Взаимодействие семьи и школы в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности школьников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие семьи и школы в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности школьников
Автор: Салькова Валентина Николаевна
Взаимодействие семьи и школы в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности школьников, предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних, употребления психоактивных веществ, суицидных настроений. Внутришкольный учётКак пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Важнейшим аспектом профилактики детской беспризорности и правонарушений - являются организация работы в школе, с семьей и повышение ответственности родителей за воспитание детей. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Контакт строится таким образом, чтобы у семьи возник интерес к процессу воспитания, потребность в развитии, уверенность в своих силах. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится педагогическому просвещению.Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении совершения преступлений и правонарушений. Основным нормативным актом, регулирующим работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года (№ 120).Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни является основным направлением в воспитательной работе школы.На начало учебного года сформирован банк социально-незащищенных семей: - список учащихся из неполных семей; -список учащихся из малообеспеченных семей; -список учащихся из многодетных семей; - список семей, имеющих детей-инвалидов; -список опекунских и приемных семей; -список семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП);- список семей, находящихся в трудной жизненной ситуации(тжс),- список семей-участников СВО;- список детей-мигрантов.Учащиеся из данных семей находятся на «особом» контроле. Посещаются классными руководителями 2 раза в год, составляются акты обследования семейно-бытовых условий семьи.С целью формирования единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков разработана программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.Анализируя результаты своей деятельности, можно сказать, что большая часть задач была решена, а именно: профилактика правонарушений, своевременная диагностика с целью правильного выбора методов работы с родителями учащихся, консультирование родителей, классных руководителей, учителей – предметников, совместная работа классного руководителя и социальных педагогов. Были информированы органы опеки, комиссии и инспектора по делам несовершеннолетних о выявленных случаях нарушения законов по охране прав детей и организация совместных мер при повторных случаях. В нашей школе активно реализовывается работа по организации совета по профилактике правонарушений, педагогических советов, консилиумов. Это позволяет своевременно выявлять проблемы учащихся, их родителей и находить пути их решения. В течение учебного года совместно с классными руководителями проводим по запросу родителей консультации и беседы. При необходимости родителям и обучающимся даются рекомендации и направления к узким специалистам, совместная работа даёт положительный результат в решении проблем.С января 2020 года в нашей школе функционирует школьная служба медиации, задачами которой является урегулирование конфликтных ситуаций между учащимися, учителями, родителями, успешно реализуется технология социально-психологического сопровождения, которая включает непрерывное социально-психологическое сопровождение учащихся «группы риска». Психологом школы используются психокоррекционные технологии (песочная терапия, куклотерапия, изотерапия), психологическая помощь детям и их родителям, в том числе через телефонное консультирование. Также применяются методы и формы межведомственного взаимодействия в координации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.Осуществляется ежедневный контроль за посещением занятий учащимися школы и оперативное принятие мер по выяснению причины пропуска занятий. Семьи данных учащихся посещаются на дому, проводятся профилактические беседы как с родителями, так с учащимися. Ребята, которые имеют пропуски учебных занятий без уважительных причин, приглашаются вместе с родителями на заседание Совета по профилактике правонарушений. При повторном нарушении Правил внутреннего распорядка школы учащийся ставится на внутришкольный контроль, за ним закрепляется педагог-наставник.С учащимися, находящимися в социально опасном положении, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:– изучение педагогом-психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся на учебных занятиях,– посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся школы,– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,– вовлечение подростков в социально значимую деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в школьных мероприятиях. Организация летнего отдыха учащихся (школьный лагерь с дневным пребыванием, лагерь труда и отдыха). Успешно сложились отношения с “трудными” учащимися, с учащимися “группы риска”, каждый из них вовлечён в кружковую деятельность, охвачен дополнительным образованием. В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на базе нашей школы реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Моделирование от 2Д к 3Д» для учащихся 5-9 классов. Также в рамках федерального проекта «Современная школа» действует центр образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста», в которых задействованы обучающиеся среднего и старшего звена. Активно развивается волонтёрское движение. На базе нашей школы функционирует волонтёрский отряд «Лидер», военно-патриотический клуб «Память», в работе которого принимают участие старшеклассники, оказывая посильную помощь людям старшего поколения, шефствуя над памятником павшим воинам. Юнармейский отряд также воспитывает законопослушную личность, способствует полезному времяпрепровождению. Значимыми мероприятиями, направленными на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются проведение социально-психологического тестирования учащихся 7-11 классов на предмет немедицинского потребления наркотических средств, цикл мероприятий в рамках регионального месячника «Курский край без наркотиков», ежегодно в рамках Всероссийского дня правовой помощи проходит круглый стол с участием специалистов систем служб профилактики с целью правового просвещения несовершеннолетних и их родителей.Однако проблема подростковой преступности по-прежнему остается актуальной и важной. Проблема насилия в семье стоит сегодня необычайно остро. Насилие, совершенное по отношению к ребенку, относится к самым тяжелым психологическим травмам. Жестокое обращение с детьми: что это такое? Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.Физическое насилие. Это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, т.е. избиение ребенка.удары по лицу;тряски, толчки;затрещины;удушения;пинки;заключение в запертом помещении, где ребенок удерживается силой;избиение ремнем, веревками;нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.Психологическое насилие. Особая форма психического насилия - это моральная жестокость или пренебрежение основными нуждами ребенка - то есть отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка в открытой форме;замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:патриархально-авторитарный уклад; плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца;вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они совершают насилие в отношении детей, являются:противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка; обвинение в травмах самого ребенка;позднее обращение или не обращение за медицинской помощью; отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу; большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.Последствия насилия:побеги из дома (сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия);объединения в неформальные группы с криминальной и экстремисткой направленностью;ранняя наркомания, алкоголизация, проституция;суицид;возникновения невротических, психических расстройств;агрессивное, преступное поведение самих детей- «жертв» насилия.Это важно помнить педагогам!Если вы знаете, что ребёнок в вашем классе или нашей школы подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом администрации школы.Насилие в семье может спровоцировать суицидальные наклонности у ребёнка. В школе разработан план по профилактике суицидального поведения учащихся. Систематически посещались неблагополучные семьи, проводились беседы с родителями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Родители были ознакомлены с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения. Были даны рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения. С целью предупреждения кризисных состояний и коррекции психологического неблагополучия учащихся осуществлялась коррекционно-развивающая деятельность: классные часы, тренинги с учащимися.Таким образом, поддерживая семьи в их роли в профилактике правонарушений, мы способствуем созданию более безопасного и ответственного общества. Взаимодействие между семьей и учебным заведением, образование и психологическая поддержка являются важными составляющими этого процесса. Семьи и педагоги должны работать вместе, чтобы обеспечить наилучшие условия для развития детей и предотвращения правонарушений.Закончить своё выступление хочется словами из стихотворения С. Давидович:Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое - трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словно стена без дверей и без окон.Вот они. Главные истины эти:Поздно заметили... поздно учли...Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли.Наша задача совместно с семьёй вовремя заметить и помочь таким детям.