«Л.Н.Толстой «Прыжок»»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Л.Н.Толстой «Прыжок»»
Автор: Комарова Екатерина Юрьевна
Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» «Л.Н. Толстой «Прыжок»» учитель начальных классов Комарова Екатерина Юрьевна. Аннотация урок литературного чтения по теме «Л.Н.Толстой «Прыжок» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по литературному чтению в 3 классе (УМК «Школа России». Литературное чтение 3 класс Л.Ф. Климанова, Горецкий В.Г. Урок литературного чтения организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок используется при изучении нового материала. Методическая разработка урока содержит подробное изложение хода урока. В ней отражены цели и задачи урока, формируемые УУД, метапредметные. В ходе урока отражено детальное описание организации деятельности учителя и учащихся при работе с современным интерактивным оборудованием. Методической особенностью урока является использование приѐмов технологии критического мышления. Индивидуальное творчество ребѐнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Для формирования коммуникативных УУД широко используется работа в паре. В конце каждого этапа урока, во время этапа рефлексии, дети учатся самостоятельно подводить итоги проделанной работы, оценивать результаты своих действий, делать вывод выполнена или не выполнена задача урока. Такой подход способствует развитию регулятивных УУД: контроль, коррекцию, оценку и саморегуляцию. Дети приобретают мыслительные и исследовательские умения. Применяемые приѐмы, методы, средства позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться. Введение Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Актуальность данного урока литературного чтения обусловлена необходимостью активизировать интерес к книгам и чтению через произведения Л.Н. Толстого.Цель – вызвать интерес к чтению художественной литературы и заложить основы формирования грамотного читателя. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1) формирование техники чтения и приѐмов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; 3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями; 4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей. Данный урок проводился в 3 классе. Практическая значимость его состоит в том, что данный материал может быть использован в школьной практике. Цель занятия Создание условий для восприятия произведения Л.Н. Толстой «Прыжок». Задачи:Обучающие Совершенствовать умение воссоздавать в своѐм воображении читаемое, проникнуть в эмоциональный настрой произведения. Совершенствовать умение анализировать поступки героев. Учить раскрывать психологический характер конфликта. Совершенствовать умение определять отношение автора к героям, к ситуации, давать свою оценку. Совершенствовать умение составлять «картинный» план. Воспитательные Формировать нравственные понятия, определенные жизненные ориентиры, положительные качества и эмоционально-волевые свойства личности; Формировать эстетические чувства, художественный вкус, творческие способности учащихся; Воспитывать у учащихся интерес к глубоко осмысленному чтению. Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность. Развивающие Развивать навыки выразительного чтения; Развивать творческое воображение и мышление. Развивать речь и коммуникативные навыки. Применяемые педагогические технологии: объяснительно-иллюстративные поисково-исследовательские, групповые. Оборудование и материалы: Учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Портрет писателя, его книги. Компьютер, проектор (презентация к уроку) Толковый словарь С. И. Ожегова. Ход урока 1. Организационный момент. Утро – лучшая пора Для зарядки и учѐбы. И поэтому с утра Мы идѐм с тобою в школу. Утра доброго тебе! Бодрости и настроения! Будь в делах на высоте, И имей во всѐм терпенье! - Давайте обратимся к высказыванию М. Цветаевой (дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова Цветаевой). «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов». - Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов. Проверка домашнего задания. - Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (Л. Н. Толстой «Акула»). - Кто готов пересказать рассказ? (Один ученик). - Как мы оценим ответ учащегося? Аргументируйте своѐ мнение. ІІІ. Речевая разминка. - Проведем речевую разминку. Для чего она нужна? (Ответы детей). Фотограф. Нелегко снимать зверей. Заяц просит: «Поскорей»! Мышь пищит: « Боюсь немножко, Что увидит снимок кошка». «Уколю,- грозится ѐж,- Если снимок не пришлешь». Валентин Дмитриевич Берестов - Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах). - Ребята, а чтобы могла сказать и сделать обезьянка? (Предположения детей). - А в каких произведениях мы видели как ведут себя обезьяны? (Басни Крылова: «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»). ІV. Самоопределение к деятельности. На доске написаны слова: Мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море. - Прочитайте слова. На какую тему все эти слова? (Корабль) Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вѐсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. 25 появились корабли с несколькими рядами вѐсел. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вѐсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вѐсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв. - Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула». Такие корабли раньше служили основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых крепились паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок. -Какую роль на корабле выполняет капитан? (Ответы учащихся) - Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством какого писателя? (Льва Николаевича Толстого). - А сообщение о нѐм нам подготовила …(один ученик рассказывает биографию). Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду Детские годы провѐл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещѐ очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом. Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги. Умер Толстой в 1910 году. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всѐм мире. Полное собрание сочинений составляет 90 томов! - Мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название. JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы) - Откройте в учебнике стр. - Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете? (Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии). 26 - Какие цели поставим на уроке? (Познакомится с произведением, выяснить главную мысль). - Как вы думаете, где будут происходить события? (На корабле) - Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение? - Что означает слово ―прыжок‖? - А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.) V. Словарная работа. - Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых слов. Мачта- стоячее бревно на судне для подъѐма парусов. Палуба-пол на корабле Каюта-комната на корабле Перекладина-доска, положенная поперѐк для перехода. Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см Два аршина - около полутора метров. (Показать) Вдребезги- разлететься на мелкие осколки. Раззадорилась, разобрал задор - возбуждение Физминутка Представим, что мы плаваем в море. Сначала брассом, затем кролем. . Первичное знакомство с текстом. - Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту. (Учитель читает до слов « Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...») - Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? ( Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе). - Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах еѐ взял). -Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещѐ больше корчилась, прыгала и т. д.) - Каков жанр произведения? (Рассказ) -Как называется этот рассказ? (Рассказ «Прыжок») -Предположите, что будет дальше? (Предположения детей). - Продолжаем работать над текстом. (Читает один из учеников). - Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей) . Работа над содержанием текста. - Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться) - Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов) 27 - Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…) - Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет) - Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением). - Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Мальчик и матросы) (подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинѐнные над ним смеялись.) -Сознавал ли мальчик ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину? -Какие чувства овладели мальчиком? (Задор) - Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться). -Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха") - Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться) - Кто же спас его? (Отец – капитан). - Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок. - О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости) - Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына) - Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей) - Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость) - Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося) . Итог урока. - С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке? -Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.) - Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»? (Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.) - Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а в жизни может нам пригодиться данный вывод? 28 Дифференцированная работа 1 группа Какая пословица подходит к рассказу? Будь храбр по уму и сердцу. Гордится отец, что сын — храбрец. Кому потеха, а мне не до смеха. Где смекнѐт боец, там врагу конец. 2 группа составление картинного плана 3 группа – моделирование обложки IX. Рефлексия. -Выскажите своѐ отношением к уроку, дополнив любую фразу. - Мне захотелось… - Я задумался… - Я понял (а)… - Я почувствовал (а)… - Я бы поставил (а)… - А сейчас сами оцените свою работу на уроке: Отлично работал, и многое понял – зелѐный парус. Хорошо работал – жѐлтый парус. Остались ещѐ вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус) X. Домашнее задание. - От чьего имени ведѐтся повествование. А если пересказывать текст от лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я) Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Прыжок" от имени мальчика.