Использование прыжков через резинку в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста (ТНР)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование прыжков через резинку в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста (ТНР)
Автор: Инна Михайлова Левхина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №26» Использование прыжков через резинку в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста (ТНР) Составила: инструктор по физической культуреЛевхина Инна Михайловнаг. Озерск2025Номинация: Прыгаю и развиваюсь. Творческие подходы в проведении занятий с использованием игровых методов.Введение.Дети с трудностями в развитии (ТНР) нуждаются в специальных методах коррекции и развития, которые сочетают в себе эффективность, доступность и мотивацию. Физкультурно-оздоровительная работа играет важную роль в преодолении различных дефицитов у данной категории детей. Использование простых и увлекательных упражнений, таких как прыжки, через резинку, может существенно способствовать развитию физических качеств, координации, внимания и эмоционального благополучия.Игры и упражнения с использованием резинки могут значительно улучшить физическое и психическое состояние детей с ТНР. Использование различных подходов к прыжковым упражнениям не только развивает детей, но и создает позитивную атмосферу учебного процесса. Главное — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Особенности использования прыжков через резинку с детьми ТНР.При работе с детьми с ТНР необходимо учитывать специфику их развития и индивидуальные особенности. Ключевые аспекты:* Постепенность: Начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая сложность и длительность.* Индивидуальный подход: Адаптировать упражнения под возможности каждого ребенка, учитывая его физическое состояние, уровень развития и эмоциональное состояние.* Позитивное подкрепление: Поддерживать и мотивировать ребенка, отмечать даже самые незначительные достижения.* Использование игровых элементов: Создавать увлекательные игры, используя прыжки через резинку, вводя соревновательные моменты (но не упор на сравнение).* Разнообразие упражнений: Не повторять однотипные упражнения, вводить новые элементы и вариации.* Доступность материалов: Использовать резинки разной длины и толщины, соответствующие физическим возможностям ребенка.* Создание комфортной атмосферы: Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно во время занятий.* Работа с родителями: Необходима совместная работа с родителями, чтобы упражнения продолжались и дома.Концепция "Прыгаю и развиваюсь"Наши занятия построены на сочетании физической активности с развитием координации, гибкости, выносливости и творческого мышления. Мы не просто прыгаем через резинку, мы играем в различные активности, создавая новые образы и ситуации.Уникальность:Комплекс занятий "Прыгай - Говори" уникален, сочетанием физической активности (прыжков через резинку) и связыванием движений с речью. Это позволяет достичь комплексного развития, охватывая не только моторику, но и коммуникативные навыки, эмоциональное и познавательное развитие. Практическая применимость:Комплекс занятий "Прыгай - Говори" может быть эффективно использован в:* Детских садах и школах, особенно в группах с детьми, имеющими трудности в развитии речи и моторики.* Реабилитационных центрах для детей с нарушениями развития.* Домашних занятиях.Методическая ценность:Программа базируется на современных принципах нейропедагогики и учитывает взаимосвязь между физической активностью, развитием мозга и речью. Методика позволяет наглядно продемонстрировать связь между действием (прыжок) и словесной реакцией, что делает обучение более эффективным и увлекательным. Методические рекомендации включают подробное описание упражнений, рекомендации по корректировке в зависимости от потребностей ребенка, а также по оценке прогресса. Методическая ценность:Работа содержит разработанные методические рекомендации и сценарии занятий, которые могут быть использованы педагогами и инструкторами физической культуры. Каждый урок включает основные правила, игровую часть и упражнения на развитие определенных физических качеств, что делает её ценной для передачи опыта другим специалистам.Результаты:* Улучшение координации движений и мелкой моторики.* Повышение уровня коммуникативных навыков.* Развитие речевых навыков: расширение словарного запаса, улучшение грамматического строя речи, повышение выразительности.* Увеличение уверенности в себе и стремления к взаимодействию.* Повышение общего уровня психического развития.Проект занятия: Прыжки через резинку с использованием речи и движения.Тема: Развитие координации движений, речи и творческих способностей через игровые упражнения.Цель: Развитие двигательной активности детей посредством игр с резинкой, сочетая физические упражнения с речевыми заданиями и развитием творческого воображения.Задачи: 1. Физическое развитие: - Улучшение общей моторики, гибкости и выносливости. - Формирование правильной осанки.2. Речевое развитие: - Стимуляция активного словарного запаса через использование рифмовок, считалок и стихов. - Развитие артикуляции и дикции.3. Творческое развитие: - Поддерживание интереса к творчеству через создание игровых ситуаций. - Развитие фантазии и образного мышления.4. Социально-эмоциональное развитие: - Повышение уверенности в себе через достижение успеха в выполнении сложных задач. - Развитие чувства коллективизма и сотрудничества. Ход занятия: Вводная часть (5 минут)- Приветствие. Дети сидят в кругу, приветствуют друг друга, рассказывают о своем настроении и ожиданиях от занятия.- Разминка. Простые движения руками и ногами для разогрева мышц.1. Бег на месте с высоким подниманием коленей.2. Прыжки на двух ногах вперед – назад.3. Легкие подпрыгивания на одной ноге попеременно «Качели». Основная часть (20 минут)Упражнение 1: Рифмы в движении- Описание: Детям предлагается прыгать через натянутую резинку, произнося считалки или стишки. Например, «Раз-два-три-четыре-пять, я иду тебя искать!» (произносить синхронно с прыжками).- Задание: Каждый ребенок должен пройти 3 раунда, чередуя рифмы и ритмы. После каждого раунда дети меняются местами.Упражнение 2: Сказочные прыжки- Описание: Резинка натягивается на уровне колен. Дети становятся вокруг нее и выполняют различные движения (приседания, наклоны), представляя, что они герои сказок. Например, Петрушка прыгает через забор, Красная Шапочка идет в гости к бабушке.- Задание: Ведущий предлагает тему сказки, а дети сами выбирают персонажа и придумывают движения, соответствующие его образу.Упражнение 3: Словесные лабиринты- Описание: На полу раскладываются карточки с буквами или слогами. Резинка натянута на уровне пояса. Дети должны прыгнуть через резинку, приземлиться на карточку и составить слово или фразу.- Задание: По команде ведущего дети начинают прыгать, составляя слова. Усложняем задание, предлагая составлять предложения или рифмы.Упражнение 4: Команда стихо - прыгунов- Описание: Дети делятся на две команды. Задача каждой команды — последовательно пройти полосу препятствий, состоящую из прыжков через резинки разного уровня высоты, произнося стихотворные строчки.- Задание: Каждая команда выбирает капитана, который будет координировать действия своей группы. Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание.Заключительная часть (10 минут) Включает расслабляющие упражнения и легкую растяжку.
  • Медленные наклоны вперед и назад «Маятник».
  • Потягивание вверх, стоя на одной ноге «Потягушки».
  • Рефлексия (5 минут)- Обсуждение: Дети садятся в круг и делятся своими впечатлениями от занятий. Вопросы для обсуждения: - Что было самое интересное? - Какие трудности возникли? - Как вам помогло сотрудничество с командой? Расслабляющая игра (5 минут)- Игра "Сказочная тишина": Дети ложатся на коврики, закрывают глаза и слушают рассказ ведущего о волшебном лесу. Это упражнение помогает расслабиться после активных игр.Приложение.Для прыжков через резинку отлично подойдут короткие и ритмичные стихи, которые легко запомнить и повторять во время движения. Эти стихи хорошо подходят для прыжков благодаря своему ритму и простоте. Они помогают детям сосредоточиться на движениях и делают занятие веселым и интересным.Вот несколько примеров подходящих стихотворений:1.Классическая считалка:Раз, два, три, четыре, пять,Начал заинька скакать.Прыгнул он через плетень —И попал в густую тень.2.Стихи про животных:Мишка косолапыйПо лесу идёт,Шишки собирает,В корзинку кладёт.Вдруг упала шишкаПрямо мишке в лоб.Мишка рассердилсяИ ногою — топ!3.Рифма на счёт:Один, два, три, четыре, пять,Выходи скорей гулять!Шесть, семь, восемь, девять, десять,Мы пойдем с тобой в поход.4.Веселые стихи:Солнце светит нам в окошко,Смех и радость дарит в дом.Мы попрыгаем немножко,Чтобы день был веселей!5.Простые рифмы:Хлоп-хлоп, топ-топ,Мы идём вперёд.Прыг- скок, прыг-скок,Провалился потолок.6.Подвижные стихи:Вверх-вниз, вправо-влево,Сделай круг ты смело.Раз-два, раз-два,Прыгай, как звезда!