Копилка кейсов для уроков по химии в 8 классе.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Копилка кейсов для уроков по химии в 8 классе.
Автор: Милютина Татьяна Юрьевна
ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ ДЛЯ УРОКОВ ПО ХИМИИ В 8 КЛАССЕКейс №1Едкий натр, каустическая сода, гидроксид натрия. Это всё названия одного и того же вещества. Это бесцветные кристаллы находящие широкое применение в химической, текстильной, мыловаренной и многих других отраслях промышленности. Оно гигроскопично, хорошо растворяется в воде с выделением большого количества теплоты, при попадании на кожу вызывает сильные ожоги, особенно опасно при попадании в глаза.– Какова формула этого вещества?– К какому классу соединений оно относится?– Почему его называют гидроксидом?– Почему гидроксид натрия называется щелочью, едким натром?– Как и почему изменяет окраску индикаторов водный раствор этого вещества?– Какие типы реакций характерны гидроксиду натрия?– Что является продуктами реакций взаимодействия гидроксида натрия с кислотными оксидами, кислотами? Запишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.– С какими ещё веществами взаимодействует гидроксид натрия? Приведите примеры.– Какие ещё гидроксиды существуют? Почему их так называют?Кейс №2В 1825 году был получен металл, который ценился дороже золота. Погремушка сыны Наполеона III была изготовлена из этого металла, а самый богатый королевский двор Европы имел столовые приборы, изготовленные из этого металла. По распространённости в природе он занимает четвёртое место среди всех элементов и первое среди металлов(8,8% от массы земной коры). Он стал вторым по значению металлом XX века после железа. Кстати, по объёму производства он занимает второе место в мире после выплавки чугуна и стали. Он входит в состав различных пиротехнических смесей.– О каком металле идёт речь?– Каково положение этого металла в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.– Каково строение атома этого металла?– Какими физическими свойствами он обладает?– В какие химические реакции вступает это вещество и какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.– Почему при обычных условиях изделия из этого металла устойчивы к воздействию факторов окружающей среды?– Почему до конца XIX века этот металл был на вес золота?– На каких свойствах этого металла основано его применение в народном хозяйстве?– Почему посуду из этого металла называют посудой бедняков?Кейс №3Одним из наиболее распространённых в природе веществ является вода. Без воды невозможна жизнь на Земле. Наша планета названа голубой потому, что две третьих её поверхности занимает вода. Организм человека примерно на 65% - 75% состоит из воды. Нормальная жизнедеятельность любого живого организма невозможна без пресной воды. Для хозяйственной деятельности человек также использует только пресную воду. На пресную воду приходится 2,6% от её общего содержания, да и то основная часть пресной воды сосредоточена только в виде льда, полярных шапок Северного и Южного полюсов и недоступна для потребления. Доля жидкой воды, доступной для использования, составляет всего 0,014% от общих запасов воды.– Что является источником пресной воды?– Каков качественный и количественный состав молекул воды?– Почему в природе нет чистой воды?– В каких агрегатных состояниях встречается вода в природе?– Какими физическими свойствами обладает вода?– Каковы основные источники загрязнения воды?– Каковы методы очистки воды?– Каковы способы получения чистой воды в лаборатории, в промышленности?– При каких условиях протекают химические реакции получения воды в лаборатории, в промышленности?– Почему вода является универсальным растворителем?– С какими веществами может взаимодействовать вода? Какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите полученные вещества.Кейс №4Во вселенной самым распространённым элементом является водород. На его долю приходится около 75% от всей массы Вселенной, или свыше 90% всех её атомов. На Земле водород в свободном состоянии практически не встречается, он образует с углеродом все органические вещества, т.е. входит в состав живой оболочки Земли – биосферы. В земной коре – литосфере – массовое содержание водорода составляет всего лишь 0,88% от всей её массы, т.е. он занимает девятое место среди всех химических элементов. Но по числу атомов, приходящихся на долю водорода, ему принадлежит почётное третье место. Только в высших слоях атмосферы содержится молекулярный водород в свободном состоянии; его содержание составляет меньше миллионной части общего объёма воздушной оболочки Земли.– На основании положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева охарактеризовать строение атома водорода.– Какие изотопы водорода вам известны?– Охарактеризуйте физические свойства водорода.– С какими веществами может взаимодействовать водород? Напишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.– Какие степени окисления проявляет водород при взаимодействии с металлами, с неметаллами?– Почему водород практически не встречается на Земле в свободном состоянии?– Почему водород назвали водородом?Кейс №5Серовато – белый порошок энергично взаимодействует с водой с выделением большого количества тепла и называется негашеной известью. Это вещество находит широкое применение в строительстве, химической промышленности, сельском хозяйстве, металлургии, водоочистке.– Назовите это вещество.– К какому классу соединений относится данное вещество?– Каков качественный и количественный состав этого вещества?– Какие вещества образуются при взаимодействии негашеной извести с кислотными оксидами, с кислотами? Запишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.– Что образуется при взаимодействии негашеной извести с водой? Составьте уравнение реакции.– Почему эту реакцию называют гашением?Кейс №6На Земле живут три братаИз семейства КарбонатовСтарший брат – красавец МРАМОР,Славен именем Карары,Превосходный зодчий. ОнСтроил Рим и Парфенон.Всем известен ИЗВЕСТНЯК,Потому и назван так.Знаменит своим трудом,Возводя за домом дом.И способен, и умелМладший мягкий братец МЕЛ.Как рисует, посмотри,Этот СаСО3!Любят братцы порезвиться,В жаркой печке прокалиться.СаО да СО2 образуется тогда.Это углекислый газ,Каждый с ним знаком из вас,Выдыхаем мы его.Ну а это СаО –Жарко обожженная ИЗВЕСТЬ НЕГАШЕНАЯ.Добавляя к ней воды,Тщательно мешая,Чтобы не было беды,Руки защищаем.Круто замешенная ИЗВЕСТЬ, но ГАШЕНАЯ!Известковым молокомСтены белятся легко.Светлый дом повеселел,Превратив известку в мел.Фокус – покус для народа:Стоит лишь подуть сквозь воду,Как она легко – легкоПревратится в молоко!А теперь довольно ловкоПолучаю газировку:Молоко плюс уксус. Ай!Льётся пена через край!Все в заботах, все в работеОт зари и до зари –Эти братья Карбонаты,Эти СаСО3!(Е.С.Ножко, А.П.Сугатов,учителя средней школы г.Белогорск, Республика Крым)– К какому классу соединений относятся карбонаты?– Как складываются названия солей?– Какими химическими связями образованы соли?– При взаимодействии каких веществ образуются соли?– Какими химическими свойствами обладают соли?– О каких ещё классах соединений говорится в стихотворении? Выпишите их и назовите.– Запишите как можно больше реакций, упомянутых в данном тексте. Укажите типы реакций.Кейс №7Соляная кислота (раствор хлористого водорода в воде) применяется в гидрометаллургии и гальванопластике, для очистки поверхности металлов при паянии и лужении, для получения хлоридов различных металлов. Составная часть желудочного сока: разведённую соляную кислоту назначают внутрь главным образом при заболеваниях, связанных с недостаточной кислотностью желудочного сока.– Химическое название соляной кислоты?– Какой класс соединений называют кислотами?– На какие группы делятся кислоты?– С какими веществами взаимодействуют кислоты?– Какие типы реакций характерны кислотам?– С какими металлами взаимодействуют кислоты?– Что является продуктами взаимодействия кислот с металлами, основными оксидами, основаниями? Запишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.Кейс №8«Разделение смесей веществ»Искусство разделения смесей сыграло важную роль в открытии многих химических элементов. Так, например, целое столетие люди работали с самородной платиной, не подозревая, что имеют дело со смесью, содержащей кроме платины целый ряд химических элементов. В начале XIXвека английский ученый У. Волластон обнаружил и выделил из самородной платины осмий и иридий. И, наконец, в 1841 году русский химик К. Клаус выделил из остатков обработки сырой платины химический элемент, который он назвал в честь России – рутением.Попробуйте решить аналогичную задачу разделения смеси, конечно, менее сложной, чем та, с которой столкнулись перечисленные ученые.Вам выдана смесь медных, цинковых, железных и алюминиевых опилок. Определите массовую долю каждого металла в ней.Кейс №9«Физические и химические явления»Безводный сульфат меди – белого цвета. При растворении безводного сульфата меди в воде наблюдается разогревание и раствор окрашивается в голубой цвет. Происходит ли при этом физическое или химическое явление? Ответ обоснуйте.При нагревании кристаллического йода при атмосферном давлении иод не плавится, а сразу переходит в газообразное состояние (сублимируется). Относится ли данное превращение к химическому?Кейс №10«Разделение смесей веществ»В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Городской мусор содержит много ценных веществ: алюминий (крышки от молочных бутылок, фольга от чая, конфет), олова (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор – совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из нее веществ в чистом виде – дело очень трудоемкое и дорогое.Пока не найдены эффективные и простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов.Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующая мусор, а также компоненты этой смеси в чистом виде. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Определите массовую долю каждого компонента в смеси.Кейс №11«Вода»Одним из наиболее распространённых в природе веществ является вода. Без воды невозможна жизнь на Земле. Наша планета названа голубой потому, что две третьих её поверхности занимает вода. Организм человека примерно на 65% - 75% состоит из воды. Нормальная жизнедеятельность любого живого организма невозможна без пресной воды. Для хозяйственной деятельности человек также использует только пресную воду. На пресную воду приходится 2,6% от её общего содержания, да и то основная часть пресной воды сосредоточена только в виде льда, полярных шапок Северного и Южного полюсов и недоступна для потребления. Доля жидкой воды, доступной для использования, составляет всего 0,014% от общих запасов воды.– Что является источником пресной воды?– Каков качественный и количественный состав молекул воды?– Почему в природе нет чистой воды?– В каких агрегатных состояниях встречается вода в природе?– Какими физическими свойствами обладает вода?– Каковы основные источники загрязнения воды?– Каковы методы очистки воды?– Каковы способы получения чистой воды в лаборатории, в промышленности?– При каких условиях протекают химические реакции получения воды в лаборатории, в промышленности?– Почему вода является универсальным растворителем?– С какими веществами может взаимодействовать вода? Какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите полученные вещества.Кейс №12«Простые вещества неметаллы»Самый крупный в истории человечества алмаз, названный Куллинаном по имени владельца шахты Томаса Куллинана, нашли в южной Африке в 1905 году. Второй по величине алмаз «Санси» был найден купцом на дне глубокого ущелья, в Индии в середине 11 века. Из-за чего алмаз и графит, являясь аллотропными модификациями одного и того же вещества, имеют такие разные свойства?