Разработка и внедрение технологии личностно - ориентированного здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка и внедрение технологии личностно - ориентированного здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении
Автор: Маркелова Елена Львовна

Маркелова Елена Львовнастарший воспитатель групп дошкольного образования МБОУ СШ № 36г. ТверьРазработка и внедрение технологии личностно - ориентированного здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении Главной целью каждого дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья дошкольников, данному вопросу уделяется большое внимание на всех уровнях, от государственной политики до работы каждого педагога. Нормативные документы, регламентирующие деятельность1. Конституция РФ (статьи 41,42)2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденная Постановлением Правительства РФ № 294 от 15.04.2014г.3. ФЗ РФ от 21.11. 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"4.  Приказ Минздрава России № 125 Н от 21.03.2014 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». (с изменениями от 03.02.2021 г)5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) Обратимся к статье 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273- ФЗ1. Охрана здоровья обучающихся:п. 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;(п. 1 в ред. Федерального  от 03.07.2016 N 313-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и ;4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.(в ред. Федерального  от 26.07.2019 N 232-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) В данной статье проанализируем работу дошкольной образовательной организации по исполнению указанных требований закона. В группах дошкольного образования МБОУ СШ № 36 г. Твери коллективом разработана и реализуется технология личностно – ориентированного здоровьесбережения всех дошкольников. Технология личностно – ориентированного здоровьесбережения разрабатывалась коллективом как комплексная технология, как с точки зрения охвата всех участников образовательного процесса, так и многоаспектности деятельности. Технология реализуется педагогическим коллективом ОУ при непосредственном сопровождении медицинскими работниками, при обязательном участии родителей, базируется на основных положениях частных или узкоспециализированных технологий:- медицинские: сбор и анализ данных соматического здоровья, профилактика заболеваний, коррекция и реабилитация соматического здоровья, санитарно-гигиеническая деятельность медицинских работников, психологические (специалистами)образовательные:- образовательные информационно-обучающие- образовательные воспитательные- социальныеТак и комплексных здоровьесберегающих технологий, таких как: профилактика заболеваний в системе физкультурно-оздоровительной работы, валеологические технологии, технология формирования здорового образа жизни (в том числе «респираторного этикета»), технология здорового питания в ОУ и семье. Цель создания и реализации технологии: создание в ОУ оптимальных условий для укрепления физического и психического здоровья детей средствами прогнозирования и активизации оздоровительной и профилактической работы через взаимодействие всех участников образовательных отношений: администрация, педагоги, медицинские работники, родители 1. Задача, направленная на создание организационно-педагогических условий.- Повысить эффективность мероприятий, способствующих достижению позитивной динамики в укрепление физического и психического здоровья детей средствами прогнозирования и активизации оздоровительной и профилактической работы - Повысить эффективность взаимодействия ОУ и отделения оказания медицинской помощи воспитанникам при реализации технологии личностно – ориентированного здоровьесбережения всех дошкольников ДГ- Повысить качество работы с часто и длительно болеющими детьми2. Задача, направленная на создание кадровых условий.- Повысить уровень владения педагогами методами и приемами прогнозирования и активизации оздоровительной и профилактической работы и реализации технологии личностно – ориентированного здоровьесбережения дошкольников в системе физкультурно-оздоровительной работы.- Повысить качество исследовательской деятельности педагогов в рамках реализации технологии личностно – ориентированного здоровьесбережения дошкольников в системе физкультурно-оздоровительной работы- Активизировать педагогическую практику по формированию у детей «респираторного этикета»3. Задача, направленная на создание методических условий.- Обеспечить методическую основу достижения позитивных результатов в укреплении физического и психического здоровья детей средствами прогнозирования и активизации оздоровительной и профилактической работы и создании технологии личностно – ориентированного здоровьесбережения дошкольников в системе физкультурно-оздоровительной работы.- Разработать и внедрить в ОУ технологию личностно – ориентированного здоровьесбережения дошкольников в системе физкультурно-оздоровительной работы.4. Задача, направленная на создание материально-технических условий.- Обеспечить исполнение в ОУ требований СанПиН к температурному, влажностному, питьевому, двигательному и др., режимам, через создание здоровьесберегающей среды- Пополнить предметно-пространственную развивающую среду групп и участков детского сада оборудованием для реализации технологии личностно – ориентированного здоровьесбережения детей в системе физкультурно-оздоровительной работы.5. Задача, направленная на создание финансовых условий.- Обеспечить расходование средств в соответствии с финансово-хозяйственным планом.6. Задача, направленная на взаимодействие с родителями.- Способствовать осознанию родителями необходимости проведения оздоровительной и профилактической работы с детьми по укреплению физического и психического здоровья детей.- Организовать планомерную работу по медико-педагогическому просвещению родителей- Организовать реализацию технологии по направлению «Работа с родителями» через работу клубов «Малышок», «Ответственное родительство» В технологии на первый план выдвигается личностно-ориентированное здоровьесбережение каждого воспитанника на всем протяжении дошкольного детства. Для исполнения пп.1 «наблюдение за состоянием здоровья обучающихся» N 273-ФЗ, при поступлении ребенка в ОУ необходим сбор данных о «стартовом» состоянии здоровья ребенка и в последующем, постоянный мониторинг изменений в этом состоянии Технология личностно-ориентированное здоровьесбережение позволяет собрать данные, обобщить их и разработать тактику и стратегию дальнейшей деятельности по здоровьесбережению и улучшению «стартовых» показателей, создана на основе проведенных и обобщенных исследований;1. Исследование и обобщение основных показателей состояния здоровья всех воспитанников- группа здоровья- группа физического развития- наличие хронических диагнозов- антропометрические показатели физического здоровья и развития воспитанников, с учетом границы нормальных вариантов массы тела/веса при разном росте (для Центральных районов России)- определение инфекционного индекса (ИН) – отношение суммы всех случаев острых заболеваний в течение года к возрасту ребенка. На первых этапах работы педагоги, совместно с отделением оказания медицинской помощи воспитанникам, в рамках работы адаптационного клуба «Малышок», проводят:- анализ медицинских карт воспитанников- сбор данных, через анкетирование родителей – анкета № 1 (анкета позволяет получить данные о наличии/отсутствии патологии беременности, родовых осложнений, а так же наличии/отсутствии заболеваний у детей в первые годы жизни) - анализ сочинений родителей по теме «Наш ребенок» (в сочинении родители, как правило, несколько членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, старшие дети, рассказывают о сформированности психических процессов: речь, социализации ребенка: общение с родителями, родственниками, старшими детьми, организации питания, сна и др.,) Данные, собранные из этих источников, позволяют оценить риски, связанные с перинатальным периодом развития ребенка, сформированность культурно-гигиенических навыков, культуры питания, отдыха и другое.На основе полученных данных составляется первичный паспорт здоровья каждого ребенка, а также сводная таблица состояния здоровья вновь поступивших воспитанников. Следует отметить, что сравнительный анализ сводных данных за три года показал снижение количества детей с первой группой здоровья и увеличение числа воспитанников с третьей группой здоровья при поступлении в ОУ. Прослеживается тенденция к ухудшению уровня здоровья малышей уже в раннем дошкольном возрасте, а также наличие у детей хронических или врожденных заболеваний. Тем актуальнее становится вся работа участников образовательных отношений по сохранению здоровья и оздоровлению детей, имеющих «стартовые» заболевания. На следующем этапе работы воспитатели выстраивают индивидуальный адаптационный маршрут воспитанников, по окончании адаптации проводится медико-педагогическое совещание по разработке тактики и стратегии работы по индивидуально-личностному здоровьесбережению вновь принятых детей. Для детей 2-го и последующих лет обучения в начале года проводится ежегодная плановая диспансеризация специалистами медиками. На основании полученных данных, медицинскими работниками готовятся рекомендации, которые заносятся в индивидуальные карты здоровья, в которых определены конкретные действия: медицинских, педагогических работников и родителей детейПп. 2 № 273-ФЗ «проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2. Важным условием работы ОУ, тем более в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, является создание здоровьесберегающей среды в каждой группе:- оборудование групп рециркуляторами, термометрами комнатными, гигрометрами, увлажнителями воздуха- проведение ежедневных замеров: температуры воздуха, влажности воздуха- приведение параметров температуры и влажности в нормативные показатели- разработка оптимальных графиков: проветривания, влажной уборки Микроклимат в квартире, доме, помещениях ОУ — это важная составляющая здорового образа жизни. Слишком низкие или высокие показатели влажности и температуры негативно отражаются на здоровье и самочувствии, а потому важно следить за ними и вовремя корректировать. Причем доказано, что показатели влажности, влияют на ребенка в большей мере, чем температура окружающего воздуха. Влажность воздуха влияет на дыхательные пути, работу мозга, состояние кожи и оболочки глаз. Слишком сухой воздух дети переносят сложнее и с более серьезными последствиями, нежели взрослые. При длительном пребывании в помещении с сухим воздухом у ребенка может развиться аллергия на пыль, переходящая в затяжной бронхит или астму. При избыточной сухости воздуха ухудшается состояние кожи (становится будто обветренная), появляется раздражение слизистой носа, ангина, возникают проблемы с дыханием. Пересушенный воздух затрудняет поступление в организм кислорода, ухудшается самочувствие, снижается концентрация внимания, ребенок становится раздражительным и утомленным. При избыточной влажности воздуха у ребенка проявляются аллергические реакции, может начаться ринит, бронхит, астма. Из-за слишком влажного воздуха на окнах появляется конденсат, и образовывается благоприятная среда для размножения грибка, плесени и болезнетворных микробов. Относительная влажность воздуха в помещении, в котором находятся дети, должна быть от 40 до 60 %. Оптимальная температура и влажность для ребенка — залог его здоровья и правильного развития.Во всех помещениях ОУ постоянно контролируется и поддерживается оптимальная влажность и температура воздуха, комфортная для детского организма.Организация оптимального питьевого режима: Вода – самый большой по объему потребления «продукт питания» в рационе человека, универсальное вещество, без которого невозможна жизнь. Организм новорожденного ребенка состоит из 86 % воды. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка, и, в среднем, составляют 80 мл на 1 кг его веса. При нахождении ребенка в дошкольном образовательном учреждении полный день, ребенок должен получить не менее 70 % суточной потребности в воде. Санитарные правила и нормативы строго не регламентируют подходы ОУ к организации питьевого режима для каждого ребенка, в требованиях прописано, что питьевой режим организуется в соответствии с потребностями детей, но анализ показал, что ребенка нужно побудить к питью, кроме того внутри семьи культура питья не всегда сформирована. Мониторинг потребления детьми групп питьевой воды проводился как в ОУ на протяжении всего дня, так и дома. Данные суммировались и показали, что дети употребляют в течение дня чистой питьевой воды в среднем от 150 до 550 грамм, что в полном объеме не восполняет потребности детского организма. На основании полученных данных было разработано Положение о питьевой минутке в ОУ. Питьевая минутка введена в режим дня.Организация сбалансированного питания: При поступлении детей в ОУ через собеседование с родителями, анализ сочинений «Наш ребенок» внимательно изучается вопрос формирования культуры питания детей. В ОУ организовано 5-разовое питание воспитанников в соответствии с 20- дневным меню, имеющим положительное заключение Роспотребнадзора. Было проведено анкетирование родителей «Меню выходного дня». Анализ анкет по организации питания детей дома показал, что большинство семей не организуют оптимально сбалансированное питание детей, в рационе семьи много «вредных» для детей продуктов: сосиски, пельмени. Практически отсутствуют овощные блюда, печень, мало кисломолочных продуктов, их в основном заменяют сладкими йогуртами. С родителями была проведена консультация по данному вопросу совместно с медицинскими работниками, а также организовано медико-педагогическое совещание.В рамках технологии создана система физкультурно-оздоровительной работы.Система физкультурно-оздоровительной работыЦель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
  • принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
  • принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками
  • принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительныхзадач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видовдеятельности
  • принцип результативности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья
  • принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.
  • Основные направления физкультурно-оздоровительной работы1. Создание условий
  • организация здоровьесберегающей многокомпонентной среды в ОУ
  • обеспечение благоприятного течения адаптации вновь принятых детей, с учетом индивидуальных потребностей
  • выполнение санитарно-гигиенического режима
  • 2. Организационно-методическое и педагогическое направление
  • пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
  • изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
  • систематическое повышение квалификации педагогических кадров по вопросу
  • составление индивидуальных планов оздоровления детей
  • определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
  • 3. Физкультурно-оздоровительное направление
  • решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
  • коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье.
  • 4. Профилактическое направление
  • проведение диспансерных обследований и выявление патологий;
  • проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний;
  • предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики;
  • дегельминтизация;
  • оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
  • Система оздоровительно – профилактической работыВоспитатели групп ежегодно реализуют здоровьесберегающие проекты, под общим девизом: "За здоровьем в детский сад!"В учреждении оптимизирован двигательный режим. Анализ инструктором ФИЗО двигательного режима показал, что наименьший объем двигательной активности детей фиксируется, когда воспитанники находятся в помещении группы, что, конечно, вызвано условиями пребывания в замкнутом пространстве. С целью оптимизации двигательного режима в режим дня всех групп была включена "Прыг-скок минутка" разработано Положение о минутке, музыкальным руководителем подготовлена подборка музыкальных зарисовок. В ОУ проведена диагностика культуры здоровья для детей дошкольного возраста в рамках проведения тематического контроля по теме:"Состояние работы по сохранению и укреплению здоровья детей посредством организации оптимального двигательного режима в ОУ"Разработаны вопросники для воспитателей:«Создание эффективного двигательного режима как условие повышения качества работы по сохранению и укреплению здоровья детей »Подготовлены схемы самоанализа работы воспитателя по проведению различных форм физкультурно – оздоровительной работы с детьмиВоспитателями всех групп составлены перспективные планы «Оснащение предметно-пространственной развивающей среды атрибутами и пособиями здоровьесберегающей среды: закаливание, коррекция осанки и плоскостопия и тд" Важным моментом в формировании навыков здорового образа жизни является формирование у дошкольников респираторного этикета. «Респираторный этикет» - это свод простых правил респираторного поведения в общественных местах, направленных на ограничение распространения респираторных заболеваний, вирусов гриппа (коронавируса). Педагоги в игровой форме рассказывают детям о путях распространения вирусных инфекция от человека человеку через вдыхание мельчайших капелек, образующихся при кашле и чихании и учат детей приемам личной защиты и минимизации опасности заражения для окружающих. Описанная система призвана улучшить качество оздоровительной работы в ОУ и повысить показатели посещаемости детей и снизить заболеваемость на одного ребенка.Показатели заболеваемости детей в ОУ (количество пропущенных по болезни дней 1 ребенком) Пп. 4 № 273-ФЗ «расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.(в ред. Федерального  от 26.07.2019 N 232-ФЗ)С целью снижения рисков травмирования воспитанников и исполнения требований ФЗ в учреждении был разработан новый пакет из 16 инструкций ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИВсе инструкции переработаны в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.2 раза в год воспитатели групп проходят обучение, проверку знаний по указанным инструкциям.В ОУ проводятся сезонные открытые просмотры тематических прогулок "Азбука безопасной прогулки", на которых дети узнают о наиболее опасных сезонных явлениях и обучаются безопасному поведению на улице.Работа с родителями Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Круг проблем, связанных со здоровьем ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, даже при системной грамотно организованной работе. В этой связи родители должны быть включены в общее дело уже в самом начале пути. В работу адаптационного клуба «Малышок» включены индивидуальные собеседования с родителями, мини круглые столы с участием руководителя (или старшего воспитателя), медицинского работника и воспитателя группы. Приходя в сад, подчас родители и сами в полной мере не владеют ситуацией, почему ребенку присвоена та или иная группа здоровья, да и вообще, что эта группа здоровья означает. На мини круглых столах анализируется общая картина здоровья каждого ребенка, снимаются проблемные моменты организации адаптации. Конечно, это достаточно кропотливая работа, организовать медико-педагогическую консультацию для родителя каждого поступающего в ОУ ребенка, но это того стоит. Работа коллектива с родителями носит аналитический характер. Деятельность анализируется и на основе анализа результатов разрабатывается тактика и стратегия деятельности, повышается качество работы.Разрабатываются анкеты, памятки, рекомендации. В ОУ постоянно выпускается газета "Шпаргалка для родителей", цикл: «Ребенок и его здоровье», темы газеты определяются воспитателями по здоровьесберегающему проекту группы.Иные мероприятия для родителей:- Круглый стол с участием родителей "Здоровье ребенка - забота общая"- Тематическое родительское собрание "Три компонента благополучной среды"- Анкетирование "Меню выходного дня"- Анкетирование родителей «Влияние компонентов среды на здоровье ребенка»- Анкетирование «Особенности адаптации Вашего ребенка к ОУ»- Консультация "Профилактика плоскостопия и плосковальгусной стопы"- Разъяснительная работа с родителями по оптимизации индивидуальной программы оздоровления ребенка и созданию здоровой среды домаДля родителей подготовлены материалы: Расчет нормы потребления питьевой воды ребенкомФИ/возраст___________________________________________________________________Масса тела___________________________________________________________________Расчет по формуле нормы потребления питьевой воды: 80 мл. л Х на массу тела ребенка = __________________________________________________________________________Из них в саду (70%) =________________; дома (30%) =____________________________Исполняются ли данные нормы дома? (да/нет)___________________________________. Сколько фактически пьет ребенок (например в выходной день)?______________________.Разработана анкета для родителей:УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! детский сад поставил перед собой задачу достижения стабильных качественных показателей оздоровительной работы, через внедрение в образовательный процесс технологии личностно-ориентированного здоровьесбережения, а также создания у всех участников образовательных отношений устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья детей. Просим вас ответить на вопросы анкеты1. Как организован питьевой режим у Вашего ребенка дома? Какой объем чистой (без добавок и сахаров) питьевой воды ребенок потребляет в сутки?________________________________ 2. Какова, на Ваш взгляд, оптимальная температура воздуха в помещении, в котором находится ребенок?____________________________________________________________3. Как Вы считаете, как влияет на ребенка относительная влажность воздуха в помещении и необходимо ли ее контролировать?_______________________________________________________________________________________________________________4. Верно ли, на Ваш взгляд, утверждение "Проветривание - самый эффективный способ профилактики ОРВИ в детских коллективах"____________________________________5. Оборудованы ли детские помещения у Вас дома приборами (да/нет):- термометры комнатные для измерения температуры воздуха______________________- гигрометром, для измерения влажности воздуха________________________________- увлажнителями воздуха_____________________________________________________6. Как часто в помещении, где находится ребенок проводится влажная уборка____________________________________________________________________________________ Анкета для родителей«Как берегут здоровье в вашей семье»1.Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? ( да, нет)2. Занимаются ли члены Вашей семьи утренней гимнастикой? ( да, нет)3.Применяете ли Вы в своей семье закаливание? (подчеркните): да систематически, от случая к случаю, нет, целенаправленно не закаляемся4.Что Вы понимаете под понятием «Здоровый образ жизни»?Это образ жизни, направленный на поддержание здоровья, профилактику различных заболеваний в будущем, другое __________________________________________________5. Какими видами спорта увлекается Ваша семья?Не увлекаемся, практикуем длительные пешие прогулки, другое______________________6. Занимаетесь ли Вы физкультурой? да, нет, редко, иное _______________________7. Играете ли Вы в подвижные игры с детьми на улице? ( да, нет), если да, то в какие игрыигры с мячом, «догонялки», другое_______________________________________________8. Сколько времени Ваша семья проводит на свежем воздухе каждый день?_____________9.Какие спортивные игры любит Ваш ребёнок? ____________________________________10. Часто ли болеет Ваш ребёнок? ( да, нет)_______________________________________11.Как вы закаляете Вашего ребёнка?_____________________________________________12. Есть в Вашем доме комнатные растения? ( да, нет)13. Что Вы понимаете под словом «витамины»? полезные вещества, необходимые для полноценного роста и жизнедеятельности организма, другое__________________________14.Как Вы приучаете ребенка к здоровому образу жизни?____________________________15. Как Вы думаете, Ваша семья ведёт здоровый образ жизни?_______________________ Таким образом, технологии личностно - ориентированного здоровьесбережения присущи следующие черты:1. В её центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.2. Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм.3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно - профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.4. Ключевым, средством деятельности внутри системы является индивидуально-дифференцированный подход.  Таким образом, технология позволяет достигнуть целей деятельности участников образовательных отношений:- Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение коэффициента здоровья каждого ребенка в отдельности- Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, также за счет активизации жизнедеятельности Достигаются результаты:
  • Коэффициент здоровья каждого ребенка стал выше
  • Компетентность педагогов по данному направлению повысилась
  • Наблюдается консолидация усилий ДОУ и медиков
  • Уменьшение острой и общей заболеваемости
  • Снижение травматизма
  • Выработка внутрисемейных традиций организации активной жизнедеятельности
  • Библиография
  • Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001 г.
  • Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.
  • Алямовская В.Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания»
  • Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам»  «Владос» М.,2001 г.
  • Гурич А.Г. «Теория биологического поля» М, 1944 г.
  • Ильенков Э.В. «Диалектическая логика» М,1984 г.
  • Казначеев В.П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991 г.
  •  Кудрявцев В.Т., Нестерюк Т.В., «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М.,1997 г.
  • Кудрявцев В.Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., 1999 г
  • Леви-Гориневская Е.Г., Быкова А.И. «Закаливание детского организма» М., 1962 г.
  • Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей  в ДОУ» М., 2001 г.
  • Манахеева М.Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М., 2000 г.
  • Праздников В.П. « Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина» 1988 г.
  • Сивачева Л.Н. «Физкультура – это радость» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.