"Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
Автор: МАНАННИКОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждениедетский сад № 16 «Золотая рыбка» комбинированного вида Отдел образования рабочего посёлка(пгт) ПрогрессТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:«Использование технологии ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности дошкольников»Мананникова Татьяна СергеевнаВоспитатель высшей категорииПедагогический стаж – 24 годаАмурская областьпгт. Прогресс2016г.Каждый ребенок изначальноталантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться всовременном мире, чтобы приминимуме затрат достичьмаксимум эффекта. Генрих Саулович АльтшуллерВведениеДошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования, это и высокие информационные технологии, ритм жизни, конкуренция, и поэтому, человек должен, вовремя применить свои знания и навыки которыми он обладает. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности уже с дошкольного возраста. Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности детей, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их возможностей.Сегодня актуальна проблема формирования творческой активности личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Я считаю, чем лучше будет организована поисково – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому я решила использовать технологию ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов. А в состоянии ли маленький человек постичь эту столь серьезную науку? Да, в состоянии, и с большим успехом, но под соответствующим «соусом», подтверждение чему научные высказывания А. М. Страунинг, М.Н. Шустерман, Л.Н. Прохоровой, Т. Басовой, Б. Злотина, Г.Б. Петку и др. У каждого педагога должны быть свои рецепты развития творческой личности т. е. своя «поваренная книга», свой фирменный «соус». Для меня таким «соусом» оказался ТРИЗ, с помощью которого я попыталась соединить элементы ТРИЗ и поисково – исследовательскую деятельность для развития творчества дошкольников. Оправдано ли это с психологической точки зрения? Психологи отвечают на этот вопрос положительно. В этом возрасте дети способны анализировать и моделировать взаимоотношения на знакомом им материале, с опорой на полученные ранее знания. И сейчас я уверена, что работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой исследовательской деятельностью. Цель моей работы: внедрение методов и приемов ТРИЗ технологии в поисково – исследовательской деятельности дошкольников. Задачи:- Активизировать творческое мышление для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности с использованием технологии ТРИЗ.- Развивать гибкость, подвижность, системность; - Учить связной, логически правильной, аргументированной речи; - Формировать навык содержательной оценки и самооценки. Я полагаю, что степень новизны моей работы характеризуется тем, что возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов и приемов ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности развития дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов в развитии творчества.Основная частьИспользование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.Одним из результативных способов формирования поисково – исследовательской деятельности дошкольников является метод ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.Работа с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. В младшей и средней группах учу детей находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, т.е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Большое внимание уделяю формированию умения видеть и использовать ресурсы для решения поставленной задачи. (Найти общее между деревом и цветком – цветок растет и дерево растет. Что общее между плакатом и дверью? и др.). Учу детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры «Хорошо-плохо». Для этого выбираю объект и предлагаю найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале беру объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры я называю плохо, а дети хорошо. Например: Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Сладкая конфета - это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. В: Зубы заболят - это хорошо. Почему? Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил. То есть вопросы идут по цепочке. Игра «Хорошо – плохо» учит детей выдвигать гипотезы. В игре «Наоборот» хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учу детей подбирать слова, противоположные по значению. Например: узкий – широкий,громкий – тихий, шершавый – гладкий, сухой — мокрый, высоко – низко, далеко — близко, тьма – свет, лед – огонь, стоит – идет, улетает — прилетает. Игра "Да-нет-ка". Я придумываю слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ. Например: воспитатель загадывает слово "Слон", дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.Когда дети научились играть в эту игру, они загадывают слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты", "Машина", "Роза", "Гриб", "Береза" и др.В игре "Черно-белое" я показываю детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрирую карточку с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты. (Например: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.) Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница", "Волк", "Цветок", "Стульчик", "Таблетка", "Конфета", "Мама", "Птичка", "Укол", "Драка", "Наказание" и т.д.Для игры "Перевертыши" нужен мяч. Я бросаю малышу мяч и говорю слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно. Например: хороший – плохой, строить – разрушать, выход – вход.Игра "Маша-растеряша". Для этой игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек и определяется победитель. Например: Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)? Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. В старшей группе продолжаю учить детей изобретать, применяя поисково – исследовательскую деятельность. Учу ставить гипотезу.Несколько нехитрых приемов, основанных на определенных закономерностях, немного воображения и наши воспитанники становятся маленькими «ломоносовыми». Например, предлагаю придумать новый стул, удобный и красивый. (Дети зарисовывают свой придуманный стул). Задание: попали на необитаемый остров с коробкой жвачки. Как выжить? Ответы детей: из жевательной резины построить корабль и уплыть домой; из жвачки сделать самолет, воздушный шар; посадить жвачку и вырастут деревья с колбасой и хлебом.Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая - плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками беру объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства. Например: «В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?» Дети отвечали: хорошо – узнаем много интересного, будем учить разные языки, познакомимся с новыми друзьями, будем писать диктанты; плохо – ставят двойки, не будет рядом воспитателя, друзей, которые были в детском саду.Даю задания для размышления:· Как перенести воду в решете? Дети отвечали: поставить в кастрюлю, залепить пластилином, заморозить. · Как быстро вырасти? Дети: больше есть, спать, делать зарядку; встать на ходули, выпить лексир роста, съесть яблоко, таблетку роста.· Как спасти колобка от лисы? Ответы детей: не садиться на нос лисы; вместо колобка на нос положить камень; заменить колобка камнем; убить, завязать рот лисы скотчем, бинтом, шарфом.Провожу с детьми беседы на такие темы как:1) исторические: как изобрели колесо, самолет, вилку, карандаш и пр.?2) на прогулках: кто мама ветра? ответы детей (Вьюга, Метель); кто папа ветра? (Шторм, Вихрь, Ветрище, Сквозняк). Кто его друзья, о чем шепчет ветер, о чем спорит ветер с солнцем?3) Прием эмпатии: что чувствует этот кустик? Испытывает ли боль дерево?В старшей группе проводила дополнительную работу в кружковой деятельности «Знаника», где использовала игры и упражнения с элементами ТРИЗ. Познакомившись с технологией ТРИЗ, дети научились находить выход из проблемных ситуаций. Решение ситуаций стало более творческое, оригинальное. Не стесняются высказывать свои предположения, повышается уровень речевой активности, развивается свободное общение.Используя ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности, я заметила, что у детей повысился уровень развития интеллектуальных способностей, памяти, внимания, воображения, речи, логического мышления, повысилась исследовательская активность детей.Использование технологии ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности дошкольников я организовываю в форме диалога, это приемлемый и результативный способ для меня.Использую вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Например, показываю детям зеленый мяч и зеленый кубик, спрашиваю, по какому признаку они похожи (по цвету, а какой признак у них разный (форма). Дети хорошо усвоили «тризовские» символы, с желанием выполняют задания с их использованием.«Научиться самому и научить другого» - это одно из основных правил ТРИЗ-технологии. Я считаю, что это не только ТРИЗ-технология, но и поисково - исследовательская деятельность. Так как дети, добыв информацию спешат принести ее в группу и ознакомить с ней других. Поэтому я акцентирую внимание в работе с детьми на таких моментах. Большинство моих воспитанников уже не только знают правила игр, приемов ТРИЗ-технологии, но и пытаются проводить их со сверстниками, взрослыми, посетившие нашу группу. Например: Дети провели игру «Да-нетка», самостоятельно объяснили правила и ход игры, что очень радует меня, что методы и приемы, выбранные мною эффективны, дают положительные результаты. (Приложение 2)К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, узнать новое, добыть информацию, упорядочить свои знания, принести в группу свою информацию и донеси ее до детей.В подготовительной к школе группе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь взрослые только наблюдатели; ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциал.Ситуации могут быть разные из любой области человеческой деятельности. Например: «Через несколько секунд в группе пожар и, пока он маленький, его еще можно потушить, но во всем детском саду нет воды. Где её взять?» (взять из аквариума, всем полить на огонь, посыпать песком, землей, накинуть тряпку, взять огнетушитель, моющим средством, задуть, забросать игрушками, деревянными кубиками). Когда дети сказали мне про кубики, стали вести беседу, выяснять, выдвигать гипотезы. И ребята пришли к общему мнению, что деревянными кубиками нельзя тушить пожар, это опасно).Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения: выделяет и ставит проблему (т.е. выбирает тему исследования), выдвигает гипотезу, используя слова: возможно, допустим, предположим; ищет возможные варианты решения; собирает материал; обобщает полученные данные; подготавливает сообщение, доклад; защищает свое сообщение. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы.Из всего вышесказанного я могу сделать вывод: методы ТРИЗ способствуют повышению уровня в поисково – исследовательской деятельности дошкольников.Для того чтобы ребенок понимал свою значимость в общественной жизни группы, ему нужна помощь педагогов и родителей. Это значит, что мы должны работать рука об руку:Дети + Педагог + Родители!Родители моей группы сопричастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни детского сада, то есть принимают участие в родительских собраниях, беседах за «круглым столом», оказывают помощь в организации и в проведении родительских собраний, встреч, экскурсий, праздников и т.д. Необходимым условием успешного освоения программного материала является компетентность, информированность родителей. С этой целью:в уголке для родителей оформлена рубрика "Давайте фантазировать", где освещается тематика недели, предлагаются варианты игр с детьми;проводятся занятия с родителями, на которых они практически знакомятся со спецификой программы;приглашаются родители на открытые занятия;организовываются выставки.ВыводОсновной задачей, которую ставит перед собой педагог, является обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисково-исследовательскую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Кроме того, использование в работе методов и приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным. Сейчас можно с уверенностью сказать, что мир детства в нашей группе получился насыщенным, интересным, плодотворным и немножечко «взрослым». Главный вывод моей работы в том, что каждый ребенок принимает участие во всех проводимых делах, нет отстраненных детей, и всё им не в тягость, а очень интересно. В результате использования в работе методов ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности, у детей возникло положительное эмоциональное отношение к исследованию, возросла познавательная активность и интерес; они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию, обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений.Заключение "Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом", - так утверждает ученый Л. Несмеянов.Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешнее адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. Использование технологии ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности дошкольников работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.Таким образом, можно отметить, что от того, как ребенок научиться ориентироваться в современном мире будет зависеть его дальнейшая социализация, так как обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Всему этому дошкольник может научиться благодаря правильно построенной исследовательской деятельности, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.Из всего вышесказанного я могу сделать вывод: методы ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности дошкольников способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.Методику ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности дошкольников можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.В результате использования технологии ТРИЗ в поисково – исследовательской деятельности выделяются следующие положительные стороны:- Формируется диалектика и логика; способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.- Способствуется развитие наглядно-образного, причинного мышления, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.Список использованной литературыАльтшуллер Г. С. «Как научиться изобретать». - Тамбов: Тамбовское кн. изд-во. - 1961;Альтшуллер Г. С. «Основы изобретательства» - Воронеж: Центрально-Черноземное изд-во. - 1964;Альтшуллер Г.С. «Творчество как точная наука» - М.: Советское радио, 1979;Емельянова, Е. «Исследовательская деятельность детей» / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.Паршукова, И. Л. «Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду» / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, № 1.Савенков А. И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.Использованные Интернет-ресурсы1.