"Точка роста". Методические подходы и результативность.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Точка роста". Методические подходы и результативность.
Автор: Ревенко Надежда Александровна

Точка роста. Методические подходы и результаты. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняяобщеобразовательная школа с. Сулак Краснопартизанского районаСаратовской области имени Героя Советского СоюзаИванова Ивана Сергеевича» «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…», как никогда по-современному звучат слова великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, которые он сказал еще в 18 в.:В рамках Национального проекта «Образование» в нашей школе второй год работает «Точка роста» естественно-научной направленности. Оснащенность кабинета химии позволила предложить учащимся 4-11 классов несколько направлений дополнительных занятий по предмету химии. Организована работа курсов: «Юный химик», «Хочу все знать» и «Цифровая лаборатория по химии». Актуальность занятий в «Точке роста» обусловлена тем, что современная химическая наука в последние 5-10 лет вышла на качественно новый уровень, являясь основой создания современных технологий. В связи с возрастающим интересом к высоким технологиям важно повышать компетенции школьников в области естественных наук. «Точка роста»!? Это трамплин к новым знаниям, новому пониманию и развитию учащихся в современном, быстро меняющемся, мире. «Точка роста»!? Это обучение с увлечением!Химия - научная дисциплина, развивающая умение логически мыслить, видеть количественную сторону вещества и явлений, делать выводы и обобщения. Как известно, химия считается в школе одним из самых сложных предметов и вызывает у многих школьников недопонимание и неприятие с первого года обучения. Далеко не для всех учащихся химия станет будущей профессией, поэтому интерес к предмету падает. Школьники часто считают, что химическая теория суха и запутана. Занятия в «Точке роста» ориентированы на то, чтобы интерес к химии возник и закрепился благодаря использованию в обучении исследовательского подхода, при котором дети постигают предмет химии через собственное учебное исследование. Такой подход позволяет учащимся не только запомнить некоторые важные факты, но и получить навыки проведения самостоятельного исследования, которые могут быть полезны выпускнику в будущей профессиональной деятельности. Поэтому на занятиях большое внимание отводится практическим работам разных видов, причём значительное время уделяется проведению самостоятельных исследований по выбранным темам. Насыщенность занятий начального периода изучения химии демонстрационными опытами стимулирует интерес к химии и желание изучать эту науку. В этом случае приёмы и действия воспринимаются учащимися не как волшебные манипуляции, а как занимательная необходимость, без которой невозможно осуществить столь привлекательные для них химические превращения.Интересна тематика самих занятий. Кому не захочется попробовать вырастить голубые кристаллы медного купороса или узнать какие химические превращения лежат в основе получения лимонада? Вредна ли косметика? Вредна ли губная помада? Многие темы посвящены здоровью: «Блеск и сила здоровых волос (с точки зрения химика)», «Анализ качественного состава жевательных резинок основных производителей и их влияние на организм человека», «Все о пище с точки зрения химика».Некоторые темы предложены самими учащимися, особенно по технике безопасности при проведении химических опытов и в жизненных ситуациях. Важное место в теории занятий отводится процессам горения и пожаробезопасности: «Цветное пламя. Другие опыты с огнем», в лаборатории юного химика «Углекислый газ. Получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием, сбор газа в воздушный шар и тушение пламени».Социальную направленность имеет исследовательская работа в «Точке роста» на курсе «Юный химик» по теме «Определение нитратов в овощах и фруктах». Ребята провели исследования на наличие нитратов в овощах и фруктах, выращенных на участках в с.Сулак и купленных в магазине «Магнит». Результаты командной работы были озвучены на муниципальном экологическом слете. Учащийся Григорьев Кирилл стал победителем (1место) в номинации «Экология и здоровье», эта же работа была отмечена дипломом 1 степени на Всероссийском конкурсе «Я-исследователь» в номинации «Самая практическая работа». Осваивают и демонстрируют свои умения в проведении химических занимательных опытов учащиеся Мингазудинова Ульяна и Алирзаева Милана на общешкольном мероприятии «Наука для победы».Одно из занятий в «Точке роста» было посвящено Дню воды 22 мая. Этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты. На мероприятии присутствовали учащиеся 5- 6 классов и сами участвовали в демонстрационных опытах. Но одного дня для планеты мало, в наших силах превратить день воды в Век воды!На занятиях дополнительного образования в «Точке роста» учащиеся старших классов заинтересовались проблемой чистоты водных ресурсов родного села Сулак. На основе проведенных экспериментов была дана характеристика качества воды, пробы которой взяты из разных источников. В ходе реализации проекта «Вода - источник жизни. Чистая вода – источник здоровья» мы провели эколого-химические, гидробиологические исследования воды реки Иргиз у села Сулак и оценили их экологическое состояние. С этим проектом учащиеся заняли 1 место на Международном конкурсе проектов «Солнечный свет» Не отстают от старших товарищей и учащиеся младших классов. Им пока, что покоряются свойства воды: «Живая вода», «Вода - уникальное вещество», «Вода и ее свойства. Агрегатные состояния воды.», «Роль воды в живой природе. Вода хороший растворитель». Они с удовольствием проделывают простейшие опыты, привыкают к грамотному пользованию пробирками, спиртовкой и элементарными химическими реактивами. Выступая на районном семинаре учителей химии преподаватель ДОП образования Ревенко Н.А. подвела итог проведенной работе и наметила план работы на новый учебный год. Ревенко Надежда Александровна учитель химии, преподаватель ДОП образованияМОУ «СОШс.Сулак»,