интегрированное логопедическое занятие
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: интегрированное логопедическое занятие
Автор: Михайлова Екатерина Павловна
Интегрированное логопедическое занятие в старшей группе«Приметы весны»Цель: формирование познавательной и речевой активности, посредством игровой технологии сторителлинг (развитие связной речи).ЗАДАЧИ:-продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью жестов, мимики; работать над формированием правильной, четкой речи, над произношением;-формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.-развивать артикуляционную моторику.-упражнять в образовании однокоренных слов.-обогащать знания детей о весенних изменениях в природе, жизни человека.-развивать творческую самостоятельность; эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.Форма проведения: подгруппа 15 человек.Методы: игра, логические рассуждения, рассматривание, объяснение, указания, поощрение, активизация словаря.г.НелидовоТверской обл.Письмо: «Здравствуйте ребята, знаю, что вы меня очень ждете, но случилось беда, злая Зима не пускает меня никуда, спрятала весеннее солнце за снежинками и тучами. (дети подходят к мольберту, на нем солнце закрытое снежинками) Станьте моими помощниками, помогите, найти солнечные зайчики, чтобы они помогли мне побороть зиму, растопить снег и лед. Найти солнечных зайчиков не сложно, нужно отгадать загадки и тогда вы узнаете, где они». Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Весна »Психогимнастика- Давайте представим, что все мы – первые весенние листочки. Все мы разные по форме, выросли на разных деревьях. А также у весенних листочков может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции весенних листочков.- Некоторые листочки радуются весне. Давайте изобразим веселье и радость!- А другие смеются, глядя, как играют солнечные зайчики.- Кто-то грустит, когда идет дождик. Давайте изобразим грусть.- А кто-то сердится на ветер, который сильно дует и может оторвать его с родной ветки.- Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление.- Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции весенних листочков.Ход I. Мотивационно-побудительный:Станем рядышком, по кругу,Скажем "Здравствуйте!" друг другу.Нам здороваться ни лень:Всем "Привет!" и "Добрый день!";Если каждый улыбнётся –Утро доброе начнётся.– ДОБРОЕ УТРО! Логопед:-Дети! Сегодня к нам пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы! Давайте улыбнемся друг другу и покажем, что у нас хорошее настроение.-Скажем нашим гостям доброе утро.-Я вам предлагаю поздороваться и с нашими ладошками.II. Основная часть.Я по дорожке утром шла И волшебный сундучок с письмом нашла!- Письмо, давайте его прочитаем, ведь письмо адресовано нам.- Письмо это от Весны, она хотела прийти к нам в гости, но попала в беду вот, что она пишет: «Здравствуйте ребята, знаю, что вы меня очень ждете, но случилось беда, злая Зима не пускает меня никуда, спрятала весеннее солнце за снежинками и тучами. (Дети подходят к мольберту, на нем солнце закрытое снежинками) Станьте моими помощниками, помогите, найти солнечные зайчики, чтобы они помогли мне побороть зиму, растопить снег и лед. Найти солнечных зайчиков не сложно, нужно отгадать загадки и тогда вы узнаете, где они». Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Весна»- Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке?-Поможем Весне?Дети: да, поможем! Прежде, чем отправится в путь на спасение весны, нужно вспомнить правила:Каждый день всегда, везде,На занятиях в игре,Громко, четко, говорим,Никуда мы не спешим.Если хочешь ответить, не шуми,Только руку подними.-Что готовы?-Ну тогда начнем наш путь.А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый солнечный зайчик. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:Есть в комнате портрет,Во всём на вас похожий.Засмейтесь – и в ответОн засмеётся тоже.Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Логопед вынимает солнечного зайчика из-за зеркала)Задание №1-Так читаем, выполнить артикуляционную гимнастику«Артикуляционная гимнастика» (бионергопластика)Артикуляционная гимнастика «Весенняя прогулка Язычка в лес»Ранним весенним утром выглянул Язычок в окошко: широкий язык на нижней губе;Посмотрел на право, на лево, вверх, вниз: движение языка вправо-влево, вверх-вниз;Улыбнулся солнышку: упр. «Улыбочка»;И поскакал по тропинке в лес: Упр. «Лошадка»;В лесу пели птицы: «Ку-ку; ку-ку», - куковала кукушка (звукоподражание).(На полянке появляется кукушка и размещается на полянке, затем по содержанию артикуляционной гимнастики дополняется полянка другими персонажами)«Д-д-д»,- стучал дятел по дереву.«Цу-цу-цу»- галдели грачи, строя гнёзда.«Ац-ац-ац» - отвечали им скворцы.Заслушался язычок - упр. «Лопатка».«СССССС……»-зашумел ручеёк.«Динь-динь»- проснулись подснежники.«ЖЖЖЖ….»- выползли маленькие жучки.«ЫЫЫЫ….»-раздался радостный рёв и из берлоги вылез медведь.«Фр-Фр-Фр»- зашуршал лапками ёжик.Вдохнул глубоко ёжик чистого весеннего воздуха, выдохнул:«Ах, как хорошо!»-Молодцы справились с заданием. Теперь идем к мольберту и убираем одну снежинку.- Слушайте следующую подсказку, где искать солнечного зайчика.Не куст, а с листочками,Не человек, а разговаривает,Не рубашка, а сшита.Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет,Звонче птичьи голоса.Значит, к нам пришла (весна)… Дети: Книга!- Солнечного зайчика будем искать там, где у нас в группе книги!Задание №2Упражнение «Собери картинку»Дети выполняют задание и комментируют свои действия.Дети:-у меня солнышко, оно греет.У меня сосулька, она тает.У меня лёд, он тает.У меня снег, он тает.У меня ручей, он бежит.У меня перелётные птицы, они возвращаются.Логопед. В какое время года такое бывает?Дети. Весной Логопед. Молодцы, выполнили первое задание.Логопед. Послушайте загадку:Мишка вылез из берлоги,Грязь и лужи на дороге, в небе жаворонка трель- в гости к нам пришёл…(апрель)-Назовите приметы весны? (тает снег, появляются проталины, солнце светит ярче, появляются сосульки, начинается капель, прилетают перелетные птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы - первоцветы).-Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).-Молодцы справились с заданием(логопед убирает еще одну снежинку)Аудиозапись «Звуки весны» Э.ГригИгра: «Песенки Весны».За ширмой Весна издаёт звуки, которые дети угадывают. Например:Шум ручья- переливают воду из ёмкостей;Дятел- стук молоточка;Звон колокольчика – тает сосулька, весенний дождь;Игра на свистульке - пение птиц.Весна хвалит детей и предлагает пройти к весенней полянке. (На доске, мольберте зелёная полянка.)Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка. Вот только она пустая, безжизненная. Давайте мы сами оживим нашу весеннюю полянку. А поможет нам в этом наш дружок Язычок.Фонопедическое упражнениеЛ. Вспомним, как весну мы ждали-зиму всю мели метели.Хором. У-У-У-у… плавно поднимать руки вверхЛ. – клёны, липы поседели.Хором. Ф-ф-ф… (опустить руки вниз)Л. – а весной повеселелиХором – с-с-с-с… (сжатые кулаки руки отвести в стороны, слегка прогнуться назад)Л. – птицы с юга прилетели – Хором. - пс- пс- пс…… (толкающие движения руками вниз перед собой)Л. – ветки лапками согрели!Хором. Пах –пах – пах….. (похлопать ладонями по плечам, руки сложить крест-накрест перед собой).Задание №3Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее.Воробей погоде рад- заглянул к нам месяц ...(март)Упражнение «Подбери признаки» (например, с прищепками)Дети встают в круг. Логопед показывает кубик с изображением весны.Логопед. На каждой стороне кубика изображены признаки весны. Подберите слова к картинкам, которые отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».- Солнце (какое?) - …(теплое, желтое, яркое….)-Сосульки (какие?) – (холодные, прозрачные, длинные ….)- Снег (какой?) - …(тёмный, мокрый, холодный…) - Ручьи (какие?) – (звонкие, быстрые…)- Птицы (какие?) – ( перелётные, радостные, звонкие…)- Медведь весной (какой?) – (голодный, худой…).Молодцы, правильно подобрали слова. Когда это бывает?Дети. Весной (логопед убирает еще снежинку)ФизкультминуткаФизкультминутка «Капля»( музыкально-ритмическое упражнение «Танец капелек» - муз. и сл. А.Ярановой)Дыхательное упражнение про одуванчикиДыхательное упражнение «Одуванчик»Дует-дует мальчик,На белый одуванчик.Дети делают вдох через нос и долгий выдох.Дует всё сильнее И будет здоровее.Имитируют сдувание семян одуванчика.Задание №4Зеленеет даль полейЗапевает соловей.В белый цвет оделся сад,Пчёлы первые летят.Гром грохочет. Угадай,Что за месяц это? …(май)Логопед. Посмотрите, вот ещё один кубик. На нем тоже изображены признаки (приметы) весны. Подберите слова-действия к картинкам, которые отвечают на вопросы: «Что делает?», «Что делают?». (с мячиком – передавать друг другу)-Солнце (что делает?) - …(светит, греет….)-Сосульки (что делают?) - ….(тают, капают…..)- Снег (что делает?) - ….(темнеет, тает….)- Ручьи (что делают?) - …..(бегут, журчат…)- Птицы (что делают?) - …(поют, возвращаются…)- Медведи (что делают?) - …..(просыпаются, вылезают….).Молодцы, правильные подобрали слова. Когда это бывает?Дети. Весной.Логопед убирает еще одну снежинку.А сейчас я предлагаю поиграть с мячом.Задание №5Логопед: Вот и последний солнечный зайчик нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:Бьют его, а он не плачет,Только выше, выше скачет!Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят солнечный зайчик, выполняют задание)Игра «Семейка слов»Логопед. Сегодня мы образуем семейку от слова «весна». Вовремя нужно передавать мяч друг другу.-Как называют клюкву, которую собирают весной?- ВеснянкаЛ. – Что появляется на носу и щеках весной?- Веснушки.Л. – о каких цветах мы говорим весной (сегодня)? - О весенних.Л. – Какую песенку поют скворцы?- Весеннюю.Л. – Какое солнышко светит весной?- Весеннее.Л.- А ветерок?- Весенний.Л. Молодцы. Давайте повторим эти слова.Дети. Весна, веснянка, веснушки, о весенних, весеннюю, весеннее, весенний.Логопед убирает еще одну снежинку.Задание №6Рассказ по мнемодорожке- А сейчас расскажите о весне по схеме. Про какое время года вы будете говорить?Дети. Про весну.Л. Начинаем рассказывать со слова «весной».Дети составляют предложения по мнемодорожкам: «Весной солнце светит и греет», «Весной снег темнеет и тает», «Весной сосульки тают и капают», «Весной бегут, журчат ручьи», Весной прилетают перелётные птицы», «Весной просыпаются медведи».Молодцы! И это задание вы выполнили. А сейчас по очереди составьте рассказ о весне.Дети выполняют задание.-Ну а теперь пришла пора открыть сундучок, который нам прислала весна с письмом и посмотреть, какой сюрприз она нам приготовила.-А чтобы открыть наш волшебный сундучок надо сказать волшебные слова.-Повторяйте за мной (дети повторяют за логопедом чистоговорку - стих) Пальчиковая игра «Солнышко»СолнышкоСолнышко, солнышкоПогуляй у речки(шевелят пальцами обеих рук)Солнышко, солнышко,Разбросай колечки.(быстро сжимают и разжимают кулаки)Мы колечки соберем,Золоченые возьмем.(делают хватательные движения щепотью)Покатаем, поваляем(круговыми движениями трут ладонь о ладонь)И назад тебе вернем.(поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)Рефлексия «Дерево в цвету»-Весна говорит вам спасибо за ваши старания и предлагает вам волшебные кубы бесконечности с весенними картинками. Будете играть и приметы весны запоминать.«Ребята, спасибо за помощь, благодаря вам природа проснулась ото сна. И я, Весна, вступила в свои права!За то, что вы мне помогали, я оставляю вам в подарок мое весеннее настроение, а мне пора идти наряжать деревья в весенние наряды.До свидания!»11. Итог-Ребята, вам понравилось быть помощниками весны?-Что больше всего понравилось? (мне понравилось ….)-Что для вас было самым трудным? (мне было трудно…)-Какое задание было самым интересным? (мне было интересно….)-Мне тоже у вас очень понравилось, как вы выполняли задания.-Теперь я вам предлагаю выбрать цветок, который соответствует вашему настроению сейчас. Дети подходят к столу и выбирают цветок – раскрашивают соответствующим цветом и приклеивают на деревце, закрыв лепестки. Затем опрыскивают его – и лепестки раскрываются.Весна - логопед: Вот посмотрите какое чудесное деревце у нас получилось.Давайте по порядку расскажем, что же произошло весной?Дети: Весной прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы….Распускаются первоцветы: подснежники, вереск, мать-и-мачеха….Выползают насекомые: мухи, жуки….Просыпаются животные: медведи, ежи…Задание -Я предлагаю вам выбрать одну весеннюю картинку, и сказать что на ней изображено.( дети подходят к столу и выбирают одну картинку)Дети: солнышко, сосулька, подснежник, грач, ручей и т.д.-Молодцы!-А теперь еще раз сказать что изображено у вас на картинки и разделить это слово на слоги. Прохлопайте слово.Дидактическая игра «Раздели на слоги»1-й ребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.4-й ребенок. Грач. Один слог.5-й ребенок Ру-чей. Два слога6-й ребенок Скво-реч-ник. Три слога и т.д.-Молодцы! Выполнили задание. (Убираем снежинку с солнца)