Условия в детском саду, направленные на развитие творческих способностей через изобразительную деятельность. (из опыта работы)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Условия в детском саду, направленные на развитие творческих способностей через изобразительную деятельность. (из опыта работы)
Автор: Смольникова Нина Федоровна

Смольникова Нина Федоровна, воспитатель,МАДОУ д\с «Детство»комбинированного вида,г. Нижний Тагил Свердловской области.Условия в детском саду, направленные на развитие творческих способностей через изобразительную деятельность. (из опыта работы) «Таланты трудно распознать,Не всякий может в них поверить.Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них верить.Простую истину признатьСумеет всякий… кто понятлив:Таланты может воспитатьНаставник, если сам талантлив!!!»Что представляет собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения сводились к тому, что творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное.Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а также специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.Организация жизни детей в группе осуществляется на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы с использованием методических разработок авторов: Е.К. Брыкиной «Творчество детей в работе с различными материалами», А. Тарасовой «Волшебные ручки», Е. Н. Черниченко «Ступени к творчеству», Н. В. Дубровской «Приглашение к творчеству».Для развития творческих способностей детей через изобразительную деятельность накоплен и систематизирован разнообразный практический материал. Разработала тематическое планирование по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста посредством использования современных педагогических технологий, спроектировала цикл развивающих игр-занятий по изобразительной деятельности с использованием современных педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Составила: альбомы «Наше творчество», «Виды искусства»; серию журналов «Юный художник!», для знакомства детей с новыми техниками изобразительной деятельности; картотеку дидактических игр: «Волшебные краски», «Говорящие картинки», «Цветные парочки», «Одинаковые и разные» - направленных на развитие воображения и творческих способностей у дошкольников. Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности и развитие творческих способностей осуществляла через создание игровых образовательных ситуаций: «Мир натюрморта», «Как цвет помогает понять настроение картины?», «Можно ли рисовать без красок?».Для стимулирования и поддержки детской активности, инициативы и самостоятельности использовала метод проектов: проекты «В гостях у Матроскина», «Елочка зеленая» - дети учились создавать натюрморты из фруктов и овощей, лепили, делали аппликации.
  • Для активизации творческого воображения и мышления использовала приемы: ТРИЗ-технологий - рисунки по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «Портрет пришельца»; задания на «дорисовку», где в соединении хаотично расставленных точек, ребёнок учится видеть какой-нибудь образ и дорисовать его; игры с линией позволяют проявить фантазию и в маленькой закорючке увидеть птиц, зверей либо предмет; игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо; задания «Нарисуй настроение», «Рисую музыку», «Мои цветные сны» помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира; уйти от стереотипности в изображении, например, домика, поможет творческое задание «Такие разные домишки», где детям предлагается изобразить свой дом в виде какого-нибудь объекта (грибок, яблоко, цветок, посуда и т.д.).
  • Использовала в работе с детьми игровой метод – рисование по необычным словам: «Снегоеды», «Зайцемух».
  • Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками - игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.
  • При проведении занятий использовала элементы арт-терапии. Дети перевоплощаются в деревья, цветы, животных. От их лица рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка. Неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказка, т.к. она по своей сути наиболее близка ребёнку. В различных видах изодеятельности использую сказки: «Сказка об осеннем листочке», «Об облаках», «О чёрной кляксе», «О том, как Зима с Весной поспорили», «Ёж и зайчик», «Новогодняя история», «Ателье снежной королевы», «Страна мурлындия», «Про жар-птицу». Они расширяют представления ребёнка об окружающем мире, вызывают позитивные эмоции и желание придумать продолжение сказки. Рисунки отличаются индивидуальностью и творческим подходом в изображении. Очень привлекают детей и нетрадиционные изобразительные техники.  Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками, пластилином, бумагой и совместное разрабатывание способов рисования, лепки, аппликации. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. В рисовании:
  • ладонная и пальцевая техники;
  • граттаж;
  • кляксография;
  • ниткография;
  • монотипия;
  • рисование акварелью по мокрому листу;
  • печатание штампами, листьями.
  • В лепке:
  • использование глины; соленого теста;
  • бумажной массы;
  • фольги, репейника.
  • В аппликации:
  • сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина.
  • Использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов.
  • Проводила такие ситуации как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого – либо образа;
  • «Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики).
  • В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования модернизировала содержание развивающей предметно-пространственной среды. Организация развивающей среды в группе строится таким образом, чтобы наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. В группе созданы: «Уголок творчества», где собраны различные инструменты для изобразительной деятельности детей, которая способствует становлению творчество активности детей дошкольного возраста. Для повышения компетентности родителей по развитию творческих способностей для детей дошкольного возраста использовала такие формы работы как:
  • консультации-практикумы «Волшебные ручки», «От ИЗО-деятельности к творчеству»;
  • анкетирование «Любит ли ваш ребенок заниматься изобразительной деятельностью?»;
  • круглые столы «Творим волшебство из красок», «Осеннее дерево».
  • Совместно с родителями периодически организовывали совместную выставку взрослых и детей: «Сделано руками родителей и детей».
  • В педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации транслирую педагогический опыт посредством консультаций: «Практическое освоение эффективных приемов обучения детей основам художественно-творческой деятельности», «Особенности формирования зачатков творческой деятельности у детей» и мастер-классов «В мире фантазий». Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, мы последовательно и планомерно формировали у детей творческие способности.Рисуют дети на песке, рисуют дети на асфальте,Возводят город на песке, такого нет еще на карте.В руках мелки, карандаши, детишки – маленькие маги.Но столько вложено души в их мир прекрасный на бумаге!