Как помочь ребенку 5-6 лет развить речь. Советы для родителей.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как помочь ребенку 5-6 лет развить речь. Советы для родителей.
Автор: Болдовская Елена Михайловна
Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 летРечь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми , снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом. Чтобы наши дети уверенно владели речью необходимо проводить следующее: всевозможные игры, упражнения,- развивать мелкую моторику,- слуховое внимание,- речевое дыхание,- развивать диалогическую речь. Чтобы полученные знания закреплялись, родителям нужно больше общаться со своими детьми везде. На 5-6 году жизни мы рекомендуем использовать следующие игры и упражнения:«Размытое письмо» ( взрослым составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются , дети самостоятельно дополняют предложение).«Где я был?» (называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, морские коньки, акулы).«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).«Разговор по телефону» (ребёнок передаёт телефонный разговор, а взрослый помогает, если тот затрудняется).«Узнай по звуку» (звучат муз. инструменты, а ребёнок отгадывает этот инструмент). «Отгадайте кличку» ( взрослый описывает игрушку, а ребёнок должен отгадать, что это за игрушка, например, лисёнок пушистый, шубка у него рыжая).«Почта» ( один становится почтальоном, проводится диалог с ребёнком, например,- Динь, динь, динь.- Кто там?- Почта.- От куда ?И т.д.)«Кузовок» ( в кузовок /корзинку/ собираются слова на –« ок», например, хохолок, поплавок, уголок и т. д.). Успех нашей деятельности зависит от вас. Больше читайте детям;Разучивание стихотворенийРазучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.ПЕРЕСКАЗ И РАССКАЗ Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти. Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память. Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием – предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного. На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.СКОРОГОВОРКИУ пеньков опять пять опят.Водовоз вез воду из-под водопровода.Мокрая погода размокропогодилась.Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.Нисколько не скользко, не скользко нисколько.Около кола колокола колоколят. Три дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят.Была у Фрола – Фролу на Лавра наврала. Пойдет к Лавру – Лавру на Фрола наврет.От топота копыт пыль по полю летит.Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.По утрам у Айболита, до обеденной поры, лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой, За речною косой Травы косит косой.Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон.Шел Егорка по пригорку И учил скороговорку. Он учил скороговорку Про Егорку и про горку. А когда сбежал под горку, Позабыл скороговорку. И теперь в скороговорке Нет ни горки, ни Егорки.Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей. Придумывайте рифмовки к словам (например, солнце – донце, трава – мурава и т.д.); описывайте предметы и др. ( например, это слон - животное, живёт в жарких странах, у него есть голова. Туловище. Ноги и т.д.) ; в разных видах деятельности показывать различные качества предметов (бумага в воде размокает, железо тяжёлое и в воде тонет и т.д.); многое детям показывайте и возите на экскурсии; рассматривайте отдельные предметы и игрушки; при посещении магазинов и др. мест обобщайте значение понятий «овощи» (то, что растёт на грядке и т.д.), «фрукты» (то, что растёт на дереве и т.д.), «игрушки» ( то с чем играют и т.д.) ; после просмотра сказок, фильмов помочь ребёнку подобрать глаголы (Иван – царевич выстрелил, коту дали шляпу и он пошёл охотиться и т.д.) , раскрывающие действия понравившегося персонажа; «Мальчик, девочка» и другие темы, подбирайте антонимы(скажи наоборот, например, высокий – низкий ит.д.) «Волшебная палочка» (прикосновением палочки увеличивать в количестве, изменять слова, например, один стул, два стула и т.д.); «Великий Нехочуха» (ребёнку говорят глаголы, а он отказывается, говоря, я не хочу сидеть и т. д.); «Представь и опиши» и др. Рекомендуется читать всевозможные сказки и рассказы, обязательно после чего объяснить непонятные слова и побеседовать о прочитанном , об отношении ребёнка к узнанному. Так же нашим деткам не помешает и русское слово потешек, поговорок, пословиц. Не пропустите мимо не одно событие, пусть ребёнок будет в курсе всего. И следите за своей речью. Если вы заметили, что у ребёнка есть дефекты речи, вам нужно обратиться к специалисту – логопеду.