ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
Автор: Плеханова Марина Витальевна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИОптимальный возраст для эстетического развития личности – детство. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей средствами музыки. Б. Т. Лихачев отмечал, что период школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни средствами музыки, так как именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать; чрезвычайно трудно научить взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Жизнь меняется, внося свои коррективы в развитие личности. Однако школьный возраст закладывает основы эстетическое воспитание субъекта, является основой всей дальнейшей воспитательной работы в области музыкального просвещения.Знаменательным этапом эстетического воспитания школьника является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности – учеба, при этом главным человеком для ребенка становится учитель, благодаря которому дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, музыкальные предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта известно, что яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.Следующая особенность эстетического воспитания средствами музыки в школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника: формирование музыкально-эстетических идеалов у детей как части их мировоззрения. В ходе воспитания идеалы претерпевают изменения под влиянием семьи, друзей, взрослых, музыки, живописи и т.д.Для школьного возраста ведущей формой знакомства с музыкально- эстетическим идеалом является детская музыка, литература, мультипликационные фильмы и кино. Книжные герои (люди, звери, фантастические существа) являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. Это уже формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет детям легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми музыкальными средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: пении, стихах, рисунках.В школьном возрасте происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к музыкальному искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. К познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что одни ребята относятся к музыке и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от слушания музыки, просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к музыкальному искусству и жизни. Тяга к духовному общению с музыкальным искусством постепенно превращается для них в потребность.Возможна ситуация общения с музыкальным искусством вне собственно эстетического отношения. Дети подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прослушать музыку, прочитать книгу или посмотреть фильм, они выполняют рекомендацию без глубокого постижения сути, но из соображений престижа и т.д.Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения к музыке.Красота природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В детстве дети живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания средствами музыки.Школьный возраст – это особенный этап для эстетического воспитания средствами музыки, где главную роль играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение музыкально образованного человека. Список литературы.1.Алиев Ю.Б., Безбородова, Л.А., Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пос. для студентов музыкальных факультетов педвузов. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 416 с.2.Быкасова Л.В. Когнитивная коммуникация в образовательной среде // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2016. – № 2. – С. 129 – 132.3.Быкасова Л.В. Современное художественное образование в Германии: монография. Рост. гос. ун-т. – Ростов н/Д., 2004. – 302 с.