Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности.
Автор: Васильева Ксения Петровна

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности.Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.Развивающие:- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.- Закреплять умение выполнять математические вычисления.- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.Воспитательные:- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.Форма работы: подгрупповая.Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.Планируемый результат:Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это количество денег, которое надо отдать.Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.Словарная работа: экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты).Предварительная работа: Сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.Ход занятия1. ПриветствиеВоспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?Ответы детейВоспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, какое у вас сегодня настроение?Ответы детейВоспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.Как хорошо на свете жить! (руки вверх)Как хорошо уметь дружить! (обнимаются)Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки)Как хорошо, что есть и я! (обнимают себя)- Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, в группе меня ждала вот эта вот посылка и письмо. А письмо это из страны «Экономика». Давайте прочитаем, кто же нам прислал письмо. Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Буратино из страны Экономики. Дорогие ребята, тут такое дело: я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности», но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться! Если поможете мне выполнить все задания правильно, вас ждёт сюрприз от меня. Но сюрприз этот будет необычный он спрятан в сейф, но он закрыт нужно узнать код. За каждое выполненное задание на вашем волшебном экране будет появляться число кода».- О чём просит нас Буратино? - Правильно! Нужно помочь буратино выполнить задания. Ну что , поможем буратино? Если выполним все задания правильно, вас ждёт сюрприз. Как Вы думаете, справимся? Но перед тем, как начать выполнять задания, давайте повторим, как мы будем вести себя на занятии:На занятиях старайся,Будь спокоен, не кривляйся,На вопросы отвечай.Слушай, не перебивай.Говори всё чётко, внятно,Чтобы было всё понятно.Если хочешь отвечать,Нужно руку поднимать.Воспитатель; Ребята вы знаете, что такое Экономика? — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.- А что значит быть экономным? (Ответы детей).2. Основная часть.Воспитатель демонстрирует копилку.Воспитатель:- Ребята, что это такое?- Для чего нужна копилка?- Правильно, чтобы копить деньги. Речевая игра «Для чего нам нужны деньгиВоспитатель: поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.Ответы детей Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?Ответы детейВоспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?Ответы детейВоспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?Ответы детейВоспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье?Ответы детейВоспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?Воспитатель обобщает ответы детей. Взрослые дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет). Когда вы станете взрослыми. Вы тоже будете зарабатывать деньги на работе. Дидактическая игра «Расходы и доходы семьи».Воспитатель: А сейчас мы свами выполним первое задания для нас от Буратино «Доходы и расходы семьи». Будем определять доходы и расходы семейного бюджета. Ребята, а что такое расходы семьи? Правильно, расходы семьи- это, то на что семья тратит деньги.А что такое доходы семьи? Доходы семьи - это деньги которые семья зарабатывает, или получает.Посмотрите на доску, здесь у нас 2 копилки. А на столе лежат карточки с картинками, ваша задача правильно распределить, какие карточки относятся к доходам, а какие к расходам.- Молодцы, ребята смотрите на экране появилось первое число кода. Значит мы выполнили задание правильно. Давайте запишем его в карточку. Первое Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»Воспитатель: Давайте посмотрим, какое следующее задание подготовил нам Буратино. Это задача, но не простая, для её решения нам с вами понадобятся монеты. Давайте подойдём к столу. Давайте прочитаем её.Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)- Молодцы. Давайте посмотрим на экран, правильно ли мы выполнили задания. Правильно. Давайте запишем следующее число кода в карточку.Третье Практическое задание. «Найди российские деньги».Воспитатель: Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?Ответы детейВоспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?- Посмотрите сколько у нас на столе разных денег. Наше следующее задание будет определить, с какими деньгами можно идти в наши магазины.Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)- Как называются наши деньги? (Рубль).-Молодцы ребята в и с этим заданием справились, смотрите на нашем экране появилось следующее число кода. Давайте и его запишем.Физ-минутка: - А сейчас мы с вами немного отдохнём. Вставайте к кругРаз, два, покрутились, И в монетки превратились,Мы не детки, мы не детки,А весёлые монетки.Дружно катимся по кругу,Жмёмся спинками дуг к другу.Вместе скачем скок да скок.И обратно в кошелёк. Раз, два, покрутились.И в ребяток превратились. Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на стол с деньгами.Ой, почему среди денег оказалась ракушки?Ответы детейВоспитатель: Совершенно верно. Это древние деньги. Ракушки использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?Ответы детейВоспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?Ответы детейВоспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?Ответы детейВоспитатель: А может мы это проверим? Давайте пройдем в мини лабораторию. Напомните мне Правило – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Это будет наше следующее задание от Буратино. - как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.- Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента?Ответы детей
  • Эксперимент: «Что прочнее?»
  •  Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (купюра помялась, а монета не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (купюра мнётся, рвется; а монета нет.)ВЫВОДВоспитатель: Какой вывод можно сделать?Ответы детейВоспитатель: Правильно монета лучше, она прочнее. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.2. Эксперимент: «Что намокнет?»Что будем дальше? Посмотрите в карту.Ответы детейВоспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?Ответы детейВоспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?Ответы детейВоспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, что в этом эксперименте выигрывает? ВЫВОД Воспитатель: Ставим в нашу карту плюс монете.3 Эксперимент: «Что легче?»Давайте определим, что легче монета или купюра.Ответы детейВоспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?- Может, подуем?- Что происходит с монетой?- А что происходит с купюрой?- Какой вывод сделаем? Что легче?ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюс в карту.4 Эксперимент: «Что удобнее хранитьВоспитатель: Положите купюру и монеты в разные кошельки.(купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?Дети: Проверяют. Монеты звенят и создают шум, а купюры нет.ВЫВОДУдобнее хранить купюры. Ставим плюс. Воспитатель: Посмотрите в карту. Что выигрывает?Ответы детейВоспитатель: А что значит ничья?Ответы детейВоспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?Ответы детейВоспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?Ответы детейВоспитатель: Правильно! Кроме монет и купюр мы также используем карты. Посмотрите вот они. Вы могли видеть их у родителей.Воспитатель: Ребята посмотрите, на экране появилось последнее число кода от нашего сейфа. Давайте запишем его.Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что детский сад платит деньги?Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).Воспитатель: Правильно, а как это сделать?Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги).Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада.Итог. Рефлексия.Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».Воспитатель: А теперь я предлагаю открыть сейф. И посмотреть, что же там.(коробка и записка).Смотрите здесь записка и коробка. Давайте посмотрим, что же в этой маленькой коробочке. На ней написано «Здесь находится то, что дороже всех денег, которые есть у вашей семьи». Откроем её? Но в эту коробку можно смотреть только по очереди, и не рассказывать, что там находится другим. Воспитатель: А теперь прочтём записку от буратино. «Спасибо вам, ребята, я всё понял и теперь точно справлюсь со всеми заданиями, и получу звание знатока финансовой грамотности. А ваш сюрприз я спрятал в месте, где все люди делают покупки» Воспитатель: Где же спрятан наш сюрприз? Правильно, в магазине, у нас с вами в группе тоже есть магазин. Давайте посмотрим. Что же это ребята? Эта игра, для нашего магазина. Теперь мы сможем играть и дальше изучать финансовую грамотность