развесистую ель и спряталась на ней. А вьюга все сильнее выла: в-в-в.
Дети повторяют.
Хорошо белке в теплом сухом дупле, вход в которое она закрывала пушистым хвостиком. Ей не страшна вьюга.
Дети воют: В-в-в.
Хорошо и медведю в теплой берлоге. Сосет себе лапу и не слышит страшный вой: в-в-в.
Дети повторяют.
Лиса уютно устроилась в своей норе, свернулась клубочком, прикрылась пушистым хвостом.
Дети воют: В-в-в.
Даже заяц вырыл в сугробе ямку и спрятался от вьюги.
Дети воют: В-в-в.
Одна ворона сидит нахохлившись. Холодно ей, страшно. Мороз к утру стал крепчать, а вьюга – утихать.
Сначала педагог, а затем дети произносят: Вь-вь-вь.
Успокоилась ворона, но вдруг услышала прямо под елью, на которой она сидела, вой волка: в-в-в.
Дети повторяют.
Жалуется Волк на свою волчью жизнь, обижается на вьюгу, которая все заячьи следы замела. Ворона согласилась с волком. Трудно зимой птицам и зверям.
2. Артикуляция звука.
- Дети, как выла вьюга в лесу ночью? (В-в-в.)
- А к утру? (Вь-вь-вь.)
- Как выл голодный волк? (В-в-в.)
- Вот с каким интересным звуком мы сегодня познакомились! Чтобы правильно его произносить, нужно нижнюю губу прижать к верхним зубам, верхнюю немного приподнять, а горлышко при этом должно дрожать.
Дети при анализе произнесения звука пользуются индивидуальными зеркалами.
3. На наборном полотне воспитатель выставляет предметные картинки. (Примерный перечень: волк, волны, дерево, сливы, ветка, ведро, вилка, валенки, варежки, ватрушка.)
Воспитатель просит назвать предметы и ответить на вопрос:
- Какие из этих слов обозначат один предмет, а какие – несколько (или много)?
- Где слышатся звуки [в] - [в,]?
4. Воспитатель просит показать картинки, на которых изображены зимняя одежда и обувь (валенки, варежки).
- Сегодня мы выучим с вами стихотворение М. Шварца Валенки:
Валенки у Валеньки.
Не велики, не маленьки.
В снег провалились.
А с ног не свалились.
Дети заучивают стихотворение. Воспитатель следит за правильным произношением звуков [в] - [в,].
5. Развитие мелкой моторики.
Работа с карандашом – штампом: тема Зайка в беде в пособии Т.И. Гризик Маленький помощник (М.: Просвещение, 2003. – С. 12-13).
Анализ занятия: Звуковая культура речи
(старшая группа)
Татьяна Анатольевна занятие проводила с подгруппой детей, решала задачи мотивации детей на деятельность и закрепление правил произношения изолированного звука [в], [в,]. На занятии использовала репродуктивный метод, прием рассказа. А так же прием привлечения внимания – модуляцию голоса. Об эффективности данных приемов можно судить по вниманию детей во время прослушивания и желанию узнать, что было дальше.
Во второй части занятия дети закрепляли правильную артикуляцию звуков [в], [в,], использовала объяснительно-иллюстративный метод и практическая деятельность детей с зеркалами. По результатам наблюдений за детьми можно сделать вывод, что использование данных дидактических средств было эффективно. Для развития фонематического слуха Татьяна Анатольевна использовала репродуктивный метод, прием беседы. Прием заучивания стихотворения был подкреплен выполнению подражающих движений, что способствовало повышению интереса к более быстрому запоминанию стихотворения. Дети действовали в соответствии с указанием педагога, проявляли интерес к занятию, использование игрового сюжета способствовало решению программных задач.
Вывод:
Татьяна Анатольевна использовала разнообразные методические приемы, повышающие интерес детей к занятию и имеющие развивающий характер.
Задачи занятия выполнены, дети демонстрировали правильное произношение звуков, находили место звука в словах, что подтверждает развитый фонематический слух.
Зам. заведующего по УВР ____________
Дата __________________
Ознакомлена: _____________