общеобразовательная программа


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: общеобразовательная программа
Автор: Шевцова Рита Николаевна

Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Юный скульптор, является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, предлагаемом детям в возрасте преимущественно от 5-6 лет, имеющую конкретизированные образовательные цель и задачи, а так же фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты. Программа реализуется в МОУ Центр Ворошиловского района.
Программа является адаптированной и обеспечивает права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей- инвалидов на участие в реализации программы, что является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Программа Юный скульптор, носит развивающий характер, ориентирована на умственное развитие, развитие мелкой моторики рук, (далееПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Направленность программы :
Юный скульптор, рассчитана для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 5-6 лет имеет художественную направленность.
Являясь наиболее доступным для детей с ОВЗ, занятие лепкой обладает необходимой привлекательностью: можно научиться делать сувениры и подарки своими руками.
Данная программа позволяет переставлять разделы, варьировать подачу материала. Замена одной темы на другую происходит в зависимости от интересов и потребностей детей с ОВЗ, их психологического настроя.
Изготовление своими руками поделки вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Актуальность программы:
Сегодня трудно переоценить значение той роли, которую играет в образовании процесс социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача дополнительной общеобразовательной программы Юный скульптор, – развитие и формирование многогранной личности, готовой к органичной реализации в современном социуме. Благодаря образованию формируются мировоззрение и цели, развивается способность человека адаптироваться в обществе, что немаловажно для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим, эта программа актуальна, она способствует развитию у детей с ОВЗ мотивации к творчеству, способствует процессам их самоопределения, саморазвития, адаптации к жизни в обществе.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования художественных способностей у детей и таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Педагогическая целесообразность программы:
Заключается в том, что занятие декоративно – прикладным творчеством является эффективным средством в развитии детей с ограниченными возможностями. Кроме того, способствует развитию моторики рук, что немало важно для детей с ОВЗ.
Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами, как ручной труд.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества, она дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах, а лепка из соленого теста более всего развивает фантазию ребенка, т.к. слепив фигурку, ее можно разукрасить, покрыть лаком, украсить тканью, бисером, добавить природные материалы.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью программы является то, что она дает возможность не только стимулировать развитие ребенка путем тренировки движений пальцев рук, развития его познавательных потребностей, но возможность получить платформу для социального и культурного самовыражения ребенка. Адаптированная программа позволит реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ, обеспечить общение людей с ограниченными возможностями с друзьями или преподавателем, обучение поможет раскрыть творческий потенциал этих детей, будет способствовать их успешной социализации, улучшит качество жизни.
Адресат программы:
Данная программа ориентирована на детей младшего возраста 4 -6 лет и составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей данного возраста.
Учебные группы объединяют 10-15 учащихся обучившихся в течение года по программам декоративно-прикладного и изобразительного творчества на стартовом уровне. Набор в группы так же осуществляется и без специальной подготовки. От учащихся не требуется специальных знаний и умений. Главным критерием при приеме в объединение является проявление интереса к процессу создания своими руками красивых качественных изделий из различных материалов, интерес к декоративно-прикладному и изобразительному искусству. Занятия по настоящей программе обеспечивают ситуацию успеха, что создает благоприятные условия для социализации учащихся. В течение обучения отслеживается уровень развития учащихся, зачисленных на обучение и уровень развития учащихся, освоивших программу. В темы и задания программы заложены возможности индивидуального взаимодействия с каждым учащимся на доступном ему уровне. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Впоследствии развивается представление о форме, величине, цвете реальных предметов. Дети стремятся к построению композиции, к творческой самореализации, целью обеспечения результативности программы при выборе форм, методов и средств обучения учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащихся. Из многофункциональности данной программы, ведущими выделяются два направления: декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Освоение обучающимися программы происходит на базовом уровне.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, стартовый уровень знаний, умений и навыков полученные в течение учебного года соответствуют базового уровня данного вида деятельности для закрепления и развития по программе Юный скульптор,
Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности детей, на базовом уровне по программе предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения. Обучающиеся занимающиеся по программе декоративно-прикладным творчеством, в частности лепкой, имеют равные возможности для проявления своих творческих способностей, а также, могут сравнивать свои достижения с успехами других обучающихся, что создает благоприятные условия для их социализации
Программа рассчитана на один год.
Данная программа не является константой. В процессе работы с конкретной группой учащихся, содержание и формы занятий могут по необходимости корректироваться педагогом.
Год обучения
Количество занятий в неделю
Количество часов в неделю
Количество недель обучения
Количество месяцев
обучения
Всего часов в месяц
1
1
2
8
9
72
Формы обучения.
Форма обучения - очная. Очно-дистанционная
Режим занятий.
Год обучения
Количество учащихся
Количество занятий в неделю
Количество часов в неделю
Всего
часов в месяц
1
10-15
1
2
72
Занятия практические, необходимые теоретические знания даются детям вместе с практическими.
Формы занятий. Для реализации программы планируются следующие формы занятий:
Вводные занятия – педагог знакомит детей с техникой безопасности. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.
педагог рассказывает об организации обучения с предлагаемой программой на текущий год.
Тематическое занятие – детям предлагается осваивать навыки лепки, работая над разнообразными поделками разных форм по темам, включающим и сказочные персонажи, что развивает творческое воображение и фантазию.
Занятие с натуры – дает возможность знакомить детей с азами лепки, развивая их наблюдательность и чувство пропорциональности.
Занятие по памяти – проводится после усвоения полученных знаний в работе с натуры. Оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память.
Занятие – импровизация – дети на этом занятии получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных приемов лепки, включая в работу воображение и фантазию, творчески реализуются.
Занятие проверочное – на повторение пройденного материала. Оно позволяет выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Итоговые занятия могут проходить в виде мини-выставок, просмотров и обсуждений творческих работ.
Приемы и методы:
- словесный: описание, объяснение, инструкции, обсуждение;
- игровой: игровые упражнения, сюрпризные моменты, подвижные, игры-задания;
- практический: самостоятельная работа детей, сочетание показа предмета с активными действиями детей по его обследованию, творческие задания;
- наглядный: показ педагога, рассматривание картин, предметов, игрушек.
Дидактический материал: методические таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий, альбомы и репродукции великих мастеров.
Режим занятий
Продолжительность 1занятия по СанПин РФ нормам:
Положение о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с детьми-инвалидами
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность одного занятия определена программой на год обучения: по 2 часа 1раз в неделю (72 часа в год), при этом один час занятия включает в себя 30 минут активного обучения и 10-минутный перерыв для отдыха и проведения физкульт-минут.
Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного их режима с учетом пожелания родителей, возрастных особенностей учащегося, медицинского заключения и режима дня. Сроки обучения по данной программе могут быть изменены с учетом складывающихся обстоятельств по здоровью и выявленных затруднений по ходу реализации программы.
Цель и задачи программы:
Цель: развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов средствами декоративно-прикладного творчества как одного из условий их адаптации к жизни в обществе и дальнейшей социализации.
Задачи:
образовательные: расширение знаний, умений, навыков;( формирование устойчивого интереса к творчеству;( знакомство с необходимыми материалами и приемами работы с ними;( обучение проявлять творчество в создании изделий;( обучение планирования, предвидения результата работы и достижения его,( при необходимости внесения коррективов в первоначальный замысел; усвоение и соблюдение социальных норм и правил поведения;
развивающие: развития свойств сознания: памяти, воображения, восприятия, мышления,;( развития самооценки, мотивационной сферы,;( развитие творческих способностей ребенка: внимания, аккуратности,( целеустремленности; развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности,( пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук, точных движений пальцев;( развитие глазомера;( развитие способности концентрирования внимания, распределения своих( сил, умения расчленять выполнение задачи на отдельные последовательные этапы; развитие положительной эмоционально-волевой сферы ребенка;( воспитательные: воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности;( воспитание стремления к разумной организации своего свободного( времени; воспитание умения видеть и понимания прекрасного в окружающей( действительности; воспитание внимательности, аккуратности, целеустремленности,( самодисциплины; содействие преодолению отрицательных стереотипов представлений( окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире; привитие основ культуры труда;( Формы и методы реализации программы:
Программа предназначена для работы с детьми ОВЗ 5-6 лет. Основная форма проведения занятия- индивидуально на дому. Это занятия– диспуты, занятия –наблюдения, занятие – деловая игра, творческая мастерская, защита проектов, выставка и презентация. При разработке программы использовались следующие методы:
1. объяснительно-иллюстративный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного;
2. эвристический метод , частично-поисковый – предполагает творческую деятельность;
3. исследовательский- развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
4. проблемный – ставится проблема ребенку и показывается путь ее решения; 5. репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала;
6. смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом. Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы детей с ОВЗ строятся по принципу от простого к сложному в соответствии с особенностями ребенка с ОВЗ. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого ребенка в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Ожидаемые результаты и способы их определения. Качество освоения программы отслеживается в процессе педагогического наблюдения за творческими успехами в течение года. Усвоение отдельных тем проверяется в мероприятиях промежуточной аттестации, которые могут проводиться в форме: - анкетирования; - тестирования; - опроса; - выполнения диагностических заданий; - участия в мероприятиях, выставках; - защиты проектов; - активности на занятиях.
Успешная реализация программы предполагает достижение поставленных в ней целей, что проверяется определением (диагностикой) достигнутых личностных, метопредметных, предметных результатов. Метопредметных результатов освоения программы отражают формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных способностей и компетенция личности. К инструментарию диагностики можно отнести методики тестирования, анкетирования, собеседование. Личностные результаты освоения программы отслеживаются в процессах психолого-педагогической диагностики и отражают уровень сформированность: - мотивационной сферы личности (потребность в самореализации, саморазвитии и совершенствовании); -когнитивной сферы личности (уровень развития свойств сознания-памяти, воображения, логического мышления, способности к пониманию смысла полученной информации, ее критического осмысления, ее речевого озвучивания); - Эмоционально-волевой сферы (способность к самооценке и самоопределению как основы формирования притязаний, жизненных целей и планов, волевых усилий, рефлексия). Предметные результаты освоения программы.
В результате первого года обучения учащийся должен знать: способы и приёмы работы с бумагой;( основные приёмы вырезания;( технологию изготовления бумаги в домашних условиях;( технические навыки работы с инструментами и приспособлениями;( правила техники безопасности на занятии ручным трудом;( некоторые сведения из истории бумаги, о производстве бумаги;( уметь: владеть способами и приёмами работы с бумагой (виды и свойства бумаги,( окрашивание бумаги, способы скрепления деталей, использовать трафарет, штамп, шаблон в процессе обработки бумаги); пользоваться основными приёмами вырезания;( пользоваться базовыми формами, условными обозначениями, терминами и( приёмами складывания; работать с различными материалами и инструментами;( создавать композицию из бумажных фигурок и находить способ её( оформления; решать художественно- творческие задачи, пользуясь эскизом,( техническим рисунком; проявлять творчество в создании изделий.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п\п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
1
Введение в образовательную программу.
2
1
1
2
История декоративноприкладного искусства
2
1
1
беседа
3
Работа с бумагой.
28
10
18
4
Техника бумагопластика.
10
4
6
Практическая работа
5
Техника обрывная аппликация
8
2
6
Практическая работа
6
Техника торцевание.
10
4
6
Творческая работа
7
Нетрадиционные техники рисования
28
8
20
8
Кляксография.
10
2
6
Практическое задание
9
Мыльные пузыри.
10
2
6
Практическое задание
10
Забавные отпечатки
8
2
6
наблюдение
11
Итоговое занятие.
2
2
Мини выставка
12
Изготовление сувениров.
42
8
34
13
Изготовление сувениров из ниток
12
2
10
Практическая работа
14
Сувениры из бросового и флористического материала
14
4
10
Практическая работа
15
Изготовление сувениров и изделий в смешанной технике.
14
2
12
Практическая работа
16
Итоговое занятие.
2
2
Мини выставка
17
Изготовление поделок из пластилина и соленого теста
42
8
34
18
Изготовление поделок из солѐного теста
16
2
14
Практическая работа
19
Изготовление поделок в технике пластилинографии.
14
2
12
Практическая работа
20
Творческий проект Моя мечта.
12
2
10
Практическая работа
21
Итоговое занятие.
2
2
Мини выставка
Итого
. Метод контроля: собеседование, наблюдение. Форма контроля: беседа, практическая работа, беседа- диалог, опрос, анализ работ. Тема № 4.2. Сувениры из бросового и Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в образовательную программу. (2 часа)
Тема № 1.1. История декоративно-прикладного искусства.
Теория: История декоративно-прикладного искусства (презентация). Материалы и инструменты. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях
Практика: Работа с инструкциями по ТБ. Демонстрация работ. Игра-викторина для диагностирования творческих способностей обучающихся.
Выполнение практической работы (аппликация)
Раздел 2. Работа с бумагой. (28 часа) Тема № 2.1.
Техника бумагопластика. (10 часов)
Теория: Познавательная беседа: История бумаги. Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, понятие бумагопластика, композиционное решение.
Практика: Продуктивная игра Определи инструмент по загадке. Практическая работа по изготовлению открыток Цветок, Радужные цветы. Бумага – это очень удобный материал, позволяющий сделать практически любые бутоны, сымитировать их природный шарм и утонченность. Вырезание ножницами, приѐмы сложения гармошкой.
Тема № 2.2. Техника обрывная аппликация. (8 часов)
Теория: Познавательная беседа: Разнообразные возможности работы с салфетками, крепбумагой. Краткая познавательная беседа о технике Обрывная аппликация. Технология изготовления.
Практика: Практическая работа по изготовлению открыток в технике обрывная аппликация, комбинированной: Деревья поздней осенью, Снегири Форма контроля: наблюдение, практическая работа, выставка.
Практика: презентация.
Тема № 2.3. Техника торцевание. (10 часов)
Теория: просмотр фильма ―История возникновения техники торцевания. Виды торцевания‖ Приемы работы (нарезание маленьких одинаковых листочков, накручивание на палочку, приклеивание по контуру на основу).
Практика: Выполнение торцовки по эскизу: рамка для фотографии, многослойное торцевание Вот такой у нас букет, Моя фантазия самостоятельная работа, игра, фронтальная беседа,
Раздел 3. Нетрадиционные техники рисования. (28 часов) Тема № 3.1.
Кляксография. (9 часов)
Теория: Презентация Нетрадиционные техники рисования. Познавательная беседа: Кляксография. Техника рисования.
Практика: Рисование.
Тема № 3.2. Волшебные трубочки. (9 часов)
Теория: Беседа Чудеса волшебных трубочек. Техника рисования.
Практика: Рисование трубочками для коктейля.
Тема № 3.3. Забавные отпечатки. (8 часов) Теория: беседа Ох, уж эти отпечатки!. Техника рисования отпечатками пальцев, ладошек, листьев, различных предметов. Практика: рисование в технике отпечатки Метод контроля: обсуждение, наблюдение. Форма контроля: практическая работа, беседа-диалог, творческая работа, выставка. Тема № 3.4. Итоговое занятие. (2 часа) Практика: изготовление поделок по выбору детей. Форма занятий: контрольное занятие. Раздел 4. Изготовление сувениров. (42 часа) Тема № 4.1. Изготовление сувениров из ниток. (12 часов) Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Интерактивная беседа: Свойства ниток, бисера, бусин и их применение в декоративно – прикладном творчестве. Практика: Практическая работа по изготовлению изделий в различных техниках: сердечко из ниток; панно в технике ниткографии Первоцветы. Использование шаблона для сердечка, обмотка шаблона ниткой. Правильность обмотки, выкладывания нити по рисунку, натяжение и равномерное заполнение шаблона нитьюфлористического материала. (14часов) Теория: познавательная беседа Магия вещей, оформление интерьера. Инструктаж по технике безопасности с горячим клеем. Консультации педагога. Практика: Изготовление сувенира Веер из вилок, панно из крупы и салфеток Щенок. Организация деятельности. Выполнение технологических операций по алгоритму. Исполнение в материале. Оформление полученных результатов. Декорирование. Методы контроля: собеседование, наблюдение, анализ. 10 Форма контроля: наблюдение, практическая работа, беседа-диалог, опрос, анализ работы Дистанционная форма обучения. Практика: видео урок. Формы контроля: фото и видеоотчѐт в ВК, WhatsApp. Тема № 4.3. Изготовление сувениров и изделий в смешанной технике. (14 часов) Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, изучение технике декупаж (обрывание салфетки, грунтование поверхности, покрытие лаком, декорирование). Практика: изготовление панно Фантазия в технике декупаж по яичной скорлупе, объемная аппликация из ракушек Водное царство из бросовых и природных, флористических материалов. Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение. Форма контроля: собеседование, практическая работа, опрос, кроссворд, наблюдение, анализ. Дистанционная форма обучения. Практика. Презентация. Формы контроля: фото и видеоотчѐт в ВК, WhatsApp. Тема № 4.4. Итоговое занятие. (2 часа) Практика: аукцион вопросов и ответов. Методы контроля: наблюдение, обсуждение. Форма контроля: мини – выставка. Раздел 5. Изготовление поделок из пластилина и соленого теста. (42 часа) Тема № 5.1. Изготовление поделок из солѐного теста. (16 часов) Теория: Технология обработки соленого теста. Материалы и инструменты. Основные базовые формы. Лепка фруктов, овощей. Практика: Лепка фруктов, овощей на основе базовых форм (шар, колбаска, конус). Изготовление сказочных персонажей по сказке Репка. Изготовление поделок: репка, дед, бабка. Составление композиции по сказке Репка. Изготовление фоторамки в морском стиле. Оформление и декорирование фоторамки. Метод контроля: обсуждение, наблюдение, оценивание, дискуссия, анализ. Форма контроля: наблюдение, беседа-диалог, практическая работа, опрос, анализ, творческая работа. Дистанционная форма обучения. Практика: Мастер-класс. Формы контроля: фото и видеоотчѐт в ВК, WhatsApp. Тема № 5.2. Изготовление поделок в технике пластилинографии. (12 часов) Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, лепка базовых элементов, необходимых для изготовления панно в технике пластилинографии, нанесение пластилиновых 11 элементов на эскиз рисунка (жгут, верѐвочка, кружок). Практика: Изготовление панно Летний день, картин Жираф, Радужная рыбка. Метод контроля: наблюдение, дискуссия, анализ. Форма контроля: опрос, практическая работа, самоконтроль, игра.
на 1 год обучения
№ п/п Темы Количество часов всего теория практика 1. Вводное занятие. Техника безопасности. 2 2 - 2. Материалы и инструменты. 2 1 1 3. Работа с бумагой. Основные операции при работе с ней. 8 2 6 4. Графические знания и умения. 16 4 12 5. Понятие о механизмах машин. Элементы машин и их взаимодействия. 22 6 16 6. Конструирование простейших моделей машин. 22 6 16 7. Конструирование из природных материалов сувениров, поделок. 24 6 18 8. Работа с конструктором. 14 4 10 9. Конструирование моделей самолетов из плоских деталей. 24 4 20 10. Промежуточная аттестация. 8 2 6 11 Подведение итогов. 2 2 - Всего: 144ч. 38 ч. 106 ч. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Вводное занятие. Техника безопасности. (2ч.) Теория. Знакомство с планом работы. Правила техники безопасности и санитарно- гигиенические нормы. 2. Материалы и инструменты (2ч.) Теория. Инструменты и материалы , необходимые для занятий, их назначение, правила использования. Практическая работа.Практическое освоение первых навыков работы. 3. Работа с бумагой. Основные операции при работе с ней. (8ч.) Теория. Сведения о свойствах бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. Свойства бумаги и картона. Разница между бумагой и картоном. Сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки картона. Практическая работа. Изготовление контура животных и птиц- персонажей сказок. 4. Графические знания и умения.(16ч.) Теория. Технические понятия о начальном моделировании (масштаб, условные обозначения , умение нанести размеры). Понятие о разверстках. Практическая работа. Составление эскизов деталей, технические рисунки, вычерчивание разверсток, элементов конструирования. Линии чертежа. Промежуточная аттестация. (2ч.) 5. Понятие о механизмах машин. Элементы машин и их взаимодействия. (22ч.) Теория. Понятие о механизмах, элементах машин, их взаимодействии. Способы соединения деталей. Практическая работа.Изготовление технических объектов из бумаги и картона по образцу, рисунку, шаблону. Склеивание и соединение деталей. Промежуточная аттестация. (2ч.) 6. Конструирование простейших моделей машин. (22ч.) Теория. Понятие о геометрических фигурах. Изучение основных элементов конструкций машин и механизмов. Знакомство с технической литературой. Практическая работа.Создание силуэтов машин, самолетов, ракет. 7. Конструирование из природных материалов сувениров, поделок. (24ч.) Теория.Традиции народных умельцев. Практическая работа. Изготовление поделок из природных материалов (шишек, желудей, каштана, ореха, веточек) по мотивам сказок :Старичеклесовичек, Петушок- золотой гребешок, Ворона и лиса, Божья коровка, Золотая рыбка. Промежуточная аттестация. (2ч.) 8. Работа с конструктором (14ч.) Теория.Общие сведения о конструкторах. Их разновидности. Способы работы с ними. Практическая работа.Изготовление различных игрушек, поделок, предметов обихода. 9. Конструирование моделей самолетов из плоских деталей. (24ч.) Теория. Правила и способы изготовления плоских деталей. Чтение чертежа. Устройство моделей. Нанесение габаритных размеров. Обозначение мест нанесения клея. Практическая работа.Конструирование моделей самолетов гражданских: ТУ-154, ТУ-134; военных, боевых : Миг-29, Су-31, Су-34, ТУ-160,ракеты Энергия. Промежуточная аттестация. (2ч.) 10. Подведение итогов. (2ч.) Выставка изготовленных поделок. Психолого-педагогическая диагностика метапредметных и личностных результатов. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2 год обучения № п/п Темы Количество часов всего теория практика 1. Вводное занятие. Значение техники в жизни человека. 2 1 1 2. Материалы и инструменты. Техника безопасности 2 1 1 3. Графические знания и умения. 4 2 2 4. Технические понятия в начальном моделировании( масштаб, условные обозначения, размеры) 12 4 8 5. Понятие о механизмах машин. 4 2 2 6. Техническое моделирование. 8 2 4 № п/п Темы Количество часов всего теория практика Технологическая карта. 7. Конструирование и сборка машин по образцам. 12 2 10 8. Конструирование моделей машин из плоских деталей. Технологическая карта. 22 4 18 9. Конструирование моделей самолетов из плоских деталей. Технологическая карта. 24 4 18 10. Конструирование из объемных деталей технических объектов, моделей, игрушек с применением различных разверсток (куб, четырехугольник, квадрат, цилиндр) 20 4 16 11. Вырезание контурных моделей и игрушек по шаблону 12 2 10 12. Промежуточная аттестация 8 2 6 13. Подготовка работ к выставке 12 2 10 14. Экскурсии с родителями в парк. 4 4 - 11 Подведение итогов. 2 2 - Всего: 144ч. 40 ч. 104 ч. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Вводное занятие. Значение техники в жизни человека. (2ч.) Теория. Знакомство с планом работы. Значение техники в жизни человека. 2. Материалы и инструменты. Техника безопасности(2ч.) Теория. Инструменты и материалы , необходимые для занятий, их назначение, правила использования. Правила техники безопасности и санитарно- гигиенические нормы. Практическая работа. Практическое освоение первых навыков работы. 3. Графические знания и умения. (4ч.) Теория. Технические понятия о моделировании (масштаб, условные обозначения , умение нанести размеры). Понятие о разверстках. Практическая работа. Составление эскизов деталей, технические рисунки, вычерчивание разверсток, элементов конструирования. Линии чертежа. 4. Технические понятия в начальном моделировании ( масштаб, условные обозначения, размеры) (12ч.) Теория. Технические понятия в начальном моделировании ( масштаб, условные обозначения, размеры). Понятие о разверстках. Практическая работа. Составление эскизов деталей, технические рисунки, вычерчивание разверсток, элементов конструирования. Линии чертежа. Промежуточная аттестация. (2ч.) 5. Понятие о механизмах машин.(4ч.) Теория. Понятие о механизмах, элементах машин, их взаимодействии. Способы соединения деталей. Практическая работа. Изготовление технических объектов из бумаги и картона по образцу, рисунку, шаблону. Склеивание и соединение деталей. Промежуточная аттестация. (2ч.) 6.Техническое моделирование. Технологическая карта. (8ч.) Теория. Понятие техническом моделировании. Изучение основтехнологической карты. Знакомство с технической литературой. Практическая работа. Создание силуэтов машин, самолетов, ракет. 7. Конструирование и сборка машин по образцам.(12ч.) Теория. Общие сведения о конструировании и сборке машин по образцам. Практическая работа. Конструирование моделей технического творчества танк, грузового автомобиля, гоночного автомобиля, автомобиля ВАЗ, ВАЗ-2106, Волга. Промежуточная аттестация. (2ч.) 8. Конструирование моделей машин из плоских деталей. Технологическая карта. (22ч.) Теория. Общие сведения о конструировании моделей машин из плоских деталей. Их разновидности. Практическая работа. Составление технологической карты. Изготовление различных моделей машин из плоских деталей. 9. Конструирование моделей самолетов из плоских деталей. Технологическая карта. (24ч.) Теория. Правила и способы изготовления плоских деталей. Чтение чертежа. Устройство моделей. Нанесение габаритных размеров. Обозначение мест нанесения клея. Практическая работа. Конструирование моделей самолетов гражданских: ТУ-154, ТУ-134; военных, боевых : Миг-29, Су-31, Су-34, ТУ-160,ракеты Энергия. Промежуточная аттестация. (2ч.) 10. Конструирование из объемных деталей технических объектов, моделей, игрушек с применением различных разверсток (куб, четырехугольник, квадрат, цилиндр)(20ч.) Теория.Изучениеразличных разверсток (куб, четырехугольник, квадрат, цилиндр) Практическая работа. Изготовление различных игрушек, поделок, предметов обихода с применением различных разверсток. 11. Вырезание контурных моделей и игрушек по шаблону (12ч.) Теория. Изучение шаблонов игрушек. Практическая работа.Изготовление контурных моделей и игрушек по шаблону. 12. Подготовка работ к выставке (12) 13. Экскурсии в парк.(4) 14. Подведение итогов. (2ч.) Выставка изготовленных поделок. Психолого-педагогическая диагностика метапредметных и личностных результатов. Методическое обеспечение. Для реализации данной программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, решение кроссвордов помогают при творческой работе. Успешное решение поставленных целей и задач возможно лишь при условии, что деятельность обучающегося на занятиях будет организована с учетом возрастных, психофизических способностей. Выбор основных способов и форм работы с детьми в каждом конкретном случае и на различных этапах обучения определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем общего развития, образовательной целью и другими факторами, включая эмоциональный настрой ребенка. Литература для педагогов: Нормативно-правовая база: -Федеральный закон ОБ образовании в РФ от 29декабря №273-ФЗ - Приказ Министерства об образовании и науки РФ от 29 августа 2013 №1008 Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам - Постановление от 10 июля 2015г. №26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.3286-15 санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченнами возможностями здоровья - Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016г. NВК641\09 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕКОМЕНДАЦИЙ 1. Яшнова О.,Успешность обучения и воспитания младших школьников // Воспитание школьников, № 8 2002 2. Троицкая . И., Формирование саморегуляции у младших школьников // Воспитание школьников, № 6 2003 3. Сергеева Н., Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия младших школьников // Воспитание школьников, № 4 2003 4. Н.Сократов, О.Багирова, С.Маннакова, Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей // Воспитание школьников №9 2003 г. 5. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. М.: Просвещение, 1990.- 191 с. 6. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист. 1998. 7. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999. 8. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. -М.: Издательский дом МС, 2001. 9. Глушенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе.— М.: Просвещение, 1985. 10.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002. 11.Ильина ТВ. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ Пионер ГУ ЦДЮ. 2002. 12.Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 1997. 13.Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр Сфера, 2000. 14.Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО ИД КОН - Лига Пресс, 2002. 15.Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. 16.Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М.: Просвещение.1978. 17.Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: Академия развития, 2001. 18.Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Беловой Л.Ю. – СанктПетербургург: Норинт, 2000. 19.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей – Ярославль: Академия развития, 1997. Литература для обучающихся: 1. М. И. Нагибин. Природные дары для поделок и игры. Ярославль Академия развития, 1997 2. Г. Федотов. Плетение из сухих трав. Москва ЭКСМО, 2001 3. И. Черныш. Поделки из природных материалов. Москва АСТ – ПРЕСС, 1999 4. Г. И. Перевертень. Самоделки из разных материалов. Москва, Русская книга и ТОО Вешки – М, 1993 5. Ф. А. Ускова. Чудесный клад – для дела лад.Учебное пособие по технологии для 5-11 классов Ижевск Удмуртия, 2003 6. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. Умные руки. Учебник для 1 класса.. Издательский дом Федоров 2001 7. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. Уроки творчестваУчебник для 2 класса Корпорация ФедоровИздательский дом Федоров 2001 8. Т. Н. Проснякова. . Творческая мастерская.Учебник для 4 класса. Корпорация Федоров 2002
Муниципальное учреждение дополнительного образования
"Центр развития творчества детей и юношества
Ворошиловского района Волгограда"
Принята на заседании
педагогического совета
от "30" августа 2024г.
Протокол № 1
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
" Юный скульптор"
Возраст учащихся 4-6 лет
Автор составитель:
Шевцова Рита Николаевна
педагог дополнительного образования