Конспект открытого занятия по теории музыки "Мир музыки Л.В.Бетховена"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого занятия по теории музыки "Мир музыки Л.В.Бетховена"
Автор: Гусева Ульяна Сергеевна

План-конспект учебного занятия по изучению нового материалаФ.И.О. Педагога: Гусева Ульяна СергеевнаДетское объединение: Оркестр русских народных инструментов «Волжские узоры»Дополнительная общеразвивающая программа: «Звучите, русских струн напевы»Уровень программы: базоваяГруппа, год обучения, возраст учащихся: Группа №3, 3 год обучения, возраст 9-12 летТема занятия: «Мир музыки Бетховена»Дата и место проведения занятия: 10 декабря 2024 г., кабинет №20Тип занятия: занятие по изучению нового материала (новой темы)Планируемые результаты:-учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством Л.В.Бетховена;-закрепят навыки сольфеджирования;-научатся определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений.Оборудование: ноутбук, проектор, экран, проигрыватель пластинок, магнитная доскаЦель занятия: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.Задачи занятия:Предметные:- познакомить учащихся с героической судьбой композитора;- развивать навыки сольфеджирования в процессе разучивания песни.Метапредметные:- расширять словарный багаж эмоцилонально-образных определений для формирования эмоционального интеллекта. Личностные:- формировать духовно-нравственные качества учащихся, такие как стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие и отзывчивость на примере жизни и творчества композитора.Ход занятия:Организационный момент (приветствие, проверка посещения)1. Этап мотивации и самоопределения учащихся к деятельности. Определение темы и цели занятия.Цель этапа:- создать благоприятный психологический климат для поведения занятия;- организовать детей на начало занятия, заинтересовать, увлечь их предстоящей работой.Педагог: Здравствуйте, ребята и гости нашего открытого занятия по теории музыки. Сегодня мы продолжаем знакомство со знаменитыми зарубежными композиторами и их творчеством. Ребята, а давайте с вами вспомним, каких композиторов мы уже прошли в этом учебном году? Посмотрите на портеры и назовите композиторов (слайд 1-3)Дети: Иоганн Себастьян Бах, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт.Педагог: Совершенно верно, молодцы. Для музыканта очень важно быть знакомым с такими важнейшими в истории музыки композиторами и их музыкальным наследием. Изучая их музыку и биографию, вы расширяете кругозор, начинаете понимать формы музыкальных произведений и лучше ориентируетесь в стилях и направлениях музыки. Сегодня нам предстоит познакомится с жизнью и творчеством композитора Людвига ван Бетховена. Запишите тему в тетрадь 2. Этап актуализации знаний и способов деятельности учащихся, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела образовательной программы.Показ презентации Педагог:Слайд 1,2. Людвиг Бетховен – великий немецкий композитор, дирижёр и пианист.Слайд 3:Людвиг Бетховен родился в городе Бонн (немецкий город) 16 декабря 1770г. Его отец – певец, учил мальчика играть на различных музыкальных инструментах. Он был очень суров к сыну, хотел воспитать из него музыкального гения.Слайд 4:В 1780 г. в Бонн приехал органист и композитор Христиан Готлиб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Будучи одним из самых образованных музыкантов своей эпохи, Нефе познакомил Бетховена с творениями Баха и Генделя, воспитывал в нем глубокое уважение к родной немецкой культуре.Слайд 5:Нефе стал первым издателем 12-летнего композитора, опубликовав одно из ранних его произведений – фортепианные вариации на тему марша Дресслера (1782г.).Слайд 6:В 17 лет Людвиг посетил Вену, чтоб учиться у Моцарта. Но занятия не состоялись, т.к. у него заболела мать. После смерти матери семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве скрипача.Слайд 7:В юности молодой композитор уезжает в Австрию, в город Вена. В Вене Бетховен далеко не сразу получил известность, как композитор, несмотря на то, что он много времени уделял именно занятиям композицией. Но со временем он приобретает славу пианиста - виртуозаСлайд 8:Слушатели были поражены его игрой. На их взгляд она была подобна извержению вулкана.Слайд 9:В Австрии Людвиг Бетховен встречается с музыкальным гением Вольфгангом Амадеем Моцартомослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!»Слайд 10:Вскоре случилась беда. В возрасте 27 лет композитор стал постепенно терять слух, и в течение 10 лет он полностью оглох.Слайд 11:Это один из тяжелейших периодов жизни композитора… он не хотел житьСлайд 12:Но Бетховен был очень сильным и мужественным человеком. Он решил противостоять судьбе и помогла ему в этом МУЗЫКАСлайд 13:Одно из известных произведений Бетховена имфония №5. Композитор назвал её «Судьба стучится в двери» В в этом произведении Бетховен рассказывает о своей борьбе с жизненными трудностями. (Слушание отрывка)Педагог:Давайте вспомним, что такое симфония?Дети: Симфония — это большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.Педагог: Правильно, и состоит симфония, как правило из 4 частей и по продолжительности может быть от 20 минут до часа. А Бетховен написал всего 9 симфоний.Слайд 15:Людвиг Бетховен победил в своём сражении. Он полностью оглох, но не смирился со своей судьбой и продолжал общаться с друзьями и писать музыку.Слайл 16:Самые свои великие произведения композитор написал в период когда почти не слышал и в состоянии полной глухоты.Слайд 17:В жизни композитора были не только отчаяние и борьба, была и любовь. Одно из самых знаменитых произведений Бетховена о любви называется «К Элизе…»(Слушание отрывка)Слайд 18:Бетховен был немногословен и замкнут в себе, но его музыка открывает нам секреты его душиаким же необыкновенным он был! Внешне хмурый и угрюмый он обладал огромной силой воли и потрясающе добрым, нежным сердцем...3. Этап освоения новых знаний и способов деятельности учащихся.Педагог: Предлагаю послушать еще одно из произведний композитора — Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2 (более известна под названием «Лунная»)  (Слушание отрывка на проигрывателе)А теперь я вас попрошу ответить на вопрос: как звучит музыка? С помощью таблицы на экране, дайте несколько определений. (дети высказывают свое мнение)4. Этап применения новых знаний, их обобщение и систематизация.Педагог: Не менее известна и любима песня «Сурок», написанная композитором в молодые годы на стихи немецкого поэта Гёте.(фото савояра)Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. Ребята, а вы помните, что такое шарманка?Дети: Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.(фото шарманки)В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык савояров - французский)А теперь, давайте попробуем спеть эту песню в русском переводе. Сначала по нотам, а потом с текстом. Внимание на экран (пение по нотам и словам)5. Этап подведения итогов занятия, рефлексия.Цель этапа:- помочь учащимся осмыслить и осознать значимость полученных ими новых знаний и умений;- побудить учащихся к совместному с педагогом анализу и самоанализу их деятельности на занятии;- оценить результаты занятия (раскрыты ли тема занятия, достигнута ли его цель, что понравилось, что было интересным, сложным, лёгким, трудным, какие чувства, эмоции, настроение учащиеся испытали, как они будут применять полученные знания и умения в дальнейшем и т.д. Оценивание педагогом результатов деятельности учащихся и успешности занятия в целом);- создать ситуацию успеха для учащихся.Педагог: Ребята, вы сегодня узнали много нового и многому научились. Для закрепления материала предлагаю поиграть в игруПедагог: Давайте подведем итогито нового Вы узнали на нашем занятии? Что Вас привлекло и запомнилось больше всего? Какое у Вас сейчас настроение? (дети отвечают)Ребята, Я попрошу вас оценить это занятие с помощью цветописи. Вам нужно выбрать цвет, котороый соответствует вашей оценке занятия: оранжевый-очень понравилосьзеленый-хорошо, номожно капельку лучшесиний-не понравилосьПосле выбора цвета, возьмите нотку с этим оттенком и прикрепите к нотному стану.Дети: прикрепляют цветные нотки к доскеПедагог: Вы сегодня большие молодцы, хорошо отвечали на вопросы и выполняли задание. Но на этом наше изучение творчества Людвига Бетховена не заканчивается! На следующем занятии мы посмотрим очень интересный музыкальный мультфильм о жизни композитора. До новых встреч!