"здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Автор: Леонтьева Татьяна Тимофеевна

Доклад

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в средней и старшей школеПодготовилаучитель русского языка илитературыМОУ «Лицей №7»Дзержинского района города Волгограда Доклад содержит материал по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. Их применение в образовательном учреждении прививает обучающимся навыки здорового образа жизни. При изучении программного материала целесообразно использовать тексты и задания на тему «Здоровье» и «ЗОЖ». Это позволяет лучше усвоить изучаемый материал. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, комфортные условия, доброжелательная атмосфера.


Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности.

Обучение в условиях здоровьесбережения включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и учителю охранять и беречь как своё собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся в процессе обучения. Эти технологии включают в себя различные методы и приемы, которые минимизируют негативное воздействие учебной деятельности на здоровье детей и способствуют формированию у них культуры здоровья. 

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности по сохранению здоровья учащихся.

Следует отметить , что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на две основные группы:

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья уч-ся и учителя.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

К технологиям организации учебного процесса относятся психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:

1.Снятие эмоционального напряжения:

( Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, тренажёров, использование пословиц, введение в урок отдельных отступлений позволяют снять напряжение, способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

2. Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний, и как следствие к более высоким результатам.

3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Это создание не только психологических и гигиенических условий для организации учебной деятельности, но и профилактики различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни.

4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Это технологии дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

5. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

Здоровьесберегающая технология , по мнению В.Д.Сонькина – это условия обучения ребенка в школе ( отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания):

- рациональная организация учебного процесса (соответствие с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка

- необходимый, достаточный и рациональный организованный двигательный режим.

4. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения.Цель применения здоровьесберегающих технологий:

Сбережение здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни; выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

Для решения этих задач я использую здоровьесберегающие технологии: стимулирующие (создание ситуации успеха); профилактические, компенсаторнонейтрализующие (физминутки).

Волевые качества, мотивы и эмоции ребенка зависят от сформировавшихся у него духовных потребностей. Одним из путей формирования высших культурных, т. е. духовных, потребностей является своевременное развитие полезных привычек (привычных действий и привычных мотивов).

«Посейте привычку—пожнете характер...»

Полезные привычки на уроках русского языка

1. Оргмомент, включающий проверку наличия подготовки канцелярских принадлежностей. Очень важная полезная привычка, помогающая формировать дисциплину подготовки к уроку, обеспечивающая в дальнейшей деятельности

отсутствие отвлечения от темы и выполнения заданий.

а) учебники и тетради лежат ровной стопкой;

б) обязательное наличие на парте канцелярских принадлежностей(ручки с синей или фиолетовой пастой, простого карандаша, линейки и цветных маркеров-текстовыделителей)

- осуществлять контроль за основным письмом ручкой с темно-синей или

фиолетовой пастой. В этом вопросе наблюдается нарушение, особенно у

учеников старших классов: дети пытаются писать черной гелевой

капиллярной ручкой, что приводит к ухудшению зрения.

из соображений удобства для чтения и проверки работ, а также в силу сложившихся традиций. Синий цвет чернил меньше напрягает глаза, как пишущего, так и проверяющего, и традиционно считается более приемлемым для рукописного текста, чем, например, черный или красный.

Его легче всего читать на белой бумаге: он не резко контрастирует с ней, но при этом заметно выделяется, не напрягая зрение как пишущего, так и читающего.

- проверять использование маркеров и текстовыделителей неярких, спокойных пастельных тонов. Это способствует для выделения главных моментов текста

и сохранения зрения учащихся.

Гигиена на уроке

В организационный момент урока должно входить воспитание гигиены учащихся: опрятный внешний вид, чисто вымытые руки, проверка внешнего вида тетрадей и учебников, чистота письма.

Чистота письма

При обнаружении «грязных тетрадей» необходимо потребовать привести их в порядок. А при необходимости завести новую. Новая тетрадь является мотивировкой для красивого письма.

Упражнения по каллиграфии дают возможность коррекции почерка даже в среднем и старшем звене: «Прописать буквы, слова, предложения в соответствии со стандартами письма, как в начальной школе по образцу».

Данное упражнение мотивирует сформировать красивый почерк, проанализировать свой и сравнить состандартами написания букв.

«Правило светофора»

При составлении кластеров, таблиц и схем, необходимо использовать

три цвета текстовыделителя, которые располагаются по правилу светофора:

главная информация выделяется красным цветом, ставится акцент на проблему или заголовок; расшифровка выделяется желтым цветом; заключение, вывод, примеры — зеленым цветом

Тема урока: «Имя существительное»

Определение выделяется желтым цветом. Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы : кто? Что? И обозначает предмет.

Примеры имен существительных: стол, доска, мел … выделяются зеленым цветом.

Физминутки

Физминутки на уроках русского языка в средней и старшей школе призваны снять усталость, повысить работоспособность и улучшить восприятие материала. Они включают в себя двигательные упражнения, направленные на разные группы мышц, а также зрительную гимнастику. Важно, чтобы упражнения были простыми, интересными, доступными и, по возможности, связанными с темой урока. Виды физминуток:

  • Оздоровительно-гигиенические:

    Потягивания, наклоны, повороты головы, вращение плечами, прогибания спины. 

  • Танцевальные:

    Выполняются под музыку, движения произвольные, но желательно согласованные. 

  • Спортивные:

    Традиционная гимнастика, четко под счет, с чередованием вдохов и выдохов, укрепление определенных групп мышц. 

  • Подражательные:

    Имитация движений различных объектов (машины, паровозики). 

  • Двигательно-речевые:

    Сочетание речи и движений, например, чтение стихов с инсценировкой. 

  • Гимнастика для глаз:

    Упражнения для снятия напряжения с глаз, улучшения зрения. 

  • Упражнения для рук и пальцев:

    Сжатие, разжимание кулаков, вращение кистями, имитация игры на пианино или печатания на машинке. 

Пропаганда здорового образа жизни

На уроках русского языка при подготовке к ГИА, к сочинению в формате

рассуждения, использовать темы, пропагандирующие здоровый образ жизни:

«О вреде алкоголя и ПАВ» в старших классах

«Полезно ли есть фастфуд и пить газировку?» в среднем звене.

Используемая литература:

Виды физминуток ИИ

Собственный опыт