"Методы и формы работы педагога с семьёй обучающегося"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методы и формы работы педагога с семьёй обучающегося"
Автор: Пузырёва Наталья Викторовна

Методы и формы работы педагога с семьёй обучающихся «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»Сухомлинский В.А В настоящее время все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школыемья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того,насколько тесно ввзаимодействует школа и семья.Большую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют как классные руководители, так и воспитатели. Именно от их совместной единой, слаженной работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Должностные обязанности воспитателя разнообразны, работа с семьями своих воспитанников - важное направление его деятельности. Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в плотном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей к жизни и к труду. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями» Главными задачами воспитателя в этом направлении являются:1.способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, 2.созданию комфортных условий для ребенка в семье,3. всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. В основе взаимодействия семьи и воспитателя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.Специфические обязанности коррекционной школы по отношению к родителям: - вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех; - поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка ; - важно, чтобы родители увидели позитивное отношение воспитателя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах. Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей. Очень важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями. И задача, которую педагоги должны решить : педагогический коллектив и родительская общественность – это нахождение взаимопонимания.      Работа с семьей – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.     Есть непреложные законы этики отношений «педагог – родители». Например, нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он самый лучший.  Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс. Мастерство педагога заключается и в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации.      Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями содержит следующие методы :1. Просветительский – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.2. Консультативный – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.3. Коммуникативный– обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:– в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;– в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии. Основные направления сотрудничества воспитателя с родителями1.Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции;индивидуальные и тематические консультации;родительские собрания и другие)2.Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс ( дни открытых дверей; дни творчества детей и их родителей;открытые уроки и внеклассные мероприятия;помощь в организации и проведении внеклассных дел.3 .Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе родительского комитета;участие в работе общественного совета содействия семье и школе) В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики. Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда педагог идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.      Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.     Третий запрет – запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.В практической работе с родителями учащихся предлагается использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия.Все предложенные формы связи школы и семьи можно разделить на 3 группы:Формы связи школы и семьи 1 Индивидуальные
  • посещение на дому
  • приглашение в школу
  • индивидуальные консультации педагога
  • переписка
  • 2. Групповые
  • родительский лекторий
  • тематические консультации
  • классные детские мероприятия
  • родительские вечера
  • 3. Коллективные
  • классные родительские собрания
  • общешкольные родительские собрания
  • дни открытых дверей
  • концерты
  • выставки учебных работ
  • творческие отчеты
  • Индивидуальные формы Посещение семьи- это эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
  • При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.
  • Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
  • Приглашение в школу
  • Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался.
  • Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.
  • Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
  • Индивидуальные консультации, беседы
  • Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке.
  • Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.
  • Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей.
  • В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.)
  • В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.
  • Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери.
  • Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
  • Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки.
  • Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
  • Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
  • Переписка с родителями -письменная форма информирования родителей об успехах их детей.
  • Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.
  • Главное условие перепискидоброжелательный тон, радость общения.
  • Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут. Групповые и коллективные формы Практикумы Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний, умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив . Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и школе. Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей к жизни и к труду. Педагог должен хорошо представлять себе формирующуюся роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями. «Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми». (А.С.Макаренко)