"Сетевые образовательные проекты как эффективное средство внеурочной деятельности с одаренными детьми"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сетевые образовательные проекты как эффективное средство внеурочной деятельности с одаренными детьми"
Автор: Шапошникова Галина Васильевна

Интерес к детской одаренности в наши дни очень высок. Это одно из ведущих мест среди самых интересных явлений природы И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями: способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие: учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение; дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане; необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.Существуют некоторые формы ускорения:
  • ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется это в том, что учитель организовывает индивидуальное обучение для нескольких одаренных детей. Однако, такая форма считается наименее эффективна.
  • одаренный ребенок может обучаться тем или иным навыкам с детьми старшего возраста. Например, семиклассник, который очень хорошо читает, анализирует прочитанное может быть вовлечен в проектную работу совместно с восьмиклассниками. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.
  • Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ или методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий — ускорения и обогащения.Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют, больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.Работа педагога с одаренными детьми — это сложный процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости.Одним из методов работы с одаренными детьми является внеурочная проектная деятельность с использованием возможностей сети Интернет.Основной целью внеурочной проектной деятельности является реализация детьми своих способностей и потенциала личности. К важным целям проектного обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести: формирование коммуникативных навыков (партнерское общение); формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.К задачам внеурочной деятельности можно отнести: систематизацию представления обучающихся о проектной деятельности через овладение основными понятиями проекта; развитие основ практических умений; совершенствование умений поиска информации из разных источников; формирование культуры публичного выступления; оказание методической поддержки учащимся при проведении проектных работ и подготовке выступлений на классных часах или научно-практических конференциях.Метод проектов - активная форма обучения, одна из ведущих технологий системно - деятельностного подхода в реализации ФГОС на основе организации УУД. Термин«проект» выходит далеко за пределы сферы образования. Этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами, а именно: они направлены на достижение конкретных целей; включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; все они в определенной степени неповторимы и уникальны.Организация работы школьников над сетевыми проектами позволяет существенно дополнить усилия педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам (русский язык и литература). Кроме того, работа над проектами позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости; научиться применять полученные знания; организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.Организация работы над сетевым проектом улучшает личностные и метапредметные результаты учащихся:
  • первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.).
  • второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне команды, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
  • В рамках внеурочной деятельности, направленной на работу с одаренными учениками 7-8 классов была разработана программа на основе сетевого маршрута «В модельном Зазеркалье».  Мини-проекты, представленные в рамках сетевого маршрута, посвящены вопросам математического моделирования, а также направлены на развитие сотрудничества детей в сфере сетевых проектов (соблюдения правил участников и авторского права, умения работать дружно и сообща, укладываясь в запланированные сроки, быть вежливыми и высказываться корректно, оказывать помощь членам команды, совершенствовать свою работу до окончания этапа, критически оценивая свой вклад в общее дело команды).Мини-проекты сетевого маршрута ориентированы на воспитание интереса одаренных школьников к математике и информатике, формируют у детей основы гражданской культуры, социально-нравственного развития личности.Учащиеся, организованные в команду должны были придумать название, девиз и самостоятельно распределить роли в команде. Они были ознакомлены с условиями прохождения сетевого маршрута:
  • Проект выполнен успешно, если выполнено не менее 70% заданий.
  • Полное прохождение Маршрута предполагает 5 этапов (Подготовительный, Маршрут-1 «Улица Научная», Маршрут-2 «Улица Экспериментальная», Маршрут-3 «Улица Практическая», Заключительный этап) и выход в финал.
  • По окончании маршрута участники команды получают Сертификаты участника или Сертификаты финалистов.
  • В ходе сетевого проекта одаренные учащиеся освоили сервис Web 2.0 и получили отличные результаты работы - ими были созданы:
  • Ментальные карты «Виды моделей» в программе SpiderSribe.net;
  • Публикация в программе Calameo.com «Роль моделей и моделирования в медицине»;
  • Совместная презентация «Математическое моделирование реальной ситуации СБЕРКАССА» в документе совместного редактирования GOOGLE;
  • Каждый участник команды провел эксперимент на соответствие прогноза по модели «Биоритмы человека» реальным фактам, происходящими с учащимися в течении недели (программа Photopeach.com);
  • При совместном обсуждении ответили на вопрос «Какова роль моделей в современной жизни?», «Для чего нужно математическое моделирование?», «Почему можно создавать большое многообразие моделей».
  • Выступили перед своими сверстниками с результатами работы на классном часе и научно-практической конференции «Первые шаги в науке».
  • В ходе работы над проектом участники команды приобрели умения и качества человека XXI века: ответственность и адаптивность, коммуникативные навыки, навыки межличностного взаимодействия и сотрудничества, проявили творчество и интеллектуальную активность, умение решать проблемы совместно с членами команды, ответственность за порученное задание и управление собой.К работе привлечены были и родители, давшие письменное согласие на участие их ребенка в проекте, познакомившиеся с правилами безопасной работы в сети Интернет через изучение подготовленной для родителей презентации. Они проявляли интерес к работе в проекте своих детей и поддерживали их своими знаниями, что отразилось в интервью детей о моделях и моделировании в профессии родителей. Лучшее интервью было использовано в публикации команды в программе Calameo.Соучастие, сопереживание и взаимопомощь нашли отражение в результатах команды – команда «Ораторы науки» стали победителями финала Международного Сетевого учебного проекта.