«Интерактивные методы обучения в современном образовании»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Интерактивные методы обучения в современном образовании»
Автор: Ведерникова Светлана Дмитриевна

«Интерактивные методы обучения в современном образовании»Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательнойдеятельности, в которую вовлечены все участники учебного процесса, созданыкомфортные условия для обучения. Использование интерактивных методов в процессе обучения оказываетопределенное влияние на развитие обучающегося: усиливает мотивацию обучения,общения со сверстниками, обогащает жизненный опыт, активизирует саморазвитие.Человек осознает потребность в таком общении-взаимодействии.Основные правила организации интерактивного обучения.Правило первое.В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.Правило второе.Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.Правило третье.Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.Правило четвертое.Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства. Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.Основные интерактивные формы проведения учебных занятий Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:• творческие задания;• работа в малых группах;.дискуссия;• обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);• изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция);• эвристическая беседа;• разработка проекта (метод проектов);• использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, например просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки;• системы дистанционного бучения;• обсуждение и разрешение проблем ( «мозговой штурм», ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»);• тренинги;• метод кейсов.Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.Список литературы:1.​ Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии/ Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина. – М: Педагогическое общество России2.​ Гузеев В.В. Образовательные технологии 21 века: деятельность, ценности, успех/ В.В.Гузеев, А.Н.Дахнин. – М: Центр «П