Педагогические условия развития проблемных ситуаций во время занятий в разновозрастной группе детского сада.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогические условия развития проблемных ситуаций во время занятий в разновозрастной группе детского сада.
Автор: Бордукова Елена Геннадиевна

Тема: Педагогические условия развития проблемных ситуаций во время занятий в разновозрастной группе детского сада.Уважаемые коллеги!Проблемные ситуации — это уникальные моменты, которые возникают в ходе образовательного процесса и требуют от детей самостоятельного поиска решений. Эти ситуации помогают развивать критическое мышление, творческое воображение и социальные навыки. Предлагаю вашему вниманию несколько способов создания таких ситуаций:Открытые вопросы — это один из лучших способов создания проблемных ситуаций. Вместо того чтобы давать готовые ответы, я задаю детям вопросы, которые заставляют их задуматься и искать собственные решения. Например, при изучении темы «Транспорт» я могу спросить: «Почему машины ездят по дорогам, а корабли плавают по морям?». Это побуждает детей размышлять и выдвигать гипотезы.Еще один из способов создания проблемных ситуаций – это провокационные задания — это задания, которые специально созданы для того, чтобы вызвать у детей затруднения и заставить их искать выход из сложной ситуации. Например, задание «Построй мост из бумаги» требует от детей изобретательности и умения работать в команде. Это помогает развивать навыки коммуникации и сотрудничества.Экспериментальная деятельность — это отличный способ создания проблемных ситуаций. Я часто предлагаю детям провести эксперименты, результаты которых заранее неизвестны. Например, эксперимент «Какой материал тонет, а какой плавает?» заставляет детей анализировать свойства различных материалов и делать выводы.Игры на развитие логического мышления — это еще один способ создания проблемных ситуаций. Например, игра «Что изменилось?» требует от детей внимательности и умения сравнивать. Или игра «Четвертый лишний», где дети должны определить, какой объект не соответствует остальным по какому-то признаку.Ролевые игры — это прекрасный способ моделирования реальных жизненных ситуаций. Я часто предлагаю детям разыгрывать сценки, в которых они сталкиваются с различными проблемами. Например, сцена «Потерялась игрушка» помогает детям развивать эмпатию и умение находить компромиссные решения.Проблемные задачи — это задания, которые требуют от детей применения знаний и умений в новой ситуации. Например, задача «Как распределить конфеты между тремя друзьями?» помогает детям осваивать принципы справедливости и равенства.ЗаключениеПедагогические условия развития проблемных ситуаций — это ключ к успешному обучению и развитию детей в разновозрастной группе. Создание открытых вопросов, провокационных заданий, экспериментальной деятельности, игр на развитие логического мышления, ролевых игр и проблемных задач — все это помогает детям становиться более самостоятельными, творческими и социально адаптированными.Спасибо за внимание!Доклад на педагогический советТема: Педагогические условия развития проблемных ситуаций во время занятий в разновозрастной группе детского сада.Выступление по теме:Педагогические условия для создания проблемных ситуаций в повседневной деятельности детей.Педсовет:«Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях.Воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка» ДАВЫДОВА Л.Г.Г.О ЭЛЕКТРОГОРСК2020 ГОДПроблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.В соответствии с принципами дошкольного образования, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования.Наиболее эффективным способом построения модели образования для развития творческого мышления, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения знания является проблемное обучение.Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют.Так что же такое проблема? Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.).Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников? Можно указать на следующие:- привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;- поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;- помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;- побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;- помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.Характерные признаки проблемности образовательной ситуации:- Возникает состояние интеллектуального затруднения;- Возникает противоречивая ситуация;- Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.Существуют четыре уровня проблемности в обучении:1)  воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.2)  воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).3)  ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.4)  ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев,  сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);- постановка проблемных задач.Плюсы проблемного обучения:- Педагог является равноправным партнером;- Дети самостоятельны и инициативны;- Дети сами открывают новые знания и способы действия;- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;- Дети договариваются, общаются Проблемные ситуации можно создавать в повседневной деятельности дошкольников:- Во время дежурства. У ребенка в руке ложки, вопрос как ты думаешь, хватит ли ложек на всех ребят? Ребенок самостоятельно находит решения в данной проблемной ситуации.  - Во время прогулки: На участке много воды что нам делать? - Потерялась игра, есть только схема как ее найти. Ребенок самостоятельно находит решения в данной проблемной ситуации. - После прогулки: Все ли дети положили варежки сушить? Дети предлагают свои варианты поиска  ответов Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативной деятельности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.