Возрастные характеристики ребёнка на этапе завершения дошкольного образования


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Возрастные характеристики ребёнка на этапе завершения дошкольного образования
Автор: Акбашева Гульчечек Халяфовна

Возрастные характеристики ребёнка на этапе завершения дошкольного образованияДля ребёнка старшего дошкольного возраста характерно:
  • положительное отношение к себе;
  • уверенность в своих силах;
  • открытость внешнему миру.
  •     Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности и общении, при решении элементарных бытовых задач. Он общается со взрослыми и сверстниками, обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему, участвует в совместных играх и занятиях.Проявляет доброжелательное отношение к окружающим, стремится оказать помощь, поддержку другому человеку, учитывает мнения, желания, взгляды партнёров по общению. Ребёнок обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства и предпочтения; не боится неудач; уважает достоинства других      Ребёнок легко выбирает себе род занятий, партнёров по совместной деятельности. Он способен к созданию и воплощению собственных замыслов, стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Воображение и фантазия ребёнка особенно ярко проявляется в ролевой и режиссёрской игре: он может придумывать новый сюжет, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. Ребёнок использует разнообразные выразительные средства в рисовании, пении, танцах, театрализованных постановках. Он с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы.      Ребёнок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задаёт взрослым множество вопросов о своих близких и о самих себе, о далёком прошлом, будущем, устройстве мира. Ребёнок строит догадки, рассуждает, обдумывает,  ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и изумляется собственным «открытиям». Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы, собирать коллекции.       Ребёнок с увлечением слушает рассказы познавательного содержания, рассматривает иллюстрации.       Особым объектом освоения становится для ребёнка собственное тело и телесные движения. Он  с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Ребёнок может видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; его движения  приобретают произвольный характер.       Ребёнку также доступна произвольная регуляция поведения. Он может следовать инструкциям взрослого, правилам в играх, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность, подчинять свои действия социально принятым нормам поведения.      Волевое начало  ребёнка проявляется в продуктивных видах деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного, хорошего результата, при необходимости устраняя ошибки и недоделки. Ребёнок испытывает чувство ответственности перед самим собой и другими за начатое дело, данное обещание.       Он бережно относится к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.       Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 -7 лет:
  • ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
  • в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
  • ведущее значение имеет развитие воображения.
  •       Указанные достижения выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и служат опорой учителю начальных классов для реализации индивидуального подхода.     Однако, надо знать и помнить, что эти характеристики отражают идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей. Они не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования и уровень развития самого ребёнка.Степень соответствия особенностей ребёнка возрастному портрету может быть выявлена только  при определённых условиях. Подлинные возможности дошкольника могут быть достоверно установлены только при длительном наблюдении за ним в естественных, привычных для него ситуациях.                 Следует добавить, что психологическая готовность к школе – это, собственно, и есть желание учиться.    Ребёнка могут привлекать лишь внешние атрибуты школьной жизни: портфель, форма, красивые письменные принадлежности; приходить в школу, резвиться на перемене, выполнять задания учителя у таких детей со временем не перерастает непосредственно в интерес получения знаний, а это сразу сказывается на оценках.      Других детей привлекает возможность узнать что – то новое. Нередким бывает скучно на уроках потому, что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоёмки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе.      Можно определить и, так сказать на скидку, готов ли ваш ребёнок к школе.
  • Мотивационная готовность. Купите ребёнку новую игрушку. Позовите посмотреть на неё не больше минуты. Потом предложите почитать сказку, остановитесь на самом интересном месте. Спросите, чего ему сейчас хочется больше: поиграть или дочитать сказку. Малыш не готовый к учёбе выберет игру.
  • Волевая готовность. Для успешной учёбы ребёнку придётся включать волю – подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания по зрительному образцу и по устным инструкциям учителя. Следует помнить, что структуры головного мозга ответственные за произвольное поведение формируются, в идеале, только к 7 годам.
  • Интеллектуальный готовность подразумевает определённый уровень развития мыслительных процессов: умение обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы.
  • Важен также уровень развития памяти: механической и логической.
  •              При среднем показателе механической памяти ребёнок 6 -7 лет (произносим случайный набор 10 слов и просим ребёнка повторить) запоминает 5 из 10. После третьего прочтения - 9 – 10. Через час помнит 2 слова из названных ранее.
  • Тренируем логическую память. Назовите ребёнку 5 -6 логических цепочек, связанных между собой слов. Предложите ребёнку вспомнить их вслух вместе с вами. Вы называете первое слово – ребёнок остальные.
  • Следует помнить, что 6 –летние дети запоминают лишь то, что им интересно, а не то, что нужно запомнить. Им тяжело концентрировать внимание больше 10 – 15 минут.