Программа по приобщению детей к истокам русского народного искусства
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по приобщению детей к истокам русского народного искусства
Автор: Карташова Ольга Васильевна
МДОУ №73.г.Сергиев Посад Программа по приобщению детей к истокам русского народного искусства«В русской избе» Воспитатель 1 квалификационной категории Карташова О.В2017г. Пояснительная записка«Через красивое к человечному - такова закономерность воспитания » В. А. Сухомлинский. В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная рабочая программа «Истоки» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.Программа рассчитана на детей с 4 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. .Новизна Программа состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому педагоги поставили перед собой цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.Целью данной программы является: ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.Задачи:- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;- Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;- Приобщение к эстетической культуре;- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;- Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;- Обогащать словарный запас детей.Направления:1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа. 2.Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов. 3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий. Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:- Беседы;- Занятия на основе метода интеграции;- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов; - Экскурсии;- Дидактические игры;- Экспериментирование с различными художественными материалами;- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;- Использование народных игр, в том числе хороводов. В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); Предполагаемый результат:- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;- Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.Методы оценки результативности программы:- Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);- Результаты продуктивной деятельности детей.Индивидуальная работа, для того чтобы:- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. --- - Учитывая индивидуальные способности детей.- Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности. Работа с родителями. Используются разнообразные формы работы:- Индивидуальные консультации по русской народной культуре;- Беседы;- Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству; Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам Тематический план работы в группе Младший возраст Средняя группа Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Старшая группа Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Подготовительная к школе группа Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май