Организация и реализация идей патриотического воспитания детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация и реализация идей патриотического воспитания детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников
Автор: Татаринова Светлана Васильевна
Организация и реализация идей патриотического воспитания детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанниковВ «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, любви к Родине. Эти чувства и качества, которые помогут дошкольнику вырасти достойной личностью и гражданином своей страны формируются в условиях семьи и детского сада.Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.Воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения — важнейшие функции института семьи, здесь же дети получают и первые уроки добра, долга, милосердия, патриотизма и гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в семье и, даже ещё будучи не совсем осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы и приоритеты.Семья — это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности, начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка именно в семье. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Ведь история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли они своих знаменитых предков? Ребёнку об этом надо рассказать, показать семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д.), показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России — это естественным образом воспитывает в детях чувство патриотизма. Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше: хорошо учиться в школе, честно трудиться, помогать тому, кому нужна твоя помощь.Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Семья является одним из главных социальных институтов, где закладываются и развиваются основные стереотипы поведения ребенка в обществе. Невозможно организовать воспитание ребенка, если родители не являются союзниками педагогов. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в патриотическом воспитании ребенка.Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся — вот задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут, а главное, должны прийти родители.С каждым днём все мы ощущаем дефицит времени, в связи с увеличивающимся темпом жизни и высокой занятостью. Все это приводит к тому, что время, которое родители могут уделять общению с педагогом и взаимодействию с детским садом сокращается. Поэтому важная для развития ребенка и преодоления сложностей в его воспитании информация может теряться. Данную проблему можно и нужно решать с помощью использования и грамотного наполнения информационно-коммуникативного пространства. Для эффективной работы с родителями привлекаю социальную сеть ВКонтакте. Так у нас создана группа «Пожсолнушки2»Советую родителям проводить семейные экскурсии по своей улице, по родному посёлку. Рекомендую совместные прогулки в парк, в поле, к реке — где стоит обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, решаются задачи не только познавательные, эстетические, но и нравственные. Итоги таких экскурсий и прогулок выражаются в фотовыставках, совместном с ребёнком придуманном рассказе или снятом фильме. Актуальным и эффективным методом в работе с семьёй является метод «Семейный проект». Например, такие проекты как «Мир семейных увлечений»; «Маленькие дети – большие сердца». Важной опорой в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников может служить музейная комната.В нашем детском саду создана музейная комната «Наша малая Родина- Шабалинский район», целью которого является формирование и расширение знаний детей об историческом прошлом своей малой Родины, детского сада, о героическом прошлом своей страны в годы ВОВ.Музейная комната стала неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к музейной комнате: они участвуют в обсуждении её тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.