Сборник планов-конспектов учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спорттур»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сборник планов-конспектов учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спорттур»
Автор: Дешевых Татьяна Николаевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»Сборник планов-конспектовучебных занятий по дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программе «Спорттур»Методическая разработка Юргинский городской округ 2025СодержаниеПояснительная записка ……………………………………………………3План-конспект учебного занятия………………………………………….5«Введение в программу «Спорттур» …………………………..................5«Личное снаряжение туриста-многоборца» …………………………...….…..8«Спортивное и прикладное значение узлов» …………….……………..12 «Наведение перил» …………………………………………......................16Диагностика по разделам……………………………….…………….…...19Литература……………………………………………….…………..……..23Приложение 1 (техника завязывания прямого узла ……………………..25Приложение 2 (Техника наведения перил) ……………………….……...26Приложение 3 (Диагностические задания (карточки)) ………………… 27Пояснительная запискаСпортивный туризм — вид спорта, имеющий целью спортивное совершенствование человека в преодолении естественных препятствий. Участие в соревнованиях на дистанциях, как правило, не требует значительных финансовых затрат, в то же время позволяет получить необходимые базовые навыки и удовольствие от участия в походах и соревнованиях.Занятие спортивным туризмом, как комплексным видом спорта, осуществляемым в сложной природной и общественной среде, требует от спортсмена разносторонних знаний, умений, опыта и хорошей подготовки.Сборник план конспектов разработан для помощи руководителям, инструкторам, учителям в проведении занятий по программе «Спорттур»Основная цель: Оказание методической помощи педагогам в организации и планировании занятия по спортивному туризму, обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий, формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни.Задачи:Научить педагогов составление плана-конспекта занятий по туристско-краеведческой направленности;познакомить педагогов с формами и методами проведения занятия по спортивному туризму;познакомить педагогов с технологией занятия по теме «Техника и тактика спортивного туризма на пешеходных дистанциях 2-го класса»познакомить с технологией квест-игры на занятиях по туристско-краеведческой направленности;раскрыть методику применения и проведения технологии квест-игры, диагностического занятия по разделам туристско-краеведческой направленности;показать возможности туризма всестороннее физическое развитие и целенаправленную физическую подготовку;В этом сборнике представлены несколько планов-конспектов для занятий по общей дополнительной образовательной программе «Спорттур».Сборник рассчитан как помощник в проведении планирование и составлении планов-конспектов занятий по туристско-краеведческой направленности для учителей ОБЖ, физической культуры, географии, биологии, природоведении, а также для педагогов дополнительного образования по туризму и экологии.ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯТема: «Введение в программу «Спорттур»Цель занятия: познакомить с особенностями занятий по программе «Спорттур»Задачи:1. Познакомить с понятием спортивный туризм, элементами спортивного туризма2. Дать возможность попробовать свои силы в прохождении элементов спортивного туризма3. Сформировать интерес к занятиям по программе «Спорттур»Тип занятия: Усвоение новых знаний путем повторений и закрепление изученного. Комбинированное занятие. Возраст учащихся – от 12 лет. Формы организации обучения: Индивидуальная, групповая, игровая Методы и приемы обучения: объяснение, показ, практическое выполнение упражнений, соревновательныйФормы обучения: беседа, игра, практическая работа.Оборудование и инвентарь:Рюкзак-2шт, веревка (10-12мм)-2шт, гимнастическая скамейка-2штковрик(пенка)-2шт, спальный мешок-2шт, котелок-2штКружка, ложка, чашка-2 комплектаИнтерактивная доска, компьютер Место данной темы в общей системе работы: Данная тема «Введение в программу «Спорттур»входит в общую образовательную программу «Спорттур» разработано на основе дополнительной общеразвивающей программы «Спортивный туризм» для учащихся в возрасте от 12 лет. Ход занятия:педагог: Здравствуйте ребята! Я педагог дополнительного образования сегодня вы приглашены для знакомства с одной из программ, по которой вы можете начать занятия в нашем центре. Называется она «Спорттур».Кто знает, что это такое?Ответы детейпедагог: Давайте начнем с самого простого. Что же такое спортивный туризм?Ответы детейпедагог: Какие виды спортивного туризма вы можете назвать?Ответы детейпедагог: Спортивный туризм включает в себе множество различных препятствий, которые команда должна пройти за определенное время. Некоторые из заданий представлены на слайде. Что мы здесь видим, какие испытание проходят спортсмены туристы?Ответы детейпедагог: Молодцы, правильно все назвали! Я знаю, что некоторые из вас уже знакомы с туристской подготовкой А остальные ребята хотели бы попробовать свои силы?Отлично! Но сначала немного о безопасности (рассказываете о безопасности при работе).ЗАДАНИЯСобираем рюкзак (эстафета)Проверим на прочность веревку (перетягивание каната)Переправляемся через речку (по гимнастической скамейке с помощью веревки)педагог: Вы все молодцы! Я знаю, что вам ребята очень важна различная подготовка, если вы будете отлично заниматься, то мы свами сможет освоить самый интересный и сложный вид подготовки. Многие ребята из старших классов уже начали осваивать азы высотной подготовки. А в будущем, каждый из вас упорно трудясь сможет получить вот такие значки:«Юный турист России» и «Турист России», которые непременно станут вашей гордостью.ПЛАН-КОНСПЕКТ Тема занятия: Личное снаряжение туриста-многоборцаЦель: Ознакомление со специальным туристским снаряжением (Обвязка, ИСС) Задачи:ознакомить со специальным туристским снаряжением;развивать эмоционально-положительное отношение друг к другу,воспитать чувства коллективизма, умение преодолевать трудности.Тип занятия: усвоение новых знаний путем повторения и закрепления изученного ранее. Комбинированное занятие. Формы организации обучения: Индивидуальная, групповая, игровая Вспомогательная форма: обучения: домашнее задание отсутствовало. Методы обучения: Объяснение, показ, практическое выполнение упражнений, соревновательныйФормы обучения:беседа, игра, практическая работа.Средства обучения (или материалы и оборудование): обвязки, каска, веревка, карабины, маты, гимнастическое бревно, карты, призмы, стойки для лабиринтаВозраст учащихся – возрастная группа 12 лет. Место данной темы в общей системе работы: Данная тема знакомство учащихся с специальным туристским снаряжением. Данное занятие по теме «Знакомство со специальным туристским снаряжением входит в общую образовательную программу Спорттур» разработано на основе дополнительной общеразвивающей программы «Спортивный туризм» для учащихся в возрасте от 12 лет. Ход занятия:Вводная частьПриветствие, опрос, беседа о специальной работе туриста проводника. Озвучена тема занятия цели и задач.Проведение инструктажа по ТБ при выполнении упражнений, Теоретическая частьГруппу разделена на три команды в 3 колоныКаждая команда придумывает название 1-е заданиеКапитан команды добегает до снаряжения, берет один предмет и передает эстафету следующему участникуВсе остальные участники по очереди приносят капитану один предмет из снаряженияЗатем одевают его на капитанаПедагог подсказывает какую часть спец снаряжения одевать и куда,Задача состоит в том, чья команда первой правильно оденет специальное туристское снаряжение на капитана команды Педагог; объясняет и показывает, как правильно нужно одевать обвязку.Обвязка должна быть одета петлей вперед и пряжки застегнуты в обратную сторону плотно прилегать к телу.После выполнения задания и исправления ошибок, педагог вызывает капитанов, показывая правильность одетого снаряженияОпрос (Для чего нужно правильно одевать снаряжение?)Закрепление новой темы: и объяснение техники безопасности специального туристского снаряженияПрактическая часть2-е задание Пройти «Лабиринт» и найти карабинКаждая команда получает свою картуПедагог: объясняет, как пройти лабиринт по карте и найти свой карабинПосле выполнения задания, педагог собирает детей и ведет беседу правильности собирания карабина в лабиринте Педагог: Как вы думаете, карабин надежный?Дети- даПедагог: сейчас вы соберете цепочку из карабинов Дети по командам собирают цепь из своих карабиновПедагог: а сейчас ко мне подойдут капитаныПедагог соединяет карабины в цепь и свободные концы пристегивает каждому капитаны к беседке3-е заданиеВокруг капитана участники встают и поддерживают его при паденииКапитаны должны отклонится и потянуть цепочку из карабинов в свою сторону, Педагог: а теперь отпускаем ручки вверх проверим на прочность карабины4-е заданиеПедагог: сейчас вы подойдете к капитану и возьмете по карабину отстегивая его от общей цепи, и по одному подходите ко мне.Сейчас представим себе, что у нас перед нами виртуальный овраг, мат зеленый будет для нас безопасным берегом. Свободный берег самый безопасный, а здесь у нас глубокий овраг.Сейчас мы с вами все сядем на безопасный берег, а теперь представите себе, что вы идете в поход и нам надо в ближайшее время пройти через овраг по бревну.Педагог: показывает, как правильно нужно пристегнуть карабин к веревке и пройти по бревну преодолевая овраг, пристегивает карабин к веревке, встает на бревно и держась за веревку и карабин переходит на другой безопасный берег. А самое главное, что на одной веревке и на бревне должен быть один человек (Т/Б)Дети выполняют задание под присмотром педагога После выполненного задания педагог подбодрил их хлопками в ладоши Заключительная частьПедагог: всем, с чем я вас сегодня познакомила, используют спортсмены, которые занимаются спортивным туризмом, спортсмены используют и обвязки, карабины, жумары, каски, веревки, а также перчатки. Они переправляются по навесной над обрывами, осуществляют спуски и подъемы. Но занимаются не только в зале, но и на улице и даже преодолевают и водные преграды.А каких профессиях мы знаем по спортивному туризмуОтвет детей:Альпиниз, Промальп, СпасателиПедагог: ребята построимся в одну шеренгу Мы сегодня с вами познакомились с туристским снаряжением, по работали в лабиринте по ориентировались и прошли по бревну.Вам понравилось занятие с туристским снаряжением?Дети отвечаютПедагог: вы запомнили с каким туристским снаряжением пользовались?Дети отвечаютПедагог: ребята вы все молодцы, я вас всех благодарю за занятие всем вам спасибо, до свиданияПЛАН-КОНСПЕКТТема занятия: «Спортивное и прикладное значение узлов»Цель занятия: Ознакомить с туристическим узлом; объяснить практическое применение туристических узлов; довести последовательность техники вязания прямого туристического узла.Задачи:ознакомить с туристским узлом;развивать туристские навыки;развивать творческие способности, расширять кругозор;формировать эмоционально-положительное отношение друг к другу, чувства коллективизма, трудолюбие усидчивости.воспитать чувства коллективизма, умение преодолевать трудности.Тип занятия: усвоение новых знаний путем повторения и закрепления изученного ранее. Комбинированное занятие. Формы организации обучения: Индивидуальная, групповая, игровая Вспомогательная форма: обучения: домашнее задание отсутствовало. Методы обучения: Объяснение, показ, практическое выполнение упражнений, соревновательныйФормы обучения:беседа, игра, практическая работа.Средства обучения (или материалы и оборудование):Оборудование, инвентарь: интерактивная доска (мультимедийный проектор), 10-12 веревки диаметра (6-8 мм) на каждого занимающегося. Учебно-наглядный комплекс: Презентация; карточки- схемы; инструктивный материал по технике вязания узлов; связанный прямой узел. При обучении вязке узлов применяю следующий порядок: назвать узел, показать его внешний вид и рассказать о его назначении; предоставить время на разучивание приемов вязки узла и его запоминание; проверить вязку узла у каждого участника;Возраст учащихся – возрастная группа 12 лет. Место данной темы в общей системе работы: Данная тема знакомство учащихся с туристским узлом. Данное занятие по теме «Спортивное и прикладное значение узлов» входит в общую образовательную программу Спорттур» разработано на основе дополнительной общеразвивающей программы «Спортивный туризм» для учащихся в возрасте от 12 лет. Ход занятия I. Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом урока (Используется Презентация PowerPoint).Педагог; Здравствуйте дорогие ребята!Тема нашего занятия «Спортивное и прикладное значение узлов»В туризме существует очень много видом узлов- это прямой, булинь, грейпвайн, восьмерка, встречный и т.д. Перечислять можно очень много, но мы сегодня поговорим и покажем Прямой узел. Как он выглядит и его применение на практике.Прямой узел – это самый известный человечеству и самый популярный в мире узел. Он применяется для связывания шнурков веревок платков и шарфов.Археологи нашли доказательства, того что прямой узел был известен еще в Древнем Египте эпохи Древнего Царства (2900 лет до н.э.). В Древней Греции этот узел носил особое название Nodus Hercules или «Узел Геркулеса». Считалось, что мифический герой Геркулес именно таким узлом связывал на своем торсе шкуру побежденного ним Немейского лева. И пользуются прямым узлом много веков — в различных сферах и для разных случаев жизни. (Приложение 1)2. Применение прямого узлаГоворить о применении прямого узла можно очень долго. Такой узел используется везде, где только можно. С помощью него крепятся между собой веревки, канаты, тросы, кабели, (не проводимые электричесво), лески, нити и прочее. Прямой узел еще с самих давних времен применяется на кораблях, в канатных мостах, в бытовой жизни, на производстве, альпинизме и туризме. Большинство людей, собираясь на работу, праздник или деловую встречу, не задумываются над тем фактом, что именно узлы, используемые ими в одежде, являются тем штрихом, который придает их нарядам завершенный вид и объединяетДанный узел — совершенный, он всегда выручал человечество, и применялся, где только это было возможно.3. Завязывание прямого узлаПриложение 1а) обычный способ вязки; б) – морской способ вязки; в) – ткацкий способ вязки; г) – морской способ развязыванияСуществуют различные способы завязывания прямого узла. Наиболее распространенным является классический способ:Берем ходовые концы двух разных веревок;Одним концом оплетаем раз конец другой веревки;Берем ходовой конец другой веревки и делаем открытую петлю;Другим концом через отверстие петли протягиваем веревку, оплетая первый конец между первым переплетом и окончанием веревки;Затягиваем узел за оба концы;Прямой узел связан!Итог занятияМы на занятии познакомились с туристским узлом, его значением и применением. Научились технике вязания прямого узла. И теперь в случае необходимости сможем им воспользоваться. Все вы молодцы, показали на свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. Завязав правильно и крепко узел, Вы избавите себя от многих проблем. Когда-то завязанный тобой узел сможет спасти тебе жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы, нужна практика. Даже когда Вы научились этому, время от времени бери веревку и вспоминайте, как это делается. Практикуйтесь так до тех пор, пока не научитесь завязывать узел.ПЛАН-КОНСПЕКТТема: «Наведение перил»Возраст учащихся: от 12 лет, 1-го года обученияКоличество учащихся: 10 человекПродолжительность занятия: 45 минутТип занятия: Получение новых знаний и уменийВид занятия: Учебно-тренировочноеФорма организации учащихся: Фронтальная, групповаяЦель занятия: Формирование двигательных умений и навыков, необходимых для наведения горизонтальных перил на этапе «Бревно» дистанции 2 классаЗадачи занятия: - научить технике наведения горизонтальных перил на этапе «Бревно» дистанции 2 класса;- развить такие физические качества как быстроту, ловкость, координацию движений, сформировать осанку;-воспитывать чувство ответственности, коллективизма, взаимовыручки, умение преодолевать трудности.Методы и приемы обучения: Объяснение, показ, практическое выполнение упражнений, соревновательныйПредполагаемый результат: Ребята должны освоить технику наведения горизонтальных перил на этапе «бревно» дистанции 2 классаОборудование и инвентарь: веревка, диаметром 10 мм. с завязанным на концах узлами проводник-восьмерка, длиной 20 м. – 3 шт.;скамейка или бревно-1 шт.;уголок с локальной петлей, закрепленный на стене, на высоте 1 метра – 1 шт.;уголок с карабинами, закрепленные на стене, на высоте 1 метра – 1 шт.;каски – 10 шт. страховочные системы – 10 шт.;карабины – 18 шт. жумар – 4 шт.; перчатки – 10 шт. Ход занятияВводная часть-5 минут Построение, приветствие, сообщение цели и задач.Проведение инструктажа по ТБ при выполнении упражнений.Теоретическая часть-5 минутОбъяснение техники наведения горизонтальных перил на этапе бревно дистанции 2 класса: наведение горизонтальных перил на этапе переправа бревно дистанции 2 класса производится из веревки,диаметром 10 мм. Длина веревки зависит от длины этапа. В данном случае длина составляет 10 метров. Один конец веревки крепится к точке опоры посредством узла проводник-восьмерка и карабина, другой конец веревки крепится к противоположной точке опоры при помощи петли, замкнутой узлом проводник-восьмерка с карабином. Натягиваются перила при помощи жумара, закрепленный в этой петле. Движение по переправе бревно производится на карабине уса самостраховки, закрепленном на страховочной системе.Практическая часть-30 минутПоказ техники наведения горизонтальных перил на этапе переправа бревно дистанции 2 класса. (приложение 2).Разминка - Ходьба на носках, пятках, перекатом с пятки на носок. Бег:- равномерный; - спиной вперед;- приставными шагами левым и правым боком;- с поворотами на 360° Общеразвивающие упражнения на месте:- на мышцы шеи;- на кисти рук;- на плечевой пояс;- на ноги и туловище.Построение. Подготовка к выполнению упражненийОдевание учащимися касок, страховочных систем, карабинов и перчаток. Подготовка инвентаря и оборудования.Техника наведения горизонтальных перил на этапе навесная переправа дистанции 2 класса.Этап переправа бревно с наведением перил.Перед началом выполнения упражнения каждый учащийся в своей подгруппе получает порядковый номер (с 1-го по 5-й).Учащиеся располагаются друг за другом в одной колонне возле ТО-2. По сигналу учащиеся под номером 1 передвигаются в зону ТО-1 и встегивают в него перила переправы бревно с узлом проводник-восьмерка и карабином на конце. После этого учащиеся под номером 2 встегивают в ТО-2 петлю перил навесной переправы и при помощи жумара натягивают их. Далее учащиеся под номерами с 2-го по 4-й поочередно преодолевают этап переправа бревно на усе самостраховке карабине. После этого учащиеся под номером 5 выстегивают петлю перил из ТО-2 и передвигаются с ней в зону ТО-1, завершая первый цикл упражнения. Далее действия учащихся смещаются на один порядковый номер, то есть теперь учащиеся под номером 2 передвигаются в противоположную зону и встегивают перила переправы с узлом проводник-восьмерка и карабином на конце, а учащийся под номером 3 – натягивает перила и так далее, пока учащиеся не преодолеют пять циклов, поработав каждый на разных позициях.Мини-соревнование «Кто быстрее»Этап переправа бревно с наведением перил на скорость. В тех же подгруппах учащиеся выполняют предыдущее упражнение соревнуясь с соседней подгруппой. Побеждает подгруппа, учащиеся которой первыми преодолеют пять циклов. Заключительная часть-5 мин. Построение, снимание снаряжения, подведение итогов занятияПЛАН-КОНСПЕКТ Тема: Диагностика по разделам туристско-краеведческой программы «Спорттур». Возраст учащихся: от 12лет, 1-го года обучения.Количество учащихся: 12 человек.Продолжительность занятия: 45 минут.Тип занятия: проверка знаний и умений по программе «Спорттур». Вид занятия: Квест-игра Форма организации учащихся: Фронтальная, групповая, игровая.Цель квест-игры: закрепление умений и навыков, пройденных тем программы «Основы спортивного туризма».Задачи занятия: развивать туристские навыки;развивать творческие способности, расширять кругозор;формировать эмоционально-положительное отношение друг к другу, чувства коллективизма, умение преодолевать трудности.Методы и приемы обучения: Объяснение, показ, практическое выполнение заданий.Форма проведения: игра командная. Состав команды 6 человек. Каждая команда должна преодолеть 8 этапов. Эти же задания можно проводить и индивидуально в виде соревнования для проверки освоенности материала по темам программы. Предполагаемый результат: Ребята должны выполнить все задания игры и показать результативность освоения тем программыОборудование и инвентарь. - Конверт – 2 штуки, (в конверте карточки с изображениями различных предметов: спальный мешок, туристский коврик, лыжи, свечка, спички, котелок и т.д). веревка, диаметром 6-8 мм.–12 шт; обвязка ИСС–6 шт.; веревка 10 мм–2 шт. бинты- 2 шт. жерди – 2шт. по 2 м. и 3 шт. по 1 м; компас – 2 шт. Пазлы «Карта» - 2 шт. Ход занятияВводная часть-5 минутПостроение, приветствие, сообщение цели и задач.Проведение инструктажа по ТБ при выполнении упражнений.Теоретическая часть-5 минутПредставьте ситуацию – вы, а также ваши друзья, попадают в гости к самому Капитану Крюку. Вам нужно найти сундук, в котором лежат сокровища, но вы не знаете его точное местонахождение. Карта к сокровищу разбита на несколько частей, и все они в разных местах. Чтобы найти клад, вам предстоит найти все части карты.Для поиска сокровищ вам надо применить все свои знания и умения, пройти со своей командой не легкое испытание. Только когда в ваших руках будут все без исключения части карты, которые разбросаны в разных местах, у вас будет шанс найти сокровища и стать счастливым обладателем клада! Ребята выбирают своего капитана и придумывают название, а также смелый девиз для команды. Кроме этого, они должны создать образ команды и даже капитана. В конце «преображения» команда демонстрирует командный дух и сильные стороны.Как только команды превращаются в так называемых «искателей сокровищ», они начинают проходить сквозь многочисленные испытания, на протяжении которых их поддерживают «проводники» (старшие ребята в объединении).После выполнения всех командных заданий, найденные каждой командой части объединяются, и в результате определяется точное местонахождение сокровищ. Все участники начинают искать место, в котором запрятан волшебный сундук, и для этого им нужно пройти общее испытание, и добыть все сокровища. Программа «Поиск клада» заканчивается тем, что участникам вручаются сладкие призы и сувениры (символические карабины).Практическая часть-30 минутСодержание этаповквест-игры.1.«Собери рюкзак»Командам раздаются конверты, в которых находятся картинки с изображением предметов. Ребята должны собрать в рюкзак нужные предметы для летнего похода. И разложить в правильной последовательности сбора рюкзака (приложение 1)2. «Золотой узелок».Каждому участнику команды выдаются репшнур, на котором нужно завязать 2 туристских узла (встречный, восьмерка). Контрольное время – 1 минута. (приложение 2)3.«Индивидуальная страховочная система».На столе лежат индивидуальная страховочная система (ИСС). Задача команды – правильно одеть ИСС, застегнуть пояс и подтянуть наплечные и набедренные лямки.Ремни и лямки ИСС должны плотно прилегать к телу, сначала пояс, потом набедренные и наплечные лямки, ремни должны быть заправлены в «обратный ход».4.«Маркировка веревки».Команда должна маркировать веревку длиной 30 м. Контрольное время – 2 минуты.5. «Оказание помощи пострадавшему» (растяжение кистевого сустава, растяжение голеностопного сустава)По картинкам участники должны определить, какой вид повязки накладывается при растяжении сустава (восьмиобразная, колосовидная, прощевидная, черепашья), и какой бинт применяется (эластичный бинт, стерильный, не стерильный бинт).6. «Переноска пострадавшего» (изготовление носилок).Команда должна из предложенного материала собрать носилки для переноса пострадавшего Контрольное время – 7 минут.7. «Определение азимута».По компасу команды должны определить, какой предмет находиться в направлении на 320 градусов.8. Сборка карты из элементов.Команда должна собрать кусочки в одну целую карту, определить вид карты (топографическая, географическая или спортивная). (приложение 4)Заключительная часть-5 минПосле выполнения всех командных заданий, найденные каждой командой части объединяются, и в результате определяется точное местонахождение сокровищ. Все участники начинают искать место, в котором запрятан волшебный сундук, и для этого им нужно пройти общее испытание, и добыть все сокровища. подведение итогов занятия Программа «Поиск клада» заканчивается тем, что участникам вручаются сладкие призы и сувениры (символические карабины).Список литературы1.Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. 780 c.2.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. 624 c.3.Елисеева К.Н., Челноков А.С. Естественнонаучная подготовка школьников к туристско-краеведческим соревнованиям (методические рекомендации). – Южно-Сахалинск: ОАО «Сахалинская областная типография», 2016. 20 с.4.Кодыш, Э.Н. Соревнования туристов [Текст]/ Э.Н.Кодыш – М.: Профиздат, 1990. 102 с.5. Макаров, В. М. Подготовка туристов горного и пешеходного видов с применением технических средств: дис. канд. пед. наук [Текст]/ В.М. Макаров. -Тула, 2014. 190с.6. Методическое пособие для подготовки к конкурсу «Первая помощь» на областных соревнованиях «Школа безопасности», «Юный спасатель / под общей редакцией Заслуженного врача Российской Федерации профессора Ю.Ю. Бонитенко. - Санкт-Петербург: «Норинт», 2004. 320 с. 7. Расторгуев, М. Альпинистские узлы.- М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2007. – 217 с. 8. Овчинникова, Е.Г. Разработка учебных программ в учреждении дополнительного образования детей [Текст]: Методическое пособие/ Е.Г. Овчинникова – Кемерово, 2001. 63 с.Электронные ресурсы:9. Методическое пособие по первой помощи для преподавателей ОБЖ / сост. Тараканов А.В., Пашегорова Е.М. и Леготина Е.О. / главный консультант: Осокина Н.Н. . [Электронный ресурс] . (Дата обращения: 03.09.2018).10. Правила вида спорта «Спортивный туризм». (Дата обращения: 03.09.2018).11. «Узлы» И.В. Балобанов, Справочное издание [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 03.09.2018).12. Теплоухов В.В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма /редакция 12.02.2000) //Активный туризм на юге России [Электронный ресурс] URL:(Дата обращения: 03.09.2018).Приложение 1 (техника завязывания прямого узла)Приложение 2 (техника наведения перил)Приложение 3 (Диагностические задания (карточки))восьмёрка