Доклад
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в средней и старшей школеПодготовилаучитель русского языка илитературыМОУ «Лицей №7»Дзержинского района города Волгограда Доклад содержит материал по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. Их применение в образовательном учреждении прививает обучающимся навыки здорового образа жизни. При изучении программного материала целесообразно использовать тексты и задания на тему «Здоровье» и «ЗОЖ». Это позволяет лучше усвоить изучаемый материал. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, комфортные условия, доброжелательная атмосфера.
Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности.
Обучение в условиях здоровьесбережения включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и учителю охранять и беречь как своё собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся в процессе обучения. Эти технологии включают в себя различные методы и приемы, которые минимизируют негативное воздействие учебной деятельности на здоровье детей и способствуют формированию у них культуры здоровья.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности по сохранению здоровья учащихся.
Следует отметить , что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на две основные группы:
- Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья уч-ся и учителя.
- Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
К технологиям организации учебного процесса относятся психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:
1.Снятие эмоционального напряжения:( Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, тренажёров, использование пословиц, введение в урок отдельных отступлений позволяют снять напряжение, способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний, и как следствие к более высоким результатам.
3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.Это создание не только психологических и гигиенических условий для организации учебной деятельности, но и профилактики различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни.
4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.Это технологии дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
5. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.Здоровьесберегающая технология , по мнению В.Д.Сонькина – это условия обучения ребенка в школе ( отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания):
- рациональная организация учебного процесса (соответствие с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
- необходимый, достаточный и рациональный организованный двигательный режим.
4. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения.Цель применения здоровьесберегающих технологий:Сбережение здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни; выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.
Для решения этих задач я использую здоровьесберегающие технологии: стимулирующие (создание ситуации успеха); профилактические, компенсаторнонейтрализующие (физминутки).
Волевые качества, мотивы и эмоции ребенка зависят от сформировавшихся у него духовных потребностей. Одним из путей формирования высших культурных, т. е. духовных, потребностей является своевременное развитие полезных привычек (привычных действий и привычных мотивов).
«Посейте привычку—пожнете характер...»
Полезные привычки на уроках русского языка
1. Оргмомент, включающий проверку наличия подготовки канцелярских принадлежностей. Очень важная полезная привычка, помогающая формировать дисциплину подготовки к уроку, обеспечивающая в дальнейшей деятельности
отсутствие отвлечения от темы и выполнения заданий.
а) учебники и тетради лежат ровной стопкой;
б) обязательное наличие на парте канцелярских принадлежностей(ручки с синей или фиолетовой пастой, простого карандаша, линейки и цветных маркеров-текстовыделителей)
- осуществлять контроль за основным письмом ручкой с темно-синей или
фиолетовой пастой. В этом вопросе наблюдается нарушение, особенно у
учеников старших классов: дети пытаются писать черной гелевой
капиллярной ручкой, что приводит к ухудшению зрения.
из соображений удобства для чтения и проверки работ, а также в силу сложившихся традиций. Синий цвет чернил меньше напрягает глаза, как пишущего, так и проверяющего, и традиционно считается более приемлемым для рукописного текста, чем, например, черный или красный.
Его легче всего читать на белой бумаге: он не резко контрастирует с ней, но при этом заметно выделяется, не напрягая зрение как пишущего, так и читающего.
- проверять использование маркеров и текстовыделителей неярких, спокойных пастельных тонов. Это способствует для выделения главных моментов текста
и сохранения зрения учащихся.
Гигиена на уроке
В организационный момент урока должно входить воспитание гигиены учащихся: опрятный внешний вид, чисто вымытые руки, проверка внешнего вида тетрадей и учебников, чистота письма.
Чистота письма
При обнаружении «грязных тетрадей» необходимо потребовать привести их в порядок. А при необходимости завести новую. Новая тетрадь является мотивировкой для красивого письма.
Упражнения по каллиграфии дают возможность коррекции почерка даже в среднем и старшем звене: «Прописать буквы, слова, предложения в соответствии со стандартами письма, как в начальной школе по образцу».
Данное упражнение мотивирует сформировать красивый почерк, проанализировать свой и сравнить состандартами написания букв.
«Правило светофора»
При составлении кластеров, таблиц и схем, необходимо использовать
три цвета текстовыделителя, которые располагаются по правилу светофора:
главная информация выделяется красным цветом, ставится акцент на проблему или заголовок; расшифровка выделяется желтым цветом; заключение, вывод, примеры — зеленым цветом
Тема урока: «Имя существительное»
Определение выделяется желтым цветом. Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы : кто? Что? И обозначает предмет.
Примеры имен существительных: стол, доска, мел … выделяются зеленым цветом.
Физминутки
Физминутки на уроках русского языка в средней и старшей школе призваны снять усталость, повысить работоспособность и улучшить восприятие материала. Они включают в себя двигательные упражнения, направленные на разные группы мышц, а также зрительную гимнастику. Важно, чтобы упражнения были простыми, интересными, доступными и, по возможности, связанными с темой урока. Виды физминуток:
Оздоровительно-гигиенические:
Потягивания, наклоны, повороты головы, вращение плечами, прогибания спины.
Танцевальные:
Выполняются под музыку, движения произвольные, но желательно согласованные.
Спортивные:
Традиционная гимнастика, четко под счет, с чередованием вдохов и выдохов, укрепление определенных групп мышц.
Подражательные:
Имитация движений различных объектов (машины, паровозики).
Двигательно-речевые:
Сочетание речи и движений, например, чтение стихов с инсценировкой.
Гимнастика для глаз:
Упражнения для снятия напряжения с глаз, улучшения зрения.
Упражнения для рук и пальцев:
Сжатие, разжимание кулаков, вращение кистями, имитация игры на пианино или печатания на машинке.
Пропаганда здорового образа жизни
На уроках русского языка при подготовке к ГИА, к сочинению в формате
рассуждения, использовать темы, пропагандирующие здоровый образ жизни:
«О вреде алкоголя и ПАВ» в старших классах
«Полезно ли есть фастфуд и пить газировку?» в среднем звене.
Используемая литература:
Виды физминуток ИИ
Собственный опыт