Конспект урока по сольфеджио в ДШИ (5 класс)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по сольфеджио в ДШИ (5 класс)
Автор: Демкова Елена Викторовна
Конспект урока по сольфеджио в 5 классе в ДШИ
Открытый урок проводился с учащимися 5 класса, обучающимися по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства Фортепиано.
Тема: Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио
Тип урока: урокформирования умений и навыков.
Цели урока:
I. Формирование навыков овладения структурными компонентами музыкальных форм, приемов развития.
II. Воспитание художественно-образного мышления.
Для реализации цели были поставлены задачи:
I. образовательные:
а) развитие чувства формы;
б) формирование навыков понимания закономерностей музыкального развития;
в) формирования навыков соотнесения структурного компонента музыкальной речи с образным содержанием произведения;
II. Развивающие: развитие ассоциативного мышления.
Воспитательные: воспитывать в учащихся любовь к сочинению и к музыкальной культуре в целом.
Открытый урок был построен по плану:
1. Анализ компонентов музыкального языка, формы, образного содержания;
2. Внесение коррективов в произведении учащегося;
3. Подведение итогов.
Методы ведения:
- объяснительно-иллюстративный – словесное объяснение;
- показ на инструменте.
1. Анализ компонентов музыкального языка, формы, образного содержания. Учащимся было предложено сочинить пьесы для фортепиано Вальс и Осенняя песнь. Учащимся была предоставлена полная свобода выбора тональности, ритма, фактуры, регистра, темпа. Вместе с тем, они должны были сохранить комплекс стилистических и ритмических признаков жанров вальса и песни и следовать структурным закономерностям выбранной формы.
Преподаватель Е. В. Демкова продемонстрировала образовательную технологию, активно распространяющуюся в г. Казани. В ее основе лежит методика обучения импровизации в ДШИ профессора кафедры композиции Казанской государственной консерватории А.М.Руденко. В работе Е.В. Демкова использовала авторское учебно-методическое пособие А.М.Руденко Довузовская подготовка молодого композитора /для преподавателей детских музыкальных школ, музыкальных училищ и подготовительных отделений консерваторий/ (2009 г.).
На уроке Елена Викторовна применяла принципы:
- принцип комплексности творческих заданий;
- принцип жанровой определенности.
2. Внесение коррективов в произведении учащихся. На данном этапе урока Елена Викторовна использовала принцип сочетания творческой инициативы учащихся с изначальной заданностью, идущей от преподавателя. Волошин Серафим представил пьесу Вальс, Сахнова Элина – пьесу Осенняя песнь. Елена Викторовна отметила удачный выбор средств музыкальной выразительности.
3.Подведение итогов. В результате полученного от Е. В. Демковой открытого урока наилучшие произведения продемонстрировали Волошин Серафим и Сахнова Элина. Они овладели навыками формообразования и навыками соотнесения структурного компонента музыкальной речи с образным содержанием произведения.
На уроке наблюдался контакт между преподавателем и учениками.
Уровень сложности выполняемых заданий соответствовал возможностям учащихся.
Елена Викторовна поделилась с коллегами опытом положительных результатов своей профессиональной деятельности и продемонстрировала высокое педагогическое мастерство.
В ходе урока между учащимися и преподавателем наблюдался тесный творческий контакт.
Цель урока полностью достигнута.
Уровень проведенного урока соответствует высшей квалификационной категории.