Как помочь ребенку 5-6 лет развить речь. Советы для родителей.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как помочь ребенку 5-6 лет развить речь. Советы для родителей.
Автор: Болдовская Елена Михайловна

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 летРечь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.     Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.     Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми , снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.         Чтобы наши дети уверенно владели речью необходимо проводить следующее:                                                                                                                                всевозможные игры, упражнения,- развивать мелкую моторику,- слуховое внимание,- речевое дыхание,- развивать диалогическую речь.  Чтобы полученные знания закреплялись, родителям нужно больше общаться со своими детьми везде.  На 5-6 году жизни мы рекомендуем использовать следующие игры и упражнения:«Размытое письмо» ( взрослым составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются  , дети  самостоятельно дополняют предложение).«Где я был?» (называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, морские коньки, акулы).«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).«Разговор по телефону» (ребёнок передаёт телефонный разговор, а взрослый помогает, если тот затрудняется).«Узнай по звуку» (звучат муз. инструменты, а ребёнок отгадывает  этот инструмент). «Отгадайте кличку» ( взрослый описывает игрушку, а ребёнок должен отгадать, что это за игрушка, например, лисёнок пушистый, шубка у него рыжая).«Почта» ( один становится почтальоном, проводится диалог с ребёнком, например,- Динь,  динь,  динь.- Кто там?- Почта.- От куда ?И т.д.)«Кузовок» ( в кузовок /корзинку/ собираются  слова на –« ок», например, хохолок, поплавок, уголок и т. д.). Успех нашей деятельности зависит от вас.  Больше читайте детям;Разучивание стихотворенийРазучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.ПЕРЕСКАЗ И РАССКАЗ     Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.     Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.     Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием – предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.      На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.СКОРОГОВОРКИ
  • У пеньков опять пять опят.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Мокрая погода размокропогодилась.
  • Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
  • Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
  • Около кола колокола колоколят.
  •                Три дровосека, три дроворуба                на дворе дрова топорами рубят.
  • Была у Фрола – Фролу на Лавра наврала.
  •                Пойдет к Лавру – Лавру на Фрола наврет.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Карл у Клары украл кораллы,
  •                А Клара у Карла украла кларнет.
  • По утрам у Айболита, до обеденной поры,
  •                лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.
  • Смотрит зайка косой,
  •               Как девчонка с косой,              За речною косой              Травы косит косой.
  • Кукушка кукушонку
  •                Купила капюшон.               Надел кукушонок капюшон,               Как в капюшоне кукушонок смешон.
  • Шел Егорка по пригорку
  •                И учил скороговорку.              Он учил скороговорку              Про Егорку и про горку.              А когда сбежал под горку,              Позабыл скороговорку.              И теперь в скороговорке              Нет ни горки, ни Егорки.Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей. Придумывайте рифмовки к словам (например, солнце – донце, трава – мурава и т.д.); описывайте предметы и др. ( например, это слон - животное, живёт в жарких странах, у него есть голова. Туловище. Ноги и т.д.) ;   в разных видах деятельности показывать различные качества предметов (бумага в воде размокает, железо тяжёлое и в воде тонет и т.д.); многое детям показывайте и возите на экскурсии; рассматривайте отдельные предметы и игрушки; при посещении магазинов и др. мест обобщайте значение понятий «овощи» (то, что растёт на грядке и т.д.), «фрукты» (то, что растёт на дереве и т.д.), «игрушки» ( то с чем играют и т.д.) ; после просмотра сказок, фильмов помочь ребёнку подобрать глаголы (Иван – царевич выстрелил, коту дали шляпу и он пошёл охотиться и т.д.) , раскрывающие действия понравившегося персонажа; «Мальчик, девочка» и  другие темы, подбирайте антонимы(скажи наоборот, например, высокий – низкий ит.д.) «Волшебная палочка» (прикосновением палочки увеличивать в количестве, изменять слова, например, один стул, два стула и т.д.); «Великий Нехочуха» (ребёнку говорят глаголы, а он отказывается, говоря, я не хочу сидеть и т. д.); «Представь и опиши» и др.      Рекомендуется  читать всевозможные сказки и рассказы, обязательно после чего  объяснить непонятные слова и побеседовать о прочитанном , об отношении ребёнка к узнанному. Так же нашим деткам не помешает и русское слово потешек, поговорок, пословиц. Не пропустите мимо не одно событие, пусть ребёнок будет в курсе всего.  И следите за своей речью. Если вы заметили, что у ребёнка есть дефекты речи, вам нужно обратиться к специалисту – логопеду.