Урок по географии в 8 классе на тему: "Географическое положение России"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по географии в 8 классе на тему: "Географическое положение России"
Автор: Радько Людмила Михайловна

Конспект урока «Географическое положение России»Класс: 8 Цели: Изучить главные черты географического положения России. Задачи урока:Образовательные:1.Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.2.Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.3. Сформировать знания о границах РФ.Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;- продолжить формирование навыков определять крайние точки и их координаты;Воспитательные:воспитывать наблюдательность и интерес к изучению географии;- способствовать формированию толерантной личности, самореализации каждого ученика.Основные термины и понятия, ключевые слова: географическое положение, анклав, полуанклав, государственная границаОборудование: учебник, карты атласа, политико-административная карта России, презентация «Географическое положение России.Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: комбинированный.Комплекс использованных методов и приемов: интерактивная лекция, презентация, групповая дискуссия, объяснение, рассказ,.Организационный момент: Проверка готовности класса к уроку.Актуализация знаний1.Что изучает физическая география России?  (физическая география России изучает природу и природные ресурсы России – страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)2. Ответить на вопросы - Какое море у берегов России самое глубокое? (Берингово)- Самый длинный пролив? (Татарский)- Самый большой полуостров? (Таймыр)- Самый большой остров? (Сахалин)- Самая большая равнина? (Западносибирская)- Самое большое озеро? (Байкал)- Самая длинная река (Обь с Иртышем) Мотивация учебной деятельности учащихся. 1. Определите по физической карте России, в каком направлении от нашего населенного пункта располагается:1 вариант - город Калининград, Карское море, Баренцево море, остров Сахалин, Чукотский полуостров.2 вариант - город Москва, море Лаптевых, Каспийское море, озеро Байкал, остров Новая Земля.Сообщение темы и задач урока. Изучение нового материалаЧтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение. Понятие географическое положение (беседа)Географическое положение государства - это размещение определенного объекта, территории, страны относительно других объектов, территорий, акваторий, стран.Вводная лекция. Сухопутные границы. Основная территория Российской Федерации граничит по суше с 14 государствами-членами ООН и двумя частично признанными государствами (Республика Абхазия и Южная Осетия). С Польшей и Литвой граничит только полуанклав Калининградская область. - Соседи первого порядка - это пограничные с нами государства.- Соседи второго порядка - это соседи наших соседей.Все участки границы, кроме границы с Белоруссией, разрешается пересекать только на установленных пунктах пропуска с соблюдением всех предусмотренных законом процедур. Единственное исключение - граница с Белоруссией. Её можно пересекать в любом месте, пограничного контроля на ней нет. Далеко не все сухопутные границы являются охраняемыми.Морские границы. Общая протяжённость морских границ РФ по данным Пограничной службы ФСБ РФ составляет 38 тысяч км. По морю Россия граничит с четырнадцатью государствами. С США и Японией Россия имеет только морскую границу. С Японией это узкие проливы: Лаперуза, Кунаширский. А с США - это Берингов пролив.Что значит «морская граница»? («морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега.) План характеристики географического положения страны.Учащиеся вспоминают план характеристики географического положения страны. Приводят примерные ответы.1) Положение страны по отношению к экватору. (Россия расположена в северном полушарии.)2) Положение страны по отношению к 0° меридиану. (Россия расположена к востоку от 0º меридиана.)3) Положение страны на материке, части света. (Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света: Европе и Азии.)4) Моря и океаны, омывающие страну. (Россия омывается 13 морями. Одно море является замкнутым (Каспийское). Три моря принадлежат к бассейну Атлантического океана (Балтийское, Черное, Азовское). К Северному Ледовитому океану относятся (Баренцево, Лаптевых, Белое, Карское, Восточно-Сибирское и Чукотское). Три моря Тихого океана (Берингово, Японское и Охотское).5) Соседние государства.(Россия признаёт наличие границ с 18 государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, КНР, Монголией, КНДР, Японией и США, а также частично признанными Республикой Абхазией и Южной Осетией.)Координаты крайних точек страны крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.Ученики определяют координаты крайних точек.Координаты крайних точек страны. Крайняя северная точка страны - 81°51'с.ш. - находится на м. Флигели (о. Рудольфа в составе архипелага Земля Франца - Иосифа), а на материке - 77°43'с.ш. - на м. Челюскин (п-ов Таймыр).Крайняя южная точка - 41°10'с.ш.- расположена в 3-х километрах к востоку от горы Рагдан Главного Кавказского хребта. Крайняя восточная точка страны - 169°02'з.д. - находится на о.Ратманова в Беринговом проливе, а на материке -169°40'з.д. - на м. Дежнёва (Чукотский п-ов). Крайняя западная точка -19°38'в.д. - расположена в Калининградской области на границе с Польшей.Ученики делают вывод оценки географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения. Закрепление изученного материала 1. Почему географическое положение меняется с течением времени?2. С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?3. Как географическое положение влияет на природу России?4. Докажите, что оценка географического положения очень важна для изучения страны.Практическая работа. «Россия на карте мира». 1. Отметить на контурной карте государственную границу России.2. Подписать пограничные государства.3. Отметить крайние точки России, подписать их координаты.4. Определить протяженность России по Северному полярному кругу, где 1° параллели = 44,5 км (160° или 7 120 км) и с севера на юг по 100-му меридиану (28° или 3 108 км).Подведение итогов урока.Задание: Заполнить таблицу Этап рефлексии: 1. Я знал, что …, но …2. Я узнал …3. Было бы хорошо, если …4. Я получил знания, которые мне помогут …Домашнее задание.Подготовить небольшое сообщение по следующим вопросам:1. Изменение площади России в XXI веке.2. Самая короткая граница России с государством.Использованная литература2. Жижина, Е. А. Поурочные разработки по географии. 8 класс / Е. А. Жижина. - М.: ВАКО, 2005г. - 349 с.3. Курашева Е.М., География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах/-2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2011г. - 222с. (Серия «Учебно-методический комплект»).4. Николина В.А., География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/-М.: Просвещение, 2014г. - 176с. - (Полярная звезда). Интернет - ресурсы:1. Материал из Википедии - свободной энциклопедии.