Летние Логопедические игры на прогулке
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Летние Логопедические игры на прогулке
Автор: Мясоедова Галина Григорьевна
Летние Логопедические игры на прогулке
Лето – удивительная и благоприятная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать.�Именно в это период они много времени проводят на свежем воздухе. Пребывание дошкольников на прогулке в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что – то новое, был наполнен интересным содержанием и те знания, что в течение учебного года давались детям воспитателями, учителем – логопедом не растерялись вовремя летнее – оздоровительного периода. Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, очень важно закрепление ранее изученного материала. И поэтому летний период как нельзя лучше подходит для достижения этой цели, совмещая мероприятия развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.
Вспомните, как загораются у малышей глаза, когда вы говорите: �А сейчас мы поиграем в интересную игру!�. Игра для детей - это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие внимания.
Свободное общение в играх позволит детям с речевыми нарушениями совершенствовать и закреплять навыки, полученные в процессе образовательной деятельности за год.
Гуляя, остановитесь возле клумбы, полюбуйтесь цветами, растущими на ней, окружающими вас деревьями, домами, обратите внимание на небо, подберите эпитеты к нему. Предложите своим маленьким спутникам обратить внимание, например, на птицу и рассказать о ней как можно больше интересного: какие у неё перья, какой формы у неё хвост, голова, какой у неё характер, что ей нравится, есть и т.д. Так вы побуждаете малыша называть самые интересные признаки предметов, помогая этим развитию связной речи. В дальнейшем передайте инициативу в выборе описываемого предмета или явления ребёнку.
Развитие речевого слуха
�Улавливай шепот�
Цель:�развивать остроту слуха.
Описание игры:
Вариант 1.�Играющий разбиваются на две группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и внятным, четким шепотом отдает команды (�Руки вверх�, �Руки в стороны� �Кругом� и другие, более сложные. Постепенно отходя все дальше, ведущий делает все менее уловимым и усложняет команды.Вариант 2.�Все дети стоят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
�Кто летит (бежит, идет, прыгает)?�
Цель:�накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.Описание игры:�в начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.Все дети стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: �Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д. а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит. Тогда руки поднимать нельзя� в конце игры педагог называет самых внимательных.�Угадай, чей голосок�
Цель:�определить товарища по голосу. Развитие координации движений.Описание игры:�Дети стоят по кругу, водящий (по назначению педагога) в центре круга с закрытыми глазами. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу �Бегите в круг!� дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:
Мы немного порезвились,По местам все разместились,Ты загадку отгадай,Кто тебя позвал, узнай!Игра повторяется несколько раз.�Сыщики�Цель:�развитие фонематического слуха и восприятия, нахождение заданного звука, среди других.
Описание игры:�педагог предлагает детям стать сыщиками. Их задача состоит в том, что они должны будут найти нужный звук среди других звуков. Для этого нужно будет закрыть глаза и внимательно слушать звуки. Как только они услышат нужный звук, нужно хлопнуть в ладошки.Если ребенок ошибся, он выбывает из игры. В конце определяется самый лучший сыщик.
�Волшебное зеркало�
Цель:�развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.Описание игры:�дети стоят по кругу. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри!Все за нами повтори!Встану я перед тобой,Повторяй-ка ты за мной!
Водящий произносит любую фразу, сопровождая какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить движение и фразу. Если ребенок ошибся, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнит все без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.
Развитие голоса
�Эхо�Цель:�развитие силы голоса и речевого дыхания.Описание игры:�дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т.д.�Звенит – жужжит�
Цель:�Развитие фонематического слуха и восприятия.Описание игры:�Называются слова со звуками (З) или (Ж). Если дети услышат звук (З) в словах, дети говорят �звенит�, а если звук (Ж), дети говорят �жужжит�.Игра �Цветы и пчелки�
Цель:�Автоматизация звука з.
Узнать больше
Описание игры:�Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: в-з-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.
Игры с мелками
�Найди звук в слове�
Цель:�Развитие фонематического восприятия.
Описание игры:�Потребуются цветные мелки для рисования. На асфальте рисуются домики для звуков. Произносится слово с заданным звуком. Определяется местоположение звука в слове: в начале, в середине или в конце Вопрос: �В каком домике живет звук?� Рисуется окошечко в определенном домике, определенного цвета.
�Найди свой дом�
Цель:�Закреплять знания о домашних и диких животных. Активизировать словарь (глаголы, прилагательные). Развивать мелкую моторику рук.Описание игры:�На асфальт нанесены символические изображения елки и дома.Педагог предлагает вспомнить домашних и диких животных, рассказать, где они живут, какую пользу приносят. Сообщает, что животные не могут найти свой дом, и предлагает нарисовать диких животных в лесу – в деревне (под символом �дом�).Выставляется наборное полотно картинки с изображением частей тела животных и задает вопрос: �Чьи части тела вы узнали?� (При ответе дети используют притяжательные прилагательные: лисий хвост, медвежье ухо, коровье копыто и т. д.)
�Один – много�
Цель:�Упражнять в образовании имен существительных родительного падежа множественного числа. Развивать мелкую моторику рук. (Потребуется наборное полотно)
Описание игры:�Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением фруктов (одного или нескольких). Предлагает назвать, каких фруктов много (апельсинов, яблок, лимонов, мандаринов), и нарисовать их на асфальте.
�Повтори штриховку�
Цель:�Закреплять знание геометрических фигур. Развивать навыки пространственной ориентировки, мелкую моторику рук.
Описание игры:�Детям раздают заштрихованные геометрические фигуры. Такие же фигуры, но не заштрихованные изображены на асфальте.Педагог описывает геометрическую фигуру. Ребенок, имеющий такую же фигуру подходит к такой же, нарисованной на асфальте и, заштриховывает ее.
Игры с мячом
Очень полезны для развития детей с нарушениями речи игры с мячом. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, нормализует.Трудно переоценить роль мяча в физическом развитии детей. Прогулка - очень удачное место как для индивидуальных игр с мячом, так и для коллективных: ничто не стесняет движений, отсутствует боязнь что-то разбить или кого-то толкнуть. Цель этих игр определяет педагог.Активизирует словарь детей, развивает фонематические представления игра �Звуковая цепочка�. Первое слово говорит педагог и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового.В игре �Слог да слог - и будет слово� закрепляется умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.Игра �Внимательный малыш�
Цель:�развитие мышления и фонетических процессов.
Описание игры:�В игре должны принять участие все, кто находится в кругу.Взрослый:�ребята сейчас я буду бросать вам мяч, и называть предметы. Если я назову живой предмет, вы стукните мячом по полу, если неживой подбросите вверх и передадите соседу.
Игра �Закончи рифмовку�
Цель:�развитие фонематических процессов.
Описание игры:�Взрослый произносит рифмовку, поочередно бросает мяч детям и просит придумать соответствующее завершение рифме.
Пример рифмовок:Ша-ша-ша-в кастрюле варится … ЛАПШАРо-ро-ро под землей везет… МЕТРООл-Ол-Ол на кухне деревянный… СТОЛСо –со-со у машины круглое ….КОЛЕСОЗа - за –за у меня два ….ГЛАЗАЦо-цо-цо снесла курица ……ЯЙЦОЖи-жи- жи- в лесу колючие….ЕЖИ и.т.д.
Игра �Попробуй, отгадай!�
Цель:�развитие фонематических процессов.
Описание игры:�Взрослый произносит слова и просит детей передавать мяч по кругу, но если в словах будет звук р, то детям нужно бросить мяч обратно.Есть и универсальная игра �Мяч бросай и животных называй�. Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. Игра с перебрасыванием мяча �Что происходит в природе� проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)
Таких игр с мячом можно придумать множество. Они оживляют коррекционную работу, вызывают интерес у детей.
В летнее время в жизни дошкольников большое место занимают игры с природным материалом: песком, мелкими камешками.
Помимо огромного удовольствия, которое доставляют ребятам эти игры, они способствуют развитию мелкой моторики, фантазии, конструктивных способностей.Природный материал можно эффективно и вместе с тем непринужденно использовать в коррекционной работе.
Игры с песком
Игра �Волшебные отпечатки на песке�
Цель:�Знакомство со свойствами песка, развитие координации движенийОписание игры:�Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, птички и т. д.
Игра �Угадай, что спрятано в песке�
Цель:�Развитие умения представлять предметы по их словесному описаниюОписание игры:�Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием �Чего на свете не бывает�. После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
Игра �Строители на сказочном острове�
Цель:�Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.
Описание игры:�Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.
В океане остров был чудесный,Никому доселе не известный.Замки, башни и дворцыВозвели строители-творцы.Но черные тучи вдруг набежали,Солнце закрыли, ветер позвали.Жители спрятаться только успели,Огонь, ураган и дождь налетели.Разрушено все: только камни одни.Вот что осталось от этой страны.Теперь не существует дивной красоты.Остались лишь одни мечты,На этом письмо прерывается.
Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?2. Что это был за человек?
Взрослый.�Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем �Крибле-крабле-бумс� и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!
Игра �Ковер-самолет для принцессы�
Цель:�Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах).Описание игры:
Взрослый рассказывает сказку:В сказочном царстве принцесса жила,Очень красива, добра и мила.Вдруг прилетел огнедышащий змей,Чтоб на принцессе жениться скорейИ унести в мир страха и тьмы,Сделать царицей змеиной страны.Нам надо принцессу от змея спасти,В заморские страны ее увезти.Построим, ребята, ковер-самолетНашу принцессу он точно спасет.
Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.
После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:1. Найди и покажи самый маленький круг.2. Найди и покажи самый большой квадрат.3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.Определенные возможности открываются для обучения детей грамоте, для закрепления навыков написания букв и слов: рисование палочкой по песку, выкладывание букв камешками, лепка их из мокрого песка.Игры на прогулке могут быть самыми разнообразными и наполненными увлекательным и полезным содержанием. Так педагоги могут проводить время с детьми интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.