«Доменико Скарлатти: виртуозное искусство сонат и их роль в формировании музыкальной культуры»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Доменико Скарлатти: виртуозное искусство сонат и их роль в формировании музыкальной культуры»
Автор: Политова Татьяна Алексеевна
В летопись музыкальной культуры Скарлатти вошел прежде всего, как один из основоположников фортепианной музыки, как создатель виртуозного клавесинного стиля. Важнейшая часть творческого наследия Доменико Скарлатти – клавирные сонаты. Он сыграл огромную роль в становлении жанра сонаты, а также много сделал для развития и усовершенствования сонатной формы. В этом его главная заслуга перед мировой культурой. За свою творческую жизнь Скарлатти написал около 555 сонат. Возможно, их количество было гораздо больше, так как многие авторские рукописи утеряны. В сонатах композитор употребил 21 тональность. Он писал эти сочинения на протяжении всей жизни. При жизни композитора было опубликовано лишь тридцать сонат. Сборник вышел в 1738 г. и Скарлатти назвал "Упражнения для клавесина" ("экзерсисами"). Сборник содержал 30 сонат и снабжен предисловием. “Читатель, - говорится в нем,- кто бы ты ни был - дилетант или профессионал, не жди в этих композициях глубокого замысла; это лишь затейливая музыкальная шутка, цель которой – воспитать в себе уверенность в игре на клавичембало”... Сонаты Доменико Скарлатти открывают волшебный и богатый мир поэтических образов. С одной стороны, они запечатлели портрет создавшего их художника, а, с другой, отразили реалии жизни. В сонатах Скарлатти слышны отголоски танцевальных ритмов. Кроме того, никто до Скарлатти не изобразил в музыке с такой поэтической чуткостью быт и нравы народов тех стран, в которых композитор жил в разное время (речь идет об Италии и Испании).Главная партия написана в тональности ре мажор, носит игривый, веселый, танцевальный характер. Для достижения этого характера композитор использует мажорный лад, единый темп Allegro, штрихи non legato, legato, staccato, мелкие длительности (восьмые, шестнадцатые), благодаря которым достигается постоянная пульсация ритма. В сонате, как в мелодии, так и в аккомпанементе преобладает артикуляция нон легато. Оно должно исполняться в характере и стиле, т. е. четко, подчеркивая танцевальность музыки. Основная интонационная трудность заключается в соотношении аккомпанемента и мелодии. Т. к. аккомпанемент играется ниже мелодии, он будет звучать насыщеннее и ярче, поэтому необходимо играть аккомпанемент тише, чтобы он сопровождал и украшал мелодию. Еще одна интонационная трудность – это мелизмы. В сонате есть такой мелизм, как мордент. Он должен быть уложен во времени, звучать в характере, ритмично, в ровном звуковом отношении, вплетаясь в фактуру, с минимум движений, несколько легче, чем основная фактура. Также интонационной трудностью является сопоставление разных длительностей, крупных и мелких, когда в одну единицу времени звучит разное количество звуков. Для того, чтобы это сопоставление звучало ритмично, необходимо более мелкие длительности подстраивать под более крупные, т. е. надо слышать вертикаль.Звуковая дифференциация голосов очень важна для любой фактуры. В сонате два звуковых плана: мелодия и аккомпанемент. На первом плане мелодия, ее необходимо играть глубоким звучанием, чуть громче, чем фактура. На втором плане аккомпанемент. Он, соответственно, будет играться тише, создавая гармонию и сопровождение мелодии. Барочный стиль требует целесообразных движений, которые соответствуют характеру, структуре, синтаксису музыкальной речи. В сонате отсутствует излишняя эмоциональность жестов, показывающих начало и конец фразы, паузы, кульминацию.Произведения Д. Скарлатти насыщены множеством пианистических трудностей – разнообразие технических формул делают его сочинения особенно полезными для стабилизации моторики студентов, развития ее качеств. Наиболее часто композитор использует мелкую технику. Здесь и ритмически размеренные гаммообразные пассажи, часто поделенные между двумя руками; различные сочетания арпеджио. Наряду с мелкой техникой в сонатах Д. Скарлатти в огромном изобилии представлена и крупная техника: октавы, двойные ноты. Данный вид фортепианной техники расширит палитру технических умений и навыков молодых музыкантов, разовьет и усовершенствует их пианизм.Трудностью является то, что учащийся должен мгновенно переключаться на новый музыкальный образ, а для этого необходимо не только обладать яркостью и красочностью музыкально-слуховых представлений, но и умением перестраивать свой аппарат на извлечение определенного характера звучания. Определенную трудность для учащихся представляет метроритмическая устойчивость исполнения. Прежде всего важно уметь взять верный темп, ориентируясь мысленно на самый трудный эпизод и время от времени сопоставлять играемое с началом.Изучение произведений Д. Скарлатти поможет ученику лучше ощутить и усвоить одну из главных заповедей, которую Г. Г. Нейгауз написал в своей книге “Об искусстве фортепианной игры”: “Не забывайте никогда, что библия музыканта начинается словами: вначале был ритм”. Сонаты композитора дают возможность учащемуся познакомиться с различными видами орнаментики эпохи барокко и особенностями их исполнения. Как и в пьесах французских клавесинистов в своих произведениях Д. Скарлатти использует много украшений. Также изучение сонат способствует развитию умения пользоваться контрастной динамикой ( f, p, dim., cresc.), характерной для его эпохи, помогают выработке различных штрихов (non legato, staccato, legato). Сочинения Д. Скарлатти прекрасно развивают музыкальный слух. Умение услышать мелодию и сопровождение, способность провести мелодический голос так, чтобы он не “потонул” в аккомпанементе, развивают мелодический слух. Стремление прочувствовать своеобразие и красоту ладогармонических оборотов и диссонансных аккордов способствует развитию ладогармонического слуха.Ученики, исполняя музыку Д. Скарлатти, имеют хорошую возможность приобрести различные игровые навыки, знакомятся с разными видами фактурного изложения, с особенностями структуры и содержания старосонатной формы. Сонаты итальянского мастера являются прекрасными образцами для освоения основных приемов звукоизвлечения.Клавирные произведения Д. Скарлатти очень полезны для развития чувства ритма, ощущения целостности формы. Изучение сонат композитора будет способствовать развитию различных видов музыкального слуха, в частности, мелодического, ладогармонического, полифонического.Данное произведение позволит ученику изучить новый жанр, окунуться в стиль барокко, развить чувство формы, услышать разнообразие тембров, научиться сопоставлять различные длительности. Соната требует от пианиста не только отточенной техники и совершенного владения звуком, но и глубокого понимания душевного строя музыки, умение уловить и передать тончайшие эмоциональные оттенки, выразительность интонаций музыкальной речи.