Использование символов и наглядного моделирования


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование символов и наглядного моделирования
Автор: Веселова Анастасия Николаевна

Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, таким образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.Цель: использование метода наглядного моделирования в процессе формирования связной речи дошкольников.Задачи:- Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.- Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним . В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как, Эльконин, Венгер, Егорова считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Венгер, Дьяченко, специалисты по моделированию, выделили 3 этапа:Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.Составление модели педагога совместно с детьми.Самостоятельное составление моделей.Что же делать? Как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы? Что же такое модельные схемы? Модельные схемы — это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование? Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами, схематично изображенными, или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами их моделями, становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, часто принимая участие в их создании . Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких -либо явлений, предметов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются практические действия. Использование метода наглядного моделирования дает возможность:самостоятельного анализа ситуации или объекта;развития замыслов-идей будущего продукта. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:пересказ;составление рассказов по картине и серии картин;описательный рассказ;творческий рассказ. В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:- геометрические фигуры;-символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);- планы и условные обозначения, используемые в них;- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам. В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:предметные картинки;силуэтные изображения;геометрические фигуры. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, который повышает интерес детей к данному виду деятельности, позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников. Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.Научное философское обоснование Исследование влияния обучения на умственное развитие ребенка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогики. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от её содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.Преемственность Методическое пособие учитывает уровень развития детей с младшей группы. Существует связь между возрастными группами. В каждой возрастной группе идет усложнение материала. Методы, приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности:пересказ;рассказ по сюжетной картине;рассказ – описание;сравнительное описание предметов;фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;творческая сказка по силуэтным изображениям.Формы работызанятия, часть занятия;чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры;наблюдения;упражнения лексико-грамматические, эмпатические;технические средства обучения (аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения);элементы драматизации;дидактические игры.