"Беречь,то что делает нас россиянами"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Беречь,то что делает нас россиянами"
Автор: Артомонова Людмила Анатольевна

Проект «Народная культура и традиции» в старшей группе Продолжительность проекта: среднесрочный c 10 по 21 февраля;Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.Основание для разработки проекта:Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играмистным народным творчеством.Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.Задачи проекта:- Познакомить детей с народными промыслами;- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;- Развивать навыки художественного творчества детей.Предполагаемый результат:-Расширение представлений детей об окружающем мире.-Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.-Знание правил народных игр, умение в них играть- У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.- Дошкольники знают названия различных промыслов.- Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».- Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.- Родители приняли активное участие в реализации проекта.Основные этапы:1 этап- подготовительный:• Подбор наглядно-дидактического и наглядно-демонстрационного материалов; (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;2 этап-основной:Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.Методы реализации проекта:Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:• Познавательная деятельность• Речевая деятельность• Художественно-творческая деятельность• Игровая деятельность• Работа с родителямиСоздание предметно-развивающей средыВнести и пополнить игровые зоны предметами русского быта, предметами прикладного творчества; в изо уголок трафареты и иллюстрации народных промыслов;в книжный уголок книги о народных промыслах и произведения народов России.Образовательная деятельностьПросмотр альбомов : «Голубая гжель»,«Филимоновская игрушка»,«Веселая дымка», «Русская матрешка».НОД: рисование- «Фартук»-роспись дымковских игрушек,-русская матрешка.Аппликация-голубая гжель.Лепка-Хохлома ( Украшение посуды).Самостоятельное художественное творчество:Украшение плоскостного изображения матрёшек,посуды, игрушек.Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».Физическое развитие:Русские народные подвижные игры и игры- забавы:«Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Карусель», «Каравай», «Гори, гори ясно…», «Золотые ворота», «Краски». Познание:ФЭМП «В гостях у матрешек»Окр. мир«Веселая была беседа»Развитие речи-знакомство с русскими - народными произведениями.«Русская матрёшка»,«Старинные русские обычаи»,«О русских народных промыслах»,«Устройство русской избы».Чтение художественной литературыЭ. Успенский «Матрешки»«Дымковская игрушка»«Филимоновская игрушка»«Ой, свистулечка какая…»РассказыК. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»Русский фольклор:«Ранним-рано поутру…», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка», «По дубочку постучишь».Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Крошечка Хаврошечка», «Каша из топора», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка», «Иван Царевич и серый волк».Сюжетно-ролевые игры:«Ярмарка»,«Семья»,«В русской избе».Дидактические игры:«Найди дымковскую игрушку»,«Подбери узор к посуде»,«Парные картинки»,«Декоративное домино».Театрализованные игры:Набор игрушек кукольного, плоскостного ,пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок и потешек.(драматизация русских народных сказок).Работа с родителями(Консультации)«Во что играли наши бабушки»«Народные традиции и праздники»«Народные промыслы России»«Потешки, прибаутки, колыбельная для малышей»«Сказки, рассказанные на ночь»3 этап- заключительный:Выставка творческих детских работ.НОД «Путешествие на планету творчества»(роспись филимоновской игрушки).Анализ проведённой работы:Дети стали интересоваться русским народным фольклором, с удовольствием выучили потешки, заклички; обогатили свой словарь поговорками и пословицами, выучили названия некоторой старинной одежды, посуды; слушают и рассказывают сами волшебные народные сказки свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись.Литература:1. «Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», Волчкова Н В, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.2. «Дошкольная педагогика», №3, 2006.3. «Дошкольное воспитание», №4, 20004. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 1998 г.5. Занятия с детьми 3-7 лет Народная культура и традиции. Косарева В. Н. Учитель 2014 ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Организованная образовательная деятельность6. Статья из интернета