Обзорная исследовательская статья на тему «Актуальность применения игровых методик обучения в средней школе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обзорная исследовательская статья на тему «Актуальность применения игровых методик обучения в средней школе»
Автор: Небольсина Ирина Васильевна

Обзорная исследовательская статья на тему«Актуальность применения игровых методик обучения в средней школе»Автор-составитель:Небольсина Ирина Васильевна,учитель иностранного языкапервой квалификационной категории Игровые методики обучения применяются мною в практической преподавательской деятельности на постоянной основе из-за их высокой продуктивности и результативности. Существенное рассмотрение этой темы вызывает живой интерес преподавателей и учителей не только начального звена, но также средней и старшей школы. Методика обучения иностранным языкам представляет собой особенный и нестандартный процесс, который направлен на результат каждого ребенка и требует постоянного усовершенствования. В настоящее время развития современного общества появилось много возможностей для более эффективного обучения школьников иностранным языкам. Особое место на уроке иностранного языка занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса к языку, прочной мотивации и стремлению изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре раскрываются способности ребенка в полной мере. Это особенное организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Являясь одновременно и обучением и развлечением, игра перерастает в творчество, обеспечивает хорошие результаты обучаемых, оказывает неоценимую помощь в устроении человеческих взаимоотношений. Актуальность и проблематику данной темы моего исследования определили современные и насущные задачи, с которыми сталкиваются преподаватели и педагоги нашего времени. Цель моего исследования: рассмотреть повышение эффективности урока иностранного языка с помощью игровых методов обучения; описать свой преподавательский опыт. Задачи исследования по данной теме:
  • осветить актуальность использования игровых элементов на уроках;
  • сделать анализ понятия игры;
  • вести наблюдения за ходом учебного процесса;
  • оценить и проанализировать практический опыт;
  • сформулировать важнейшие выводы.
  • Объект исследования: урок иностранного языка как единица учебного процесса. Предмет исследования: игровые приемы, применяемые в обучении иностранному языку. Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта педагогов, психологов и методистов, наблюдение, личный преподавательский опыт. Практическая значимость исследования по теме статьи заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только учителями иностранного языка средней школы, но и преподавателями других учебных заведений, других общеобразовательных дисциплин. В истории человеческого общества игра появилась еще в древнем мире и тоже использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. В то время постепенно утверждалось мнение о процессе учения как о тяжком труде, предполагающем принуждение. Игра в такой школе была редчайшим исключением. Дидактические игры постепенно стали проникать в начальную школу, принимая форму игровых приемов в обучении на уроках. В России только в 1960-е годы в период либерализации общественной жизни начала распространяться формула "учение с увлечением", пропагандируемая С. Л. Соловейчиком, советским и российским публицистом, преподавателем и теоретиком педагогики. Эта формула раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный. С середины XX века и вплоть до 1970-х годов на уроках иностранного языка господствовал грамматико-переводной метод обучения, целью которого было изучение грамматики, чтобы через нее научиться читать и понимать тексты на иностранном языке. Однако обучение в современной школе нуждается в методах, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Основатель научной школы, советский и российский педагог, мыслитель в психологии, профессор В. В. Давыдов обращал особое внимание на проектирование игровой деятельности в развивающем образовании как условия складывания психологической готовности детей к освоению ими учебной деятельности. Главная цель овладения иностранным языком состоит в формировании умений и навыков владения языком на практическом уровне как средством общения в жизненных ситуациях. Поэтому в преподавании иностранных языков необходимо отражать не только специфику данного предмета, но и национальное своеобразие, особенности фонетики, лексики и грамматики языка. Современные методы обучения иностранным языкам сегодня представляют учителям средних школ возможность выбирать свои модели построения учебного процесса, конечной целью которого является иноязычная коммуникация. Мною анализируется проблема методических принципов, обеспечивающих эффективность в организации и методике проведения уроков иностранного языка с использованием элементов занимательности. В своей практической преподавательской деятельности я замечаю, что процесс взаимодействия между учащимися и учителем занимает важнейшее место в межличностных отношениях в ходе учебного процесса и является неординарной многоаспектной задачей. В ходе урока мною применяются самые различные методы и формы обучения. Игры обучающего характера являются одной из таких форм. Игра как эффективное средство обучения позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, живостью, свободной и активной деятельностью детей, интересом познания жизненных ситуаций, способствует эффективной обработке и усвоению языкового материала. Игра предполагает также и развивающую цель обучения. Эта цель заложена в самой природе игры, так как игра предполагает жизненную активность своих участников, требует их повышенного внимания, мышления и творческого воображения. Обучающие игры имеют очевидную привлекательность и высокую результативность, они широко используются мною на уроках иностранного языка и стали отличным средством обучения моих детей. Игры также служат развлекательным моментом на уроке, снимают утомление детей, дают им разрядку, убирают из урока однообразие, делают его непредсказуемым, живым, ярким, запоминающимся.______________________________________________________________________________