Организация работы с родителями как одно из условий открытости дополнительного образования
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация работы с родителями как одно из условий открытости дополнительного образования
Автор: Левахина Марина Юрьевна
Левахина М.Ю.МУДО «Центр дополнительного образования для детей»Октябрьского района г. Саратова«Организация работы с родителями как одно из условий открытости дополнительного образования (из опыта работы)» Родители и их дети, придя в учреждение дополнительного образования, включаются в деятельность на основе своего добровольного выбора в соответствии с их интересами, склонностями, ценностями; возможность выбора режима и темпа освоения общеобразовательных программ. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы.Дополнительное образование свободно выбирается, выстраивается каждым родителем и ребенком самостоятельно в комфортных для него формах продуктивного учения, позволяя приобретать навыки сотрудничества, неформального общения старших и младших, детей и взрослых, опыт личностного и профессионального самоопределения, сознательного самовоспитания.При объединении усилий педагогов дополнительного образования и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный и психологический комфорт, интересная и содержательная жизнь в творческом объединении и дома.Широкий спектр возможностей для реализации личностного потенциала и достижения высоких творческих результатов предоставляются в образцово-художественном коллективе национального танца «Орион». Здесь создаются благоприятные условия для гармонизации физического и духовного развития ребенка, куда он приходит в основном по собственному желанию.При организации работы с родителями я в первую очередь определяю содержание и способы сотрудничества и отражаю это в плане воспитательной работы. Изучаю образовательные потребности и ожидания родителей от занятий.Совместная деятельность педагога и родителей в интересах развития личности ребенка будет продуктивной только в том случае, если педагог и родители смогут определить единство цели и задач в воспитании и развитии ребенка, если они станут союзниками. Не все родители проявляют заинтересованность к такому сотрудничеству. Задача педагога найти такие формы взаимодействия, которые помогут замотивировать родителей, грамотно организовать сотрудничество.Из опыта своей работы можно сказать что, для установления партнерских, открытых, доверительных отношений с родителями необходимо соблюдать следующие условия:1.Уважать семейную систему – значит принимать ее такой, какая она есть, без желания переделать, не навязывать свое мнение и чувствовать границы семьи. Важно осознать, что образовательная организация не предлагает себя в качестве альтернативы жизни в родительском доме, а дополняет и обогащает ее.Родители должны понимать, что педагог не является потенциальным врагом, который хочет указать родителям на «неправильный» образ жизни или плохое воспитание детей. Уважение педагога к семье как системе позволяет ребенку без напряжения чувствовать себя спокойно и уверенно между этими двумя авторитетами и не только поддерживает авторитет родителей, но и укрепляет авторитет педагога.2. Гуманизм во взаимодействии с семьей, что предполагает опору на положительные качества родителей и детей; осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.3. Соблюдение по отношению к родителям, позиция «Мы», которая способствует установлению контакта и сотрудничеству: «Мы вместе помогаем детям».К сожалению, довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию давления «сверху», приказывая, навязывая свою точку зрения. Очень важно, чтобы педагог в процессе общения с родителями поддерживал позицию «Взрослый – взрослый». У каждого из партнеров взаимодействия есть право на собственное мнение, к которому необходимо относиться с уважением.4. Обеспечение эмоциональной безопасности.Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них комфортна и не способна причинить им вред. Постоянно ведется работа над поддержанием доброжелательного психологического климата на занятиях.Формы взаимодействия с семьей весьма многообразны. В практике своей работы я для себя определила следующие формы взаимодействия с родителями это: открытые занятия, родительские собрания, концерты, поездки, консультации.Открытые занятия – занятие с приглашением родителей учащихся. Открытые занятия я провожу в основном для родителей групп 1-2 годов обучения. Это способ удовлетворения интереса к тому, как проходят занятия. Знакомство с содержанием, методами и приемами обучения и воспитания, условиями для проведения занятий хореографией. Для родителей детей 3-4-го и последующих годов обучения проводятся индивидуальные «допуски на занятия», по мере возникновения в этом потребности. Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей. У родителей гордость, видя успехи своих детей, а у детей повышается самооценка, у них так и светится личностный рост. Открытые занятия я провожу в начале учебного года и в конце, чтобы был виден рост учащихся. После таких занятий организуется обмен мнениями и пожеланиями.Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации проводится по инициативе педагога или по инициативе самих родителей.Приглашая на беседу важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты.Несколько советов по ведению беседы с родителями. Они простые, но мы их часто забываем или пренебрегаем.1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.5. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.6. Каждая встреча с семьей ребенка должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.8. Готовясь к встрече с семьей учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. Если родители принимают активное участие в жизни учреждения, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией.У нас в коллективе очень распространенная форма работы с родителями, это родительские собрания.Родительские собрания – на которых мы решаем вопросы по актуальным проблемам учебного и воспитательного процесса. Львиная доля вопросов, решаемых на собраниях это о пошиве костюмов, изготовлении реквизита, помощь в организации концертов, поездок на конкурсы и т. д. Всегда приятно, когда родители подходят и предлагают свою помощь.Концерты, поездки на конкурсы – позволяют показать достижения детей, демонстрацию личностного роста учащихся, коллектива раскрывают индивидуальность ребёнка, дают мотивацию родителям к сотрудничеству. Большое спасибо родителям, без них не состоялась бы не одна поездка. Родители у нас ведут своеобразную летопись коллектива.ёИстория нашего коллектива отражается в фотографиях, видеозаписях, где запечатлены концертные выступления, юбилейные концерты, конкурсы в других городах, есть фотографии, которые тайно и явно сняты во время репетиций. К юбилейному концерту родители помогли сделать презентацию, все подборки фото, видео были предоставлены родителями. И самое ценное, что эта летопись постоянно пополняется новыми событиями и фактами.Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогу и родителям по развитию гармонично развитой личности ребенка.Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.Анализ работы показывает, что если существует наш коллектив много лет, показывая хорошие результаты в конкурсах различного уровня, востребован на мероприятиях города, то это лучшее доказательство того, что проводимая работа с родителями эффективна, мы нашли друг друга, у нас взаимопонимание и доверие!!!Использованная литература:1. Александрова, Е Педагогическое сопровождение встречи детей и родителей в образовательном пространстве [Текст]/ Е. Александрова // Воспитательная работа в школе. – 2008. -№ 4. – С. 85-89.2. Бочкарева, М. Основные направления работы учреждений дополнительного образования с семьей [Текст] / М. Бочкарева // Дополнительное образование и воспитание. – 2003. -№ 1. – С. 6-7.3. Ефремова, Е.В., Содружество двух домов (Роль учреждения ДОД в работе с семьей) [Текст] / Е. Ефремова // Дополнительное образование и воспитание.. – 2009. -№ 1. – С. 8-11.4. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.5. Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.6. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.7. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.