"Комплекс дидактических игр и упражнений по лексическим темам для осуществления совместной деятельности родителем с ребенком, имеющим нарушения речи"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Комплекс дидактических игр и упражнений по лексическим темам для осуществления совместной деятельности родителем с ребенком, имеющим нарушения речи"
Автор: Рейдер Екатерина Юрьевна

Комплекс дидактических игр и упражнений по лексическим темам
для осуществления совместной деятельности родителем с ребенком,
имеющим нарушения речи (подготовительный к школе возраст)
Тема: Осень
● Познавательная часть
1. Закрепите с ребенком признаки осени, предложив ответить на вопросы (ответы ребенка записывайте в тетрадь):
Что такое осень? (Время года.)
После какого времени года наступает осень?
Какое время года наступает вслед за осенью?
Назовите первый осенний месяц.
Назовите осенние месяцы по порядку.
Перечислите известные осенние приметы: (в растительном мире, в неживой природе, в животном мире, в жизни людей)
Чем занимаются люди в огородах, полях, садах осенью?
Какие дары приносит людям и животным осенний лес?
Что вам нравится в осени?
Пофантазируйте: что было бы, если бы вслед за летом сразу наступала зима?
2. Поиграйте с ребенком в игры:
1) Скажи наоборот
Образец: осень ранняя — осень поздняя
день весёлый - ...погода хорошая - ...
утро солнечное - вечер...
небо ясное - ...облака белые - тучи...
2) Один - много
Образец: Ветер дует, а ветры дуют
одежда тёплая - . .
Птица улетает, а...Дождь моросит, а...
Урожай созревает, а...
Листик желтеет, а...Цветок увядает, а...
Лист кружится, а...
3) Составь предложения
Образец: Собирают, люди, осень, урожай — Осенью люди собирают урожай
Дует, осень, ветер, холодный
Земля, трава, на, увядает
Мелкий, осень, моросит, дождь
Желтеют, на, листья, деревья
Улетают, юг, на, птицы
Запасаются, лес, в, животные
3. Закрепите с ребенком рассказ Осень
На смену лета пришла осень. Реже солнце выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветные наряды. Красные, оранжевые, жёлтые листья горят на солнце. Они падают, кружатся и укрывают землю золотым ковром.
Часто моросит дождь и загоняет людей в дома. Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Животные в лесу запасаются на зиму. Скоро придёт холодная и снежная зима!
● Практическая часть
Закрепите с ребенком стихотворение Осень (рассказывание стихотворения сопровождается чёткими движениями):
У избы помоет крышу, Правой ладошкой гладим левую ладошку, затем руками показываем крышу
Отведёт в берлогу мишу,
Ходьба на месте вперевалочку
Все поля опустошит,
Пальчики на обеих руках здороваются с большим пальцем
А потом листвой шуршит.
Трем ладошки друг об друга
Мы её тихонько спросим:
Прикладываем ладошки к одноименным щекам
Кто ты?
Плечи подняты, руки разведены в стороны
И услышим: - Осень!Фонарики над головой, затем медленно опускаем через стороны вниз
Поиграйте с ребенком в игру Придумай словечко по 4 слова (звук О - в разной позиции)
в начале слова
в конце слова
в середине слова
осень
сон
крыльцо
Предложите ребенку отгадать загадку, заучить ее и нарисовать отгадку красками:
Кленовый, дубовый, осиновый лист
Дружно за руки взялись.
Закружились, понеслись.
Пожелтел и лес, и сад. Вы узнали...?
Тема: Деревья и кустарники
● Познавательная часть
1. Уточните и расширьте знания детей о деревьях и кустарниках:
Чем отличаются хвойные и лиственные деревья? Приведите примеры хвойных и лиственных деревьев.
Какие кустарники знает ребенок?
Уточните название частей дерева и кустарника (корень, ствол и т.д.)
Как меняются хвойные и лиственные деревья в разное время года?
Какие деревья растут в березовой роще, ельнике, дубраве, осиновой роще, в саду?
Какие Деревья, кустарники растут в нашем детском, саду, рядом с Вашим домом?
2. Поиграйте с ребенком в игры:
1) Один — много — удивляясь чему?
Образец: могучий дуб - могучие дубы - удивляюсь могучим дубам
Аналогично, стройная береза, высокая осина, плакучая ива, низкий орешник, ветвистый клен, гибкая рябина, пушистая елка, уральская сосна, золотой тополь
2) Скажи наоборот
У сосны иглы длинные, а у ели...У дуба сучья толстые, а у орешника...
У клена листья широкие, а у ивы...У рябины ветки гладкие, а у дуба...
У березы ствол светлый, а у клена...У сосны шишки круглые, а у ели...
3) Объясни словечко и придумай с ним предложение:
Образец: Лес - это место, в котором растут Деревья и кустарники, трава и цветы, грибы и ягода; место, в котором живут птицы, животные и насекомые. Лес - это родной дом Диких животных.
Аналогично, лесок, лесочек, лесник, лесной, лесоруб, лесовоз, лесопосадка, лесхоз, лесозаготовка
3. Закрепите с ребенком рассказ ВЛ. Сухомлинского Стыдно перед соловушкой.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей.
Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
● Практическая часть
1. Закрепите с ребенком комплекс Станем мы деревьями (рассказывание стихотворения сопровождаются чёткими движениями):
Станем мы деревьями сильными,
Наши руки — это ветви,
большими.
Гибкие и длинные,
Ноги — это корни, их расставим, шире,
Пальцы веточками будут,
Тело наше — ствол могучии,
листьями закрытые.
Он чуть-чуть качается,
Ветер поднимается,
И своей верхушкой в небо упирается.
2. Предложите ребёнку посчитать гласные звуки в словах: Образец: помидор — 3 гласных звука (О, И, О)
Листья разлетаются.
траваствол пни
радуга
каштанлистоккапли
дождь
ивушкалист грибы
туча
Дубоклипа гора
иголка
3. Предложите ребенку отгадать загадку и нарисовать отгадку красками (ягоды на дереве):
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И лесу украшение,
И птицам угощение
Тема: Грибные имена
● Познавательная часть
1. Уточните и расширьте знания детей о грибах в игре Что будет с грибами, если...: (ребенок дает полные, развернутые ответы, которые взрослый записывает)
Что будет с грибами, если лето будет засушливое?
Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?
Что будет, если грибы вырывать вместе с грибницей?
Что будет, если грибник не разбирается в съедобных и несъедобных грибах?
Что будет, если грибы плохо проварить?
Что будет, если уничтожить все несъедобные и ложные грибы?
Поиграйте с ребенком в игры:
Что есть у грибов? Как грибы растут?
Образец: У лисички есть грибница, короткая оранжевая ножка и вогнутая оранжевая шляпка, похожая на воронку, лисички растут под ёлкой семейками по кругу
Аналогично, подосиновик, подберезовик, мухомор, опенок, волнушка, бледная поганка, масленок, груздь, сыроежка, боровик, ложный опенок
Подскажи словечко - слова-соседи к слову гриб. Закрепите их значения.
Под ёлочкой спряталась семейка маленьких...
Грибы в лесу, на полянке, под деревьями собирают...
Грибник ищет в лесу место, где растет много грибов, оно называется...
Дождик, который любят грибы, называют...
Грибники собирают грибочки в ...лукошко, ...корзину
Из грибов варят... суп, пекут... пирог, жарят... пирожки, тушат... икру
3) Сосчитай до 1-3-5
Образец: 1 оранжевая лисичка — 3 оранжевые лисички — 5 оранжевых лисичек
Красноголовый подосиновикРазноцветная сыроежка
Крепкий подберезовик Темно-коричневый боровик
Нарядный мухоморСветло-розовая волнушка
Скользкий маслёнокПовитая поганка
3. Закрепите с ребёнком рассказ Грибная пора. Уточните значение подчеркнутых слов. Предложите ребенку объяснить, почему грибы так называются (волнушки, лисички и т.д.)
Осень — грибная пора. После грибного дождя идут в лес грибники с корзинками, лукошками, ведрами. Ищут грибники грибные места, где много грибочков растет. Вот под ёлочкой спрятались волнушки и лисички. На пеньке растут опята — дружные ребята. Под березой растёт подберезовик, а под осиной — подосиновик. Под ногами в листиках спряталась целая семейка груздей. Осторожно грибники срезают грибы ножичком, чтобы не повредить грибницу!
● Практическая часть
Закрепите с ребенком комплекс Грибы (рассказывание стихотворения сопровождаются движениями, которые можно подобрать вместе с ребенком)
Вылезли на кочке,
Даже маленькии пенёк
Мелкие грибочки:
Удивленья скрыть не мог —
Грузди и горкушки,
Выросли опята — скользкие маслята,
Рыжики, волнушки
Бледные поганки встали на полянке
Предложите ребенку сосчитать гласные звуки и слоги (Как пишем, так и проговариваем ребенку) Вспомнить правило: Сколько гласных звуков, столько и слогов. Запись по образцу:
Образец: грузди — 2 гласных звука (У, И), 2 слога (Ребенок печатает буквы сам)
Аналогично, грибок, грибник, подосиновик, боровик, лисичка, мухомор, травинка, улитка, дождь, листики, лукошко, корзинка, поганка, суп, пирожок, икра, груздь, солнышко
3. Предложите ребенку отгадать загадки и разгадки выполнить в виде аппликации:
Что за гриб стоит на кочке в красном, бархатном платочке?
Этот гриб красивый, красный. Но поверьте, - он опасный!
Тема: Фруктовый сад. Огород
● Познавательная часть
1. Уточните и расширьте знания детей о фруктовом саде и огороде:
Какие культуры выращивают садоводы в саду и овощеводы в огороде?
Назовите фрукты и деревья (кустарники), на которых они растут?
Назовите овощи и условия, в которых они растут.
Что нужно для выращивания растений на огороде и в саду? (Солнце, почва и т.д.)
Опишите путь помидора от зернышка и яблока от черенка.
2. Поиграйте с ребенком в игры:
1) Что есть у овощей и фруктов?
Образец: У моркови есть зеленая ботва, оранжевая кожура и внутри сердцевина
Аналогично, яблоко, лимон, картофель, апельсин, огурец, груша, свекла, кабачок, репа баклажан, банан, лук, капуста
2) Подскажи словечко - слова-соседи к слову овощ. Закрепите их значения.
В огороде растет много... (овощей)
Сажает, поливает, рыхлит и собирает овощи...
Урожай овощей хранят в ... яме
Урожай овощей с большого поля хранят в ...
Режут и крошат овощи в ...
Варят овощи в ...(овощеварке, мультиварке…)
Полезные блюда готовят из овощей: ...суп, ...салат, ...пюре, ...пироги, ...икру.
3) Какой? Какая?
Образец: Пюре из картофеля — картофельное пюре
Сок из моркови - ... Икра из кабачков - ...
Компот из сливы - ... Слойка из яблок - ...
Салат из помидор -… Сок из помидор -…
Варенье из груши -… Напиток из свеклы - ... Суп из гороха - ...
Мусс из банана - ... Пирожок из капусты - ... Похлёбка из лука - … Котлеты из моркови - ... Каша из тыквы - ... Йогурт с ананасом -…
3. Предложите ребенку составить рассказ Я поваренок по плану:
Какое блюдо я готовлю?
Какие овощи (фрукты) мне нужны для этого блюда?
Что я делаю с овощами (фруктами)?
Какое по вкусу получилось мое блюдо?
Кого я угощу моим блюдом из овощей (фруктов)?
4. Закрепите с ребёнком рассказ Как кто одет?
Дни стали хмурыми, а ночи холодными. В огороде убирают овощи, чтобы они не померзли. Сначала убирают огурчики — голышки. Потом убирают лук в бумажной рубашке. Потом убирают бобы в шерстяных чулочках. Затем убирают репу, редиску, морковку, свёклу и разную петрушку. Остается одна капуста. У капусты семьдесят одежек, поэтому капуста не замерзнет. Она не боится холода.
● Практическая часть
1. Закрепите с ребенком комплекс Хозяйка однажды с базара пришла (рассказывание стихотворения сопровождаются чёткими движениями, которые можно подобрать вместе с ребенком)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Вот овощи спор завели на столе —
Хозяйка с базара домой принесла:
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошку, капусту, морковку,
Картошка, капуста, морковка, горох,
Горох, петрушку и свёклу — Ох!
Петрушка и свёкла — Ох!
2. Предложите ребенку сосчитать слоги и звуки в словах. Запись по образцу:
Образец: ухо — 2 слога, 3 звука
Аналогично, лук, садик, огород, каша, суп, груша, банан, рука, глаз, окно, рот, сок, икра, помидор, огурец
3. Помогите ребенку оформить в любой технике изображение своего любимого овоща или фрукта. Продукт должен быть красочным.
1. Познавательная
1. Познавательная часть: Уточните и