"Рекомендации по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста" ского слуха


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рекомендации по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста" ского слуха
Автор: Елина Надежда Михайловна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №77 «Детский сад «Зоренька»Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возрастаВоспитатель: Елина Надежда Михайловна Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Что же такое фонематический слух? Фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. У детей формирование фонематического слуха происходит при  устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала - звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. При несформированности этой способности ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Например, вместо «Маша» он слышит «каша», вместо «миска» – «мишка» и так далее. Впоследствии при обучении письму и чтению недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко. Развитие фонематического слуха ребенка необходимо с раннего возраста. Это лучше всего сделать в игре. Многие игры по развитию фонематических процессов носят комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словарного запаса, но и в активации высших психических функций (память, внимание, мышление, моторика). Они помогут детям распознать указанный звук в словах, определить место звука в слове, различить слова и формы слов, которые отличаются только одной фонемой. Использование дидактических игр в качестве одного из наиболее продуктивных инструментов обучения позволяет, во-первых, обучать детей весело, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического слуха организовывать деятельность ребенка, обогащает его новой информацией, активизирует умственную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь. В результате дети проявляют интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно использовать по-разному при обновлении речевого материала и включении в него дидактического материала многоуровневого характера. Для успешного развития фонематического слуха воспитатель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей, тщательно продумывать и выбирать эффективные методы и методики преподавания, чтобы донести учебный материал до каждого ребенка.Этапы развития фонематического слухаI. Развитие неречевого слуха.Неречевой слух — это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, брать в руки, ощупывать.Малышу полезно выполнять такие упражнения с закрытыми глазами: анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.Игры и упражнения на развитие слухового вниманияУпражнения:1.«Звуки природы»Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шума дождя и леса, журчания ручья, пения птиц, голосов различных животных. Обсудите с малышом услышанные звуки: какие из них похожи, чем они отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.2.»Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...»Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.Игры:1.»Скажи, что ты слышишь?»Цель: активизировать слуховые ощущения и слуховое внимание ребенка; накопление словаря и развитие фразовой речи.2. « Где позвонили?»Цель: определение направления звука.3. «Одинаковые и разные звуки»Цель: учить обнаруживать различия между одинаковыми и разными акустическими сигналами. 4. «Будь внимательным»Цель: учить различать неречевые звуки по характеру их звучания.5. «Тихо-громко»Цель: развитие координации и чувства ритма.6. «Найди игрушку»Цель: узнавание и дифференциация неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость); развитие координации движений.7. «Жмурки с колокольчиком»Цель: развитие ориентации в пространстве.8. «Сколько»Цель: развивать слуховое внимание, умение действовать в соответствии с сигналом, упражнять в счете.9. «Угадай на чем играю»Цель: развивать слуховое внимание, активизировать словарь.10. «Кто как разговаривает»Цель: развивать слуховое внимание.«Какие звуки нарушают тишину?» , «Кто услышит больше звуков», «Назови звуки групповой комнаты», «Назови звуки улицы», «Вспомни звуки леса, луга, болота», «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой», «Ладушки», «Чей голос?», « Солнце или дождик», «Угадай по звуку, что делать?», «Звучание музыкальных инструментов», «Песенки насекомых», «Голоса животных, птиц», « Звуки транспорта», « Звуки рабочих инструментов».II. Развитие речевого слуха. Речевой слух — это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.Игры на развитие речевого слуха1.«Улиточка» Цель: определить товарища по голосу.2.»Эхо»Цель: развивать речевой слух, слуховое внимание и восприятие.3. «Угадай, чей голосок»Цель: определить товарища по голосу, развивать координацию движений.4. «Выполни поручение»Цель: развивать понимание словесных инструкций и фразовой речи.5. « Ладушки»Цель: приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действия со словом потешки, отвечать на вопросы.6.»Найди меня»Цель: учить определять направление звучания речевых стимулов.7. « Горшочек»Цель: закреплять представления «горячий-холодный», развивать координацию движений рук.8. «Так бывает или нет»Цель: развивать речевой слух, логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.9. «Запомни слова»Цель: накопление словаря, развитие памяти.Игры на развитие фонематического слуха1.«Красный – белый» Цель: нахождение звуков в словах воспринятых на слух.2.»Где звук?»Цель: нахождение звука в слове.3. «»Кто внимательный»Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.4. « Подскажи Петрушке звук»Цель: развитие фонематического слуха, отгадывание последнего звука.5.»Кто больше слов придумает?»Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.6. «Доскажи словечко»Цель: развитие фонематического слуха, умение подбирать рифму.7. «Подбери похожие слова»Цель: развитие слухового восприятия, умение подбирать близкие по звучанию слова.8. « Интересные слова»Цель: дать представление о многозначности слов.9. «Телеграф»Цель: обучению слоговому анализу слов.10. «Слова-перевертыши»Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.11.»Испорченный телефон»Цель: развитие фонематического слуха.12. «Богатые слова»Цель: учить определять количество заданных звуков.Игры на развитие слухового анализа и синтеза на уровне звука1. « Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макущкой»Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.2. «Разноцветные мячики»Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.3. Чудо-дерево»Цель: развитие фонематического восприятия, определение наличия заданного звука в слове.4. «Веселый поезд»Цель: выделение и нахождение местоположения заданного звука.5. « Звенит- жужжит»Цель: развитие умения дифференцировать согласные звуки «ж» и «з».6. «Твердый-мягкий»Цель: развитие умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости.7. «Угадай-ка»Цель: развитие фонематического восприятия, умение отгадывать, какое слово получится из первых ( последних) звуков слова.8. «Пирамида»Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.9. «Звуки заблудились»Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация фонем, развитие слухового внимания.10. «Живые звуки»Цель: определение места звука в слове. 12.«Загадки «поющих» звуков»Цель: закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.13.«Звуковая дорожка»Цель: автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.14.«Какой звук чаще звучит?»Цель: упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.15. «Начало, середина, конец»Цель: развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки ивыделять их, определять место звука в названии предмета.16.«Поймай звук».Цель: развитие фонематического слуха, выделение заданного звука из ряда других.Игры на развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога1. «Скажи наоборот»Цель: развитие дифференциации согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.2. «Телефон»Цель: развитие слухового внимания, умения без ошибок воспроизвести слоговой ряд.3. «Слоговой аукцион»Цель: развитие анализа и синтеза слогов, закрепление слогослияния.4. «Слог да слог – и будет слово –мы игру сыграем снова»Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.5. «Звучащие игрушки»Цель: развитие анализа и синтеза обратных слогов и закрепление слогослияния.6. «Найди лишний слог»Цель: развитие фонематического восприятия, умения различать оппозиционные слоги.7. «Маленький- большой»Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциации фонем.8. «Веселые картинки»Цель: развитие фонематических представлений, звукового анализа.9. « Слоговое лото» Цель: развитие мышления, быстроты реакции, звукового синтеза.10. «Повтори слоговые цепочки»Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация звуков.Игры на развитие слухового анализа и синтеза на уровне слова1. «Доскажи словечко»Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.2. « Четвертый лишний»Цель: развитие слухового внимания, быстроты мышления, фонематического слуха.3. «Мяч передавай, слово называй»Цель: развитие фонематических представлений, активизации словаря.4. « Звуковая цепочка»Цель: развитие фонематических представлений, активизации словаря.5. « Слово это изменяй, изменяя – удлиняй»Цель: расширение словарного запаса, развитие слухового внимания, быстроты мышления.6. «Найди пару».Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты мышления.7. « Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие мышления.8. «Воздушные шары»Цель: развитие фонематических представлений, дифференциация звуков в словах.9. «Измени слово»Цель: упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.10. Лото «Паронимы»Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух.11. «Звуковые часы»Цель: закрепление умения определять количество звуков или слогов в слове.12.«Разгадай ребус» Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.13. «Слова-перевертыши»Цель: Активизировать словарь, обучать слоговому анализу слова.14. «Жонглеры» Цель: развитие звукового и слогового синтеза.15. «Звездный час»Цель: развитие навыков языкового анализа и синтеза, активизация словаря.Игры на развитие слухового анализа и синтеза на уровне предложения1. «Живые слова» Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, развитие навыка правильного построения предложений.2. «Собери предложение» Цель: развитие навыка языкового синтеза, развития речи.3. «Запрещенные слова»Цель: развитие мышления, активизация словаря.4. «Мяч поймай – предложение составляй»Цель: составление предложений, развитие слуховой памяти.5. «Добавь слово»Цель: развитие синтеза и анализа предложений, слуховой памяти.6. « Исправь предложение»Цель: развитие фонематического восприятия и навыка правильного построения предложения.7. «Четвертый лишний»Цель: упражнять в составлении сложно-подчиненных предложений.8. «Громко-шепотом»Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. Выше была представлена система игр по развитию фонематического восприятия, способствующая формированию готовности к овладению грамотой у детей дошкольного возраста.Указания по организации дидактических игр.-Помните о главной направленности проводимой игры.-Приготовьте необходимые игрушки, направленные на движение и звуковой эффект, а также картинки, аксессуары, музыкальные инструменты.-Всегда реагируйте на звуки, которые произносит ребенок.-Говорите медленно и четко, сопровождая речь мимикой.-Общаясь с ребенком, оречевляйте каждое действие.-Используйте различные формы поддержки ребенка - улыбку, поглаживание, обнимание.-Не оказывайте физическую помощь ребенку, у которого возникают трудности в повороте головы или фиксации взгляда.-Заканчивайте задание прежде, чем оно надоест ребенку, своевременно переключив его на другую деятельность. (6) Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование фонематического восприятия и речевого слуха происходит у детей поэтапно. Для работы с детьми используются игровые упражнения и игры, на каждом этапе свои. Игры включаются в занятия по развитию речи, отдельные занятия, направленные на формирование фонематического восприятия, на развитие фонематических навыков.И еще, чтобы результат работы по формированию фонематического слуха был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа была не эпизодической, а системной, сложной.