Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии на примере урока «Соли аммония» 9 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии на примере урока «Соли аммония» 9 класс
Автор: Лисовская Ирма Автандиловна

Методическая разработка Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии на примере урока «Соли аммония» 9 класс Учитель химии Аннотация Современный урок — это место, где создаются возможности для сознательного усвоения знаний, для развития личности ученика, для формирования ее нравственных основ. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Сегодня ученик наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей. Структура современного урока представляет собой совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока. Из этого набора учитель создаѐт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами. Многообразие активных форм из условий развития урока - одно из условий развития у учащихся интереса к предмету, повышения качества обучения. Главными признаками урока являются высокий научно-теоретический и методический уровни, сочетание ведущей роли учителя и активной учебной деятельности учащихся. Оглавление Введение ………………………………………………………………………………..4 Основная часть …………………………………………………………………………5 Заключение …………………………………………………………………………….12 Список литературы …………………………………………………………………….13 Введение В педагогической деятельности приоритетными являются активные приемы и средства обучения, позволяющие вовлечь учащихся в познавательный процесс, организовать процесс самостоятельного получения знаний. Современный урок обязательно способствует самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала и готовит ребенка к успешной жизни в нынешнем обществе Дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. На современном уроке учитель должен максимально давать им возможность создавать образовательную продукцию на уроке! Для учителей химии имеется широкое поле деятельности по формированию навыков самостоятельной творческой работы, привитию практического опыта работы с химическими реактивами и оборудованием. При самостоятельном выполнении опытов и наблюдениях за ними учащиеся познают многообразную природу веществ, накапливают факты для сравнений, обобщений, выводов. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности. Целью методической разработки является показать один из вариантов применения методов и приемов с учащимися на уроках химии при помощи активных способов обучения. Данная методическая разработка может быть полезна учителю, преподающему химию в общеобразовательных организациях с использованием УМК О.С. Габриеляна Тема урока: «Соли аммония» 9 класс Тема «Неметаллы» УМК О.С. Габриелян Цель урока: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у обучающихся формируется умение характеризовать строение, физические и химические свойства солей аммония, их распознавание, способы получения и применение. Предметные результаты:
  • уметь характеризовать строение солей аммония, физические и химические свойства солей аммония; распознавать соли аммония, характеризовать способы получения, области применения солей аммония;
  • составлять уравнения реакций, характеризующих способы получения и химические свойства солей аммония;
  • проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов аммония с соблюдением правил техники безопасности
  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.
  • Метапредметные результаты:
  • уметь использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • проводить наблюдения, делать выводы
  • самостоятельно ставить новые цели и задачи деятельности, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
  • целью, корректировать свою деятельность в соответствии с изменившейся ситуацией Личностные результаты:
  • Сохранять учебно-познавательный интерес к новому знанию, способам его усвоения;
  • Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни для решения практических задач.
  • Умение грамотно обращаться с веществами в быту.
  • Умение оценивать собственную учебную деятельность на основе критериев
  • Оборудование и реактивы: Технические средства для демонстрации презентаций (в моём случае – ноутбук и экран плазменной панели) Пробирки, спиртовки, спички, держатели, вата, соли аммония: хлорид, сульфат, карбонат (кристаллические), хлорид калия, вода, раствор гидроксида натрия, фенолфталеиновая бумажка. Методы и приёмы обучения: беседа, диалог, выполнение упражнений, лабораторная работа Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Вопросы к этапу проверки домашнего задания и актуализации знаний
  • Почему аммиак может реагировать с кислотами?
  • Какие особенности строения молекулы аммиака обуславливают проявление им основных свойств?
  • Что получается в результате взаимодействия аммиака и иона водорода?
  • В состав каких веществ входит эта частица?
  • Изучение свойств солей аммония. Инструкция к проведению опытов. Вспомните основные правила безопасности при работе с веществами, со спиртовкой, правила нагревания, правила определения запаха веществ, правила поведения в экстренной ситуации. Опыт 1. Ознакомление с некоторыми физическими свойствами солей аммония.
  • Рассмотрите образцы солей аммония и калия. Сравните. Что можно сказать об их внешнем виде?
  • Возьмите немного кристаллического сульфата аммония. Прилейте воду (2 – 3 мм по высоте пробирки). Осторожно встряхните. Сделайте вывод о растворимости этой соли.
  • Пользуясь таблицей растворимости, ответьте на вопрос: как растворяются в воде соли аммония?
  • Какой процесс происходит при растворении в воде ионных соединений - солей аммония? Напишите в тетради уравнение диссоциации сульфата аммония.
  • Опыт 2. Распознавание солей аммония.
  • В пробирку с приготовленным раствором сульфата аммония добавьте 5 – 6 капель раствора гидроксида натрия.
  • Отверстие пробирки закройте ваткой с влажной фенолфталеиновой бумажкой.
  • Нагрейте пробирку, соблюдая правила. Что наблюдаете?
  • Прекратите нагревание.
  • Осторожно, по правилам исследуйте запах выделяющегося газа.
  • Ответьте на вопросы:
  • О чём говорит запах и изменение окраски индикатора?
  • Откуда берётся аммиак?
  • При каких условиях происходит реакция?
  • Сделайте вывод, дополнив фразу:
  • Соли аммония при нагревании с раствором … образуют … , который можно распознать … . Это качественная реакция на … … .
  • Напишите уравнение реакции между гидроксидом натрия и сульфатом аммония.
  • Опыт 3. «Возгонка» хлорида аммония.
  • Осторожно нагрейте в пробирке несколько кристалликов хлорида аммония. Что наблюдаете?
  • Ответьте на вопросы:
  • Как называется явление, при котором вещество переходит из твёрдого состояния в газообразное?
  • Могут ли вещества с ионной кристаллической решёткой испаряться при низких температурах?
  • Что же происходит с веществом? Напишите уравнение реакции.
  • Какое вещество на стенках пробирки? Откуда оно взялось?
  • Опыт 4. «Исчезновение» карбоната аммония.
  • Осторожно нагрейте в пробирке несколько кристалликов карбоната аммония. Что наблюдаете?
  • Чем отличается данная реакция от предыдущей?
  • Напишите уравнение реакции.
  • Задание 1 «Да – нет»
  • Соли аммония – это продукт взаимодействия аммиака с кислотами. 
  • Реактивом на ион аммония является нитрат серебра. 
  • Соли аммония используются в растениеводстве в качестве фосфорных удобрений. 
  • Карбонат аммония используют в кондитерском деле, так как при его разложении образуются газы, разрыхляющие тесто и не остаётся твёрдого остатка. 
  • Нитрат аммония требует особого обращения, так как является взрывчатым веществом. 
  • Задание 2. Напишите уравнения реакций в молекулярной и краткой ионной форме: . Вариант 1. (первый уровень сложности) NH4NO3 + NaOH →……………………………………………………………………….................. NH4Cl + AgNO3 →……………………………………………………………………………………. (NH4)2CO3 + HCl → ………………………………………………………………………………… Вариант 2. (второй уровень сложности) (NH4)2SO4 + Ba(NO3)2 → …………………………………………………………………………… (NH4)2CO3 + KOH → ……………………………………………………………………………… (NH4)2SO3 + HNO3 → ………………………………………………………………………………... Задание 2. Проверьте правильность выполнения задания. Вариант 1. NH4NO3 + NaOH → NaNO3 + NH3 ↑ + H2O NH4+ + OH- → NH3 ↑ + H2O NH4Cl + AgNO3 →NH4NO3 + AgCl ↓ Ag+ + Cl- → AgCl ↓ (NH4)2CO3 + 2 HCl → 2 NH4Cl + CO2 ↑ + H2O 2H+ + CO32- → CO2 ↑ + H2O Вариант 2. (NH4)2SO4 + Ba(NO3)2 → 2 NH4NO3 + BaSO4↓ Ba2+ + SO42- → BaSO4 (NH4)2CO3 + 2 KOH → K2CO3 + 2 NH3 ↑ + 2 H2O NH4+ + OH- → NH3 ↑ + H2O (NH4)2SO3 + 2 HNO3 → 2 NH4NO3 + SO2↑ + H2O 2H+ + SO32- → SO2 ↑ + H2O Исправьте ошибки карандашом. Оцените свою работу на «5», если Вы выполнили её без ошибок; на «4», если ошибка в одном уравнении; на «3», если ошибки в двух уравнениях. Если все уравнения реакций Вы написали с ошибками, Вам необходимо повторить изученное. Заключение Данные формы и методы работы могут быть использованы на уроке химии в 9 классе. Они позволяют достигать обучающимися заявленных предметных, метапредметных и личностных результатов. Список литературы Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник. М., Дрофа.2013 и далее Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 кл.. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе. Дидактические материалы. Денисова В.Г. Уроки химии в 9-м классе. Поурочные планы. Волгоград. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии. 9 класс. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии к учебнику О.С. Габриеляна. 8 класс