«Структура занятия по развитию связной речи»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Структура занятия по развитию связной речи»
Автор: Анисимова Татьяна Викторовна
Консультация на тему: «Структура занятия по развитию связной речи» Учитель-логопед: Анисимова Т.В. Консультация на тему: «Структура занятия по развитию связной речи» "Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка" (Л.С.Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности. Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задачдошкольного образования. Речь занимает важное место в развитии ребёнка. Детский сад готовит детей к школе. Только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь ребёнка затрудняет общение. Поэтому, задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объём речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.Основной формой занятий по развитию связной речи являются фронтальные, которые проводятся один раз или два раза в неделю. Занятия построены по принципу, от простого к сложному.Виды занятий по развитию речи 1 – составление пересказа текста 2 – составление рассказа по сюжетной картине или картине известного художника 3 - составление рассказа по серии сюжетных картин 4 - составление описательного рассказа 5 – составление пересказа с элементами драматизации 6 – составление творческого рассказаОсновной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному высказыванию. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в таких же или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.Процесс планирования занятий начинается с определения цели и задач, которые должны быть четко сформулированы. Слайд №2 Слайд №3 Так же следует перед занятием. — отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей;— обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и сформулировать цель каждого этапа;— подготовить к занятию разнообразные игровые и дидактические упражнения;— предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;— включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.Чтобы занятие прошло эффективно, необходимо соблюдать несколько простых правил:обеспечить тишину во время занятия;помещение должно отвечать всем требованиям и нормам: быть чистым, достаточно освещенным;демонстрационный материал должен быть удобно расположен по отношению к детям;во время занятия желательно обеспечить дружественную доверительную обстановку.Структура фронтальных занятий включает три этапа: Слайд № 3 вводную, основную и заключительную. Организация детей; Основная часть занятия (вводная- 3минуты , основная- 10до15 минут, заключительная части-2 минуты); Окончание занятия. Время занятия зависит от возраста детей группы.Организационный момент:Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания).Эта часть занятия помогает педагогу настроить детей на работу, активизировать их словарный запас и внимание. Также в этой части можно предложить детям вспомнить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях речевой материал.Создание мотивации, интереса к занятию (сюрпризность, загадочность, речевые игры с мячом, психогимнастика).Вводная часть. Педагог должен мотивировать детей на включение предстоящую деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. Сообщение темы занятия.Такой прием позволяет старшим дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит детей взаимодействовать в коллективе или в паре.Организация детского внимания: чтение стихотворения, наблюдение, словесная дидактическая игра; создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску её решения.В основной части. Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение; дать новые знания для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов, создаются условия для активной речевой деятельности детей.Работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Это может быть беседа, рассматривание, составление рассказа, дидактическая игра, работа с поговорками и т.д. В ходе основной части используются различные приемы: наглядные, словесные, практические и игровые, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.В случае, когда у детей что-то не получается используем такой прием, как педагогическая поддержка. На протяжении всего занятия обязательно побуждаем детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям продумываются заранее, они носят поисковый или проблемный характер; стремимся к тому, чтобы они отвечали «полным ответом». На занятии по речевому развитию используются современные педагогические технологии: проектная деятельность, мнемотехники; здоровье сберегающие, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. Технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж с растиранием пальчиков; коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика)Физическая минутка – проводится в соответствии с темой занятия. Для большинства детей характерно снижение работоспособности. Под влияниемфизических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов — памяти, внимания, восприятия, мышления. Дети с удовольствием выполняют упражнения, имитируя перечисленные действия в соответствии с текстом, который зачитывает педагог.Обучаем детей составлению творческих рассказов по картине, по серии сюжетных картин, по плану, на определенную тему; на тему из личного опыта. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. Во время занятия уделяем внимание индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.В основной части дети выполняют самостоятельную работу. Закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. После каждого вида детской деятельности проводится анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование.Также подводится итог (рефлексия) проводится кратко и эмоционально: дается оценка детской деятельности (используется педагогическая поддержка, анализ речевой активности детей, похвала детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия) К подведению итогов, анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников привлекаем детей. «Что интересного вы сегодня узнали?», «Что было для вас самым сложным?»Структура занятия по пересказу. Слайд №4Младший и средний возрастПервично чтение без предупреждения о последующем пересказе.Беседа по вопросам.Повторное чтение.Пересказ (3-6 человек).Старший возраст Вводная беседа.2. Чтение литературного произведения.3. Беседа по содержанию и форме прочитанного произведения ( 4-6 вопросов)4. Повторное чтение литературного текста (перед чтением даётся установка на внимательное прослушивание содержания и запоминания его)5. Пересказ произведения детьми. Структура занятия1.Вводная часть.Картина закрыта.Цель: заинтересовать детей и собрать их внимание перед внесением картины.Приемы:-художественное слово;-необычный момент;-грамзапись;2.Основная частьКартину разворачивают к детям и дают 1-2 минуты для самостоятельного рассматривания и обмена впечатлениями.Цель: научить рассматривать картину от главного к второстепенному, развивать словарь детей.Приемы:1 группа вопросов направлена на выявление общего смысла картины: О чем? Как можно ее назвать?2 группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д.3 группа - на установление связей между отдельными частями картины: Почему? Чем похожи? Чьи?4 группа – вопросы из личного опыта детей5 группа – вопросы, выходящие за рамки картины. Приемы словарной работы. Словесные упражнения.3.Заключительная частьЦель: обобщить знания детей, подвести итог занятия, дать оценку детским ответам.Приемы: -Обобщающий рассказ воспитателя; -Чтение отрывка из художественного произведения, близкого по содержанию картины.