"Экскурсия по Саратову"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Экскурсия по Саратову"
Автор: Кицелло Гузаль Фаруковна

Конспект НОД: Экскурсия по городу Саратову
в подготовительной группе дошкольного возраста.
Цель: формирование основ патриотического воспитания духовно-нравственной культуры детей, воспитание чувства патриотизма, любви к родномугороду.
Задачи: Закрепить знания детей о родномгороде: названиегорода, основныедостопримечательности. Развитие познавательного интереса через рассматривание фотографий,открыток, иллюстраций. Привлекать детей к участию в беседах о родномгороде.
Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Методы и приёмы: беседа, показ, рассказ, рассматривание, вопрос.
Формы организации: НОД, физминутка, чтение стихов.
Материалы и оборудование:
слайды,иллюстрации с видамиСаратова, герб и флаг г.Саратова,
Словарная работа: герб, флаг, страна, родина.
Предварительная работа: беседы оСаратове, заучивание стихов,
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Воспитатель и дети собираются в круг:
Ну ,ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Воспитатель:Какое у вас настроение стало?
Дети:Хорошее.
Стук в дверь (появляется Незнайка с воздушными шарами)
Незнайка: Здравствуйте,ребята!
Дети: Здравствуйте!
Незнайка : Куда же я попал?
Дети: В детский сад
Воспитатель:Ребята, вы узнали кто это ?!
Дети: Незнайка!
Воспитатель: Незнайка,а как же ты оказался в нашем детском саду?
Незнайка:Я летал на воздушных шарах по своему Цветочному городу, где я живу и живут мои друзья. Подул сильный ветер и унес меня далеко .Вот только я не понял, в какой город я прилетел на воздушных шарах?
Воспитатель:- Ребята, скажите Незнайке в каком городе мы с вами живем?
(ответы детей).
Незнайка: Ребята,я никогда не слышал про этот город. Мне очень хочется узнать про Саратов.
Воспитатель:Незнайка, мы с ребятами много знаем про наш город Саратов .А давайте мы расскажем Незнайке о нем? А чтобы нам было интереснее, я предлагаю совершить экскурсию по нашему городу. Но сначала ответьте на мои вопросы ..
-Ребята,кто знает,откуда произошло название города -САРАТОВ?
Элеонора : СловоСаратовпроизошло от двух слов:сары-желтая итау- гора. Имягороду дала Соколовая гора. Желтая по окраске,ее было видно издалека.
Воспитатель: Незнайка ,у нашего города есть свой флаг и герб!
Воспитатель: Ребята, Что же изображено на нашем флаге? ( ответы детей)
ВИКА : Это прямоугольник, снизу синяя полоса, наверху белая, в центре белой полосы изображён герб Саратова.
Воспитатель : - А что представляет собой герб Саратова ?
Ксюша Николаева : Это прямоугольный щит голубого цвета, посередине изображены три рыбки..
Воспитатель: Давайте поиграем в игру Символика Саратова
Из предложенных гербов и флагов разных Российских городов и областей, дети должны выбрать герб и флаг и прикрепить их на магнитную доску.
Незнайка: А почему на гербе нарисована рыба,а не лисичка и не медведь ?
Алишер : это означает, что нашгородславится рыбным промыслом.
Незнайка : А как называется рыба,нарисованная на гербе?
Дети: СТЕРЛЯДЬ
Воспитатель: Правильно, стерлядь означает изобилие этой рыбы в реке
Незнайка : Ребята, а кто мне скажет, какая река протекает в вашемгороде?
Дети: Волга.
Незнайка : А какая еще рыба водится в Волге?
Дети : В Волге водится стерлядь, осетр, белуга, угорь и много другой рыбы
Воспитатель: А теперь давайте мы с вами отправимся на экскурсию подостопримечательностям города Саратова.
Незнайка: А что такое достопримечательности города? (ответы детей)
Воспитатель - Правильно, это красивые, памятные места нашего города, которые украшают наш город!
Воспитатель: На каком транспорте можно путешествовать?
Дети : На поезде,на самолете,на пароходе ..
Незнайка : Я вам предлагаю отправиться на автобусе!
Воспитатель: Нам нужно выбрать водителя. Миша будет водителем, а мы пассажирами. Прошу занять вас свои места.
Звучит мелодия Мы в автобусе сидим
Воспитатель : Наш автобус въехал на мост автодорожный .Для чего он нужен нашему городу?
Ксюша Зверева : Автодорожный мост соединяет двагорода Саратов и Энгельс. Это очень большой и красивый мост. По мосту проезжают машины легковые и грузовые, автобусы, троллейбусы.
Игра Найди саратовский мост на картинке среди мостов других городов
Незнайка показывает неправильно мост
_____________________________________________--
Правильно,садимся в автобус! (музыка)
Воспитатель: Вот наша первая остановка. Скажите, какая это остановка? (рассматривание слайда Цирк).
Воспитатель : Наша остановка цирк.
Как называется цирк?
Дети: Наш цирк называетсяЦирк братьев Никитиных.
Воспитатель: Кто такие братья Никитины?
Алишер : Это три брата .Они построили здание цирка. Вот в честь этих братьев и был назван этот цирк..
Незнайка : А что можно увидеть в цирке?
Дети : Здесь всегда проходят веселые выступления клоунов, фокусников, акробатов и дрессированных животных!
Незнайка : А это что такое перед цирком?
Ребенок: Перед цирком находится фонтан Одуванчик, который создает хорошее настроение.
Незнайка проводит Физминутку:
На арену клоун вышел. ( Шагаем на месте)
Кто из вас о нем не слышал?
Поклонился, улыбнулся,
Потянулся, повернулся.
Он присел, потом привстал
Головою покачал.
Все похлопали в ладоши,
Значит, клоун был хороший!!!
Воспитатель: Поехали дальше. Вот мы и приехали.
Незнайка : Кто скажет, какая у нас остановка?
Дети : Это - консерватория
Воспитатель : Да, правильно мы приехали кконсерватории. Она очень красивая . А кого учат вконсерватории?
Дети: вконсерватории готовят артистов и музыкантов
Воспитатель: Ребята,посмотрите на слайд . Как называется этот музыкальный инструмент?-- Саратовской гармошка . Эту гармошку делают только вСаратове. Это наша с вамигордость.Чем она отличается от других гармошек?
Дети: у нее есть колокольчики.
Ульяна: Она вздохнёт и развернётся
И по деревне вдоль пройдётся
И соберётся в круг народ,
Что хочешь, спляшет и споёт.
Воспитатель:послушаем как она звучит? Звучит музыка Саратовские переборы
Воспитатель: Под звуки саратовской гармони отправляемся дальше. Наша остановка - Городской парк.
Незнайка : Ребята,а вы были в парке? Что вы там видели?
ВоспитательГородской парк- это сказка для детей: деревянные фигуры сказочных героев, белки, прыгающие по деревьям, лебеди, плавающие по зеркальной воде, пруды с коваными мостами, а самое главное аттракционы для детей.
Воспитатель : Хотите покататься на каруселях?
Проводится игра "Карусель".
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише не спешите
Карусель остановите
Раз – два, раз- два,
Вот и кончилась игра.
Указания:Сначала нужно идти, а потом бежать.Бежать тихонько, не падать, не тянуть, не дёргать друг друга за руки.
Воспитатель: Ребята,наш автобус продолжает путешествие и мы подьезжаем к остановке -- Саратовская ярмарка
Воспитатель: Итак расположился наш город среди холмов, что очень удобен он был для ярмарок. И съезжались сюда люди на ярмарку со всех концов
НЕЗНАЙКА - А вы знаете, что означает слово ярмарка?
(Ответы детей) -- Это место,где продают и покупают товары.
Воспитатель: Да, на ярмарку приезжают свой товар продавать, да другой покупать, а ещё себя показать, да на других посмотреть. Дошла до нас и ещё одна традиция нашего края. Я помогу вам вспомнить эту традицию. Какую песню мы поём, когда отмечаем, чей либо день рождения? (Ответы детей)
- Правильно Каравай.
Пришёл к нам Каравай с давних времён, ещё от наших прапрабабушек.А в Саратове пекут не простой каравай, а Саратовский калач.
Незнайка : Что он означает?
Элеонора -Он(саратовский калач) символизирует тёплое солнышко, достаток и богатство в доме.
Эллеонора : Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Игра : Давайте и мы расхвалим наш калач. Д/И Похвали калач
Дети : Саратовский калач- ароматный,румяный, душистый, круглый, красивый, вкусный
Незнайка: А теперь давайте пройдемся немного пешком
Физминутка:
Мы погороду шагаем(шагают на месте)
То, что видим, называем(взмах руками)
Светофоры и машины,(поворачивают голову вправо)
Ярмарки и магазины(поворачивают голову влево)
Скверы, улицы, мосты(взмах правой рукой)
И деревья, и кусты(взмах левой рукой)
И высокие заводы(взмах обеими руками)
И на Волге пароходы(изображение волны руками)
Люди шумною толпой(ходьба на месте)
Все этоСаратов мой(разводят руки вперед, затем в стороны).
Воспитатель: Ребята , а еще наш город прославился первым космонавтом
Незнайка : Назовите имя знаменитого космонавта, которого саратовцы считают своим земляком, хотя и родился он не в Саратове.
Дети : Юрий Гагарин (Слайд - показ фото Ю. А. Гагарина, ракеты Восток, место приземления).
Вика :Юрий Гагарин первый поднялся в небо на Саратовской земле,когда учился в Саратовсокм аэроклубе.И после первого полета в космос он приземлился на Саратовской земле.
Воспитатель: Правильно,ребята, он приземлился на Саратовской земле!
Воспитатель:А теперь поехали дальше. Наша остановка? Вы узнали?
Дети:Парк Победы.
Незнайка :Почему этот парк так называется – парк Победы?
Ксюша Соловьева :Этот парк построили вскоре после войны. И установили на Соколовой горе высокий памятник погибшим воинам, саратовцам, нашим землякам.
Воспитатель : Этот памятник народ ласково называет Журавли. Его видно во многих частяхгорода, а с площадки возлеЖуравлей открываетсяпрекрасный вид сверху нагород и на реку Волгу!
Незнайка : А я знаю одну интересную легенду :
- Давным-давно, на небольшой горе стояло дерево, на котором находилось гнездо сокола. В нём жила соколиная семья. А у подножья этой горы жили люди. Каждый день взрослые уходили добывать себе пищу, мужчины на охоту и рыбалку, женщины – собирать грибы и ягоды, а дети оставались со стариками, которые за ними смотрели. И вот однажды дети развели костёр. Начали через него прыгать, и одна искра попала на одежду мальчика, одежда сразу вспыхнула. Все испугались и никто не смог ему помочь. И тогда сокол слетел с высокого дерева, взял мальчика в свои сильные когти и перенёс к реке, бросил в реку, тем самым затушив пожар. А сам возвратился в гнездо, но не заметил, что одна искра попала на перья, а затем загорелось гнездо. Вся Соколиная семья погибла. Но люди не забыли сокола и назвали гору, на которой стояло дерево Соколовой горой в память о том, как гордая птица спасла мальчика ценой своей жизни.
Воспитатель : Ребята,мы возвращаемся в наш сад.Наша последняя остановка – ВСО, район ,где мы с вами живем.(слайд)
Ребята,а вы знаете, кому установлен памятник на кольце ВСО?– Ксюша Николаева :Военным строителям.
Воспитатель : Правильно,ребята, это Саратовский памятник труженикам военных строительных отрядов, мемориальная доска на постаменте гласит: "Воину, строителю, солдату, труженику".
Солдаты-строители построили наш поселок ВСО,школу,детский сад,дома,магазины а также много обьектов по всей России.
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами закончили нашу экскурсию. В группе нас ждет саратовский калач.
Незнайка : Где мы с вами были?
Дети: Мы сегодня были в цирке им. Братьев Никитиных,в городском парке , на саратовской ярмарке , в консерватории, в парке Победы.
Незнайка : Спасибо ,ребята за интересную экскурсию по Саратову.Я обязательно прилечу к вам еще!
Воспитатель: Ребята, нашгород Саратов– это наша малая Родина, самое родное место на земле. Мы с вами жители родногогорода. Именно от нас зависит, каким будет нашгород в будущем
Вика : Русский город на матушке Волге.
Весь в сиреневой пене весной.
Расцветает в Поволжье раздольном
Мой Саратов – мой город Родной!
Угостимся в группе калачом!