«Логоритмика для родителей и детей»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Логоритмика для родителей и детей»
Автор: Меншина Оксана Владимировна
«Логоритмика для родителей и детей»Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности.Вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать? Или напротив, ребенку уже исполнилось четыре года, но он практически не разговаривает? Или как говорят «каша во рту»? А Вы пробовали заниматься с ним логоритмикой? Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.А давайте же узнаем, что такое ЛОГОРИТМИКА?Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.Часто родители задают вопрос: А СТОИТ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, У КОТОРОГО ПОДОБНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ ИЛИ ЕЩЕ НЕЯСНО, ПРИСУТСТВУЮТ ЛИ, ТАК КАК ОН СЛИШКОМ МАЛ?Конечно нужно, ведь на самом деле ребенок воспринимает такие занятия как игру, а какой ребенок не любит играть? Так что с одной стороны, это игровое занятие, а с другой польза, так как занятия по логоритмике помогут сформировать и развить у ребенка:ОБЩУЮ И МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие двигательных способностей, координацию движений рук и ног, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию общей и мелкой моторики.КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕЧЬЮК примеру, нужно похлопать в ладошки под строчку «Мы в ладошки хлопаем, громко-громко хлопаем…» или дотронуться лба, ушей, шеи, локотков под строчку «У жирафа пятнышки везде: на лбу, ушах, на шее, на локтях…»ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ. Ходьба и маршировка в различных направлениях знакомят ребенка с такими понятиями как вперед и назад, вверх и вниз, направо и налево, на месте.ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО И СТИХОТВОРНОГО ТЕМПА И РИТМАДвижения выполняются либо под музыку, либо под ритмичное стихотворение. Умение чувствовать музыкальный темп помогает ребенку сохранять нормальный темп речи, а чувство ритма помогает преодолеть трудности в произношении трехсложных и более длинных слов, обращая внимание ребенка на ритмическую основу слов и фраз.ДЫХАНИЕНаучить ребенка правильно распределять силу выдоха и его продолжительность очень важно. Выдувать мыльные пузыри или дуть на кораблики в тазу, наполненном водой очень весело и для малыша это увлекательная игра, а никак не специальные упражнения на развитие дыхания.АРТИКУЛЯЦИЮ, МИМИКУ И ГОЛОССамое обычное гримасничанье перед зеркалом способствует развитию подвижности челюсти, губ, языка, что в свою очередь положительно отражается на звукопроизношении. Ребенок также учится управлять своим голосом, выбирая правильную силу и высоту. «Мы поем громко, как слоник. Мы поем тихо, как мышка». Так что не ругайте ребенка, если он кривляется перед зеркаломУМЕНИЕ РАССЛАБЛЯТЬ МЫШЦЫ ТЕЛА, РЕЛАКСАЦИЮКак правило, в конце занятия делается упражнение на расслабление под спокойную музыку. Также малышам предлагаются упражнения, развивающие умение напрягать и расслаблять определенные мышцы тела без изменения их положения в пространстве, тем самым формируется умение осознанно управлять своим телом.ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХОт того насколько правильно ребенок различает на слух звуки речи, зависит насколько правильно он сможет их воспроизводить, другими словами, правильно слышит – хорошо говорит.СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ Так как определенные движения нужно выполнять под определенную строчку, то ребенок учится сосредотачиваться и запоминать последовательность, распределять свое внимание между разными видами деятельности. К примеру, «Идет, поднимаясь наверх, идет, возвращаясь назад, и просто на месте она идет…» В целом, логоритмические упражнения задействуют как слуховое внимание и память, так и моторное, и зрительное.ТВОРЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕГероев, которых малыш изображает в каждом из упражнений, ему нужно вообразить и изобразить. А это уж точно развивает творческую фантазию и воображение.РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАСРебенок знакомится с большим количеством новых слов и понятий через песенки и стихи, задействованные в занятиях.С КАКОГО ВОЗРАСТА НУЖНО ПРОВОДИТЬ ТАКИЕ ЗАНЯТИЯ?Чем раньше, тем лучше. Безусловно, для совсем крошек подобные занятия будут скорее пассивные, как и пестушки, так как произносить или пропевать текст и выполнять движения вместе с малышом будет мама. Хотя, наиболее оптимальный возраст для занятий – 2,5 – 3 года, когда ребенок может выполнять движения и петь самостоятельно.МОЖНО ЛИ ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ ДОМА ИЛИ ИХ ПРАВИЛЬНО МОЖЕТ ПРОВЕСТИ ТОЛЬКО ЛОГОПЕД-ДЕФЕКТОЛОГ?Конечно, можно и даже нужно проводить такие занятия дома. Ведь если пойти в центр по раннему развитию детей нет возможности или времени, то лучше в меру своих способностей заниматься с ребенком, чем не заниматься вовсе. Безусловно, в центре малыш сможет начать общаться и взаимодействовать с другими детками, так как на занятиях по логоритмике есть много коммуникативных игр, песен, упражнений, вовлекающих детей в общение друг с другом. К тому же, почти все детки более дисциплинированны со сторонним человеком, а в группе занимаются куда более охотно. Хотя, если доверия и расположения малыша стороннему человеку завоевать трудно, то он может и вовсе отказаться участвовать в занятиях, и тогда заниматься с таким ребенком лучше все же дома. Не отчаивайтесь, если у Вас что-то не получилось с первого раза. Запаситесь терпением, преподносите малышу это как игру, и результат обязательно Вас порадует.Пример логоритмических упражнений для вашего ребенка:ИГРАЕМ ДОМА1. Жа-жа-жа мы нашли в лесу ежа (слегка касаясь пальчиками, провести по лбу 7 раз).Жу-жу-жу подошли мы к ежу (провести по щекам 7 раз).Ужа-ужа-ужа впереди большая лужа (растереть лоб ладонями).Кок-кок-кок-надень на ноги сапожок.2. Мышка мыла, мыла лапку (одной мыть другую).Каждый пальчик по порядку (указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки).Вот намылила большой (всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки «намыливать большие пальцы).Сполоснув потом водой.Не забыла про указку, смыв с него и грязь и краску (то же с указательным пальцем).Средний мылила усердно (то же со средними).Самый грязный был наверно.Безымянный терла пастой (то же с безымянными).А мизинчик быстро мыла (быстро и осторожно «намыливать» мизинцем).Очень он боялся мыла.3.- Здравствуй, мой любимый мячик, скажет утром каждый пальчик.- Крепко мячик обнимаем, никуда не отпускаем.Только брату отдаёт, брат у брата мяч берёт.- Два козлёнка мяч бодали и другим козлятам дали.- Вверх подброшу мяч рукойТочно-точно над собой,На лету схвачу руками,Подтяну к груди локтями.- Я бегу, а мячик мойРядом скачет под рукой.От ладошки не уйдёт,Звонко песенку споёт.- Поскакали по тропинкеПрыг-скок, прыг-скок.У ребят прямые спинки,Прыг-скок, прыг-скок.Прыгаем как мячики, девочки и мальчики,А теперь шагаем вместеНа одном и том же месте.Дорогие родители! Уделите ребенку совсем не много своего времени, занимаясь с ним логоритмикой и вы увидите результат! Желаю успехов!