"Здравствуй осень"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Здравствуй осень"
Автор: Попова Ирина Григорьевна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «ОСЕНЬ».Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:образовательные: уточнить и расширить знания детей об осени и осенних явлениях;активизировать словарь детей по теме занятия;совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;продолжать учить составлять предложения по картинкам.развивающие:развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;развивать интерес к выполнению заданий.воспитательные:воспитывать у детей бережное отношение к природе;развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.здоровьесберегаюшие:создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.Методические приемы:1. Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений, составление рассказов.2. Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ.3. Практические – дидактические игры и упражнения.Словарная работа:Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь детей.Предварительная работа:Чтение стихотворений об осени А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. М. Плещеева. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осени.Организация детей:Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.Оборудование: мяч;3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);осенние листочки из картона с мнемотаблицами;папка скоросшиватель для создания книги;аудиозапись «Звуки осеннего леса».Вводная часть:Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много пришло к нам гостей! А как обычно приветствуют гостей? (Дети здороваются).Давайте поприветствуем друг друга веселой улыбкой!Присаживайтесь на стульчики.Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ-загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.«В лесу шуршали листья, и, казалось, что будто кто-то ходит по кленам и березам, и там где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям».(Отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»)Воспитатель: Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Об осени). А как вы догадались? (Трава пожелтела, птицы стали улетать.) Ребята, а осень, она какая??? (Ответы детей: золотая, красивая, холодная)Воспитатель: ребята, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)Воспитатель: в старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.Воспитатель: ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)Воспитатель: ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.Воспитатель: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой).-И получилось какое слово? (листобой)-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»). НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.-Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.-Какое знакомое слово слышится? (Зима).-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»? (Это время перед зимой,в ноябре снег ложиться и не тает больше, дуют сильные ветры со снегом,)Воспитатель: Вот и сегодня ветер дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный мяч.Игра «Осенний мячик».«Мяч осенний и волшебный будет в руки к нам скакать и вопросы задавать!»Воспитатель: Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильные ответы я буду дарить вам осенние листики.Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью моросит, идет.Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают, собирают.Деревья осенью (что делаю) – Деревья осенью теряют, роняют листья.Звери осенью (что делают) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.Птицы осенью (что делают) – Птицы осенью улетают в теплые края.Вода в реке осенью (что делает) – Вода осенью замерзает.Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, из листиков, которые я вам подарила можно собрать настоящий осенний букет!Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет»:Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять- Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочередно пальцы). Мы соберем, (Пальцы в замочек). В вазу осенний букет отнесем. (Размахивать руками из стороны в сторону).Составление рассказа с опорой на мнемотаблицы.Воспитатель: Какой замечательный букет у нас получился, ребята! Это осенний ветер принес нам такие красивые листья! И попросил сделать осеннюю книгу.Но листья эти не простые! На них что то нарисовано! (На листьях приклеены мнемотаблицы на осеннюю тему.) Давайте возьмем каждый по одному листочку. Придумайте к своей картинке короткий рассказ, а потом мы все листики соединим и у нас получится настоящая осенняя книга из наших рассказов!Пример:Осенью листочки на деревьях становятся разноцветными, и только елочка остается всегда зеленой.Осенью солнце светит мало, часто идет дождь, дует ветер, падают листья.Осенью часто идет дождь, дует холодный ветер, люди прячутся от дождя под зонтики.Осенью небо покрыто тучами, из них часто идет дождь, а иногда и снег.Осенью на небе появляются тучи, из которых идет дождь.Осенью дует ветер, с деревьев летят листья.Осенью птицы улетают в теплые края.Осенью в лесу собирают грибы и кладут в корзинку.Дети поочереди составляют предложения об осени с опорой на мнемотаблички на листочках.Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая большая и красивая книга у нас получилась! Мы положим ее в уголок природы, а потом сделаем такие же книги о зиме, весне и лете!Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Да или Нет», проверим, как вы знаете приметы осени.Игра «Да или Нет».Осенью растут грибы?Тучки солнце закрывают?Колючий ветер прилетает?Цветочки осенью цветут?Ну а птицы гнезда вьют?А букашки прилетают?Урожай все собирают?Птичьи стаи улетают?Часто-часто льют дожди?Достаем ли сапоги?Солнце светит очень жарко?Можно детям загорать?Ну а что же надо делать – Куртки-шапки одевать?Итог занятия:Воспитатель: Молодцы, ребята! Все про осень знаете.Кто мне скажет, чем мы с вами сегодня занимались? ( Мы выполняли задания осеннего ветра.)А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.Сделали осеннюю книгу. И показали себя настоящими знатоками природы!Воспитатель: Ребята, если вам понравилось занятие возьмите солнышко, а если нет – тучку.Ребята, вы не только хорошо потрудились сегодня, но, наверное, и устали? Давайте немного отдохнем, послушаем музыку, но сначала поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними.(Дети говорят «до свидания» и «до новых встреч»). Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»Кто на свете много жил, Пожилым считается. В октябре для пожилых Праздник отмечается.Поздравляем! Поздравляем!И здоровья вам желаем!И на празднике мы вашемВместе все споем и спляшем.В день бабушек и дедушекСобрались дружно мы.Спешим поздравить с праздникомИ пожелать любви.И пожелать им радости,И пожелать добра,Здоровья нашим славным всемЖелает детвора.Мы бабушек и дедушекНу просто обожаем.Во всём мы помогаем им,Мы их не обижаем.Они для нас бесценные,Безмерно дорогие.А мы их внуки лучшие,Мы внуки их родные!«В ПОИСКАХ ВОЛШЕБНОГО КРИСТАЛЛА» Сценарий Новогоднего утренника для подготовительной группыДействующие лица:Взрослые: Ведущая, Баба-Яга, Фея, Дед МорозДети:МальчикДевочкаЭльфыДеревянные солдатикиЗолушкаАтаманшаРазбойникиМушкетерыСкоморохиХод праздника:(Дети вбегают в зал)Танец «Новогодняя считалочка»Дети. Огнями разноцветнымиСияет этот зал,И приглашает всех друзейНа новогодний бал!И того, кто с песней дружит,И того, кто сказку ждёт,Обязательно закружитНовогодний хоровод!Так пусть же музыка поёт,Мы начинаем бал.И танцевать всех в круг зовётВесёлый карнавал!Песня «Новогодний хоровод»1-й ребенокКак красиво в нашем зале ,Словно в сказку мы попали.Всё сверкает и поёт,Здравствуй праздник Новый год!2-й ребенок:Мы ждали этот праздник,Когда же он придет,Веселый, шумный, яркийИ вкусный Новый год!3-й ребенок:За окном ложится снегСнег пушистый, новогодний.В зале музыка и смехМы встречаем праздник новогодний!4-й ребенок:Есть немало праздников на светеКаждый наступает в свой черёд!Но на свете самый добрый праздник -Все: Это праздник новый год!!!Ведущая: Тише, тише, свет погас,Наступил волшебный час,В сказке может все случиться,Наша сказка впереди.Сказка! Вот она, стучится!Скажем сказке…Вместе: Заходи! (звучит бой часов)Ведущая. Накануне Нового года Добрая фея подарила своим крестникам Вите и Маше волшебный кристалл, который мог исполнять любые желания. Ребята поместили его в красивую шкатулку и никак не могли им налюбоваться.Маша: Завтра Новый год, мы пригласим всех наших друзей и вместе загадаем желание.Витя: Да, надо загадать что-нибудь хорошее. Только куда мы поставим шкатулку с Кристаллом желаний?Маша: Давай поставим под елку!Ведущая: И только ребята ушли, как появилась нежданная гостья…Гаснет свет. Звучит пьеса «Баба-Яга». Появляется Баба-Яга. Осматривается.Баба-Яга. А-а, это я удачно зашла… Все собираются отмечать Новый год, а про бабушку-то никто не вспомнил, сижу в своей избушке, как пенёк одинокий. Ну, ничего, поплачут они ещё у меня, будут знать, как про Бабу-Ягу забывать! Мне тут сорока новость принесла, что где-то здесь лежит волшебный кристалл, который желания исполняет. (Находит под елкой шкатулку.) А, вот он, родименький! Вот у бабуси будет праздник! Побегу скорее в лес. Желания придумывать – это вам не в куколки играть!Убегает. Свет зажигается.Ведущая. Ребята, вы видели, что случилось? Что же нам делать?Витя: Надо немедленно позвать нашу Крестную Добрую Фею , она нам поможет вернуть волшебный Кристалл,Девочка. Только надо поторопиться, а то Баба-Яга может таких желаний назагадывать!..Зовут (звенят хрустальным колокольчиком)Звучит волшебная музыка, появляется Добрая Фея.Фея. Я – Добрая Фея, скажу вам, друзья,Что в сказку попасть без меня вам нельзя.Добрые эльфы на помощь летят,Свирель волшебства подарить вам хотят.Свирель зазвучит, волшебство сотворится,И в сказку для всех чудо-дверь отворится!Танец Эльфов.(Эльфы подносят Фее волшебную свирель и садятся на стулья)Фея. Я вам дарю волшебную свирель,Вы в сказку отправляйтесь поскорей!Желаю вам удачи!Отдаёт ведущей свирель. Уходит.Ведущая. Свирель волшебная, играй,В сказку двери открывай!«Играет» на свирели, звучит волшебная музыка.Ведущая. Ребята, мы очутились в первой сказке.Выходят Солдатики, выстраиваются в шахматном порядке.Солдатики (по очереди, маршируя на месте).1. Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,Вдоль плетней, заборов и оград,Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,Марширует бравый наш отряд.2. Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,Мы легко и весело идём,Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,Песню деревянную поём.3. Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,Марширует бравый наш отряд.Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,Командир ведёт нас на парад! (В.Лунин.)«МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОДАТИКОВ»-ритмическое упражнение.Девочка. Солдаты, не пролетала ли здесь Баба-Яга? Она украла у нас волшебный Кристалл Желаний!Солдатики. Мы здесь на посту стоимИ во все глаза глядим.Но Яги мы не видалиЖдет нас служба, до свиданья!Солдатики. Ать, два, левой, правойАть, два, левой, правойУходят на места.Девочка. Мы должны скорей идти,Чтобы нам Ягу найти.Ведущая. Свирель волшебная, играй,В другую сказку двери открывай!«Играет» на свирели, звучит волшебная музыка.Выходит Золушка в темной накидке.Золушка. Дразнят Золушкой меня,Оттого, что у огня,Силы не жалея,В кухне я тружусь, тружусь,С печкой я вожусь, вожусь,И всегда в золе я.Оттого, что я добра,Надрываюсь я с утраДо глубокой ночи.Всякий может приказать,А спасибо мне сказатьНи один не хочет.Прячу я печаль свою,Я не плачу, а пою,Улыбаюсь даже.Неужели никогдаНе уйти мне никудаОт золы и сажи. (Е.Шварц.)Мальчик. Не печалься, Золушка, совсем скоро с тобой произойдет настоящее чудо, вот посмотри в это волшебное зеркало.(звучит волшебная музыка, мальчик с девочкой снимают с Золушки темную накидку, Золушка предстает перед всеми в красивом бальном платье)Песня Золушки А.ЕвтодьевойЗолушка. Ах, как я счастлива, друзьяТеперь могу смеяться я.Всех приглашаю поиграть,Со мною польку танцевать.Полька «Добрый жук»Мальчик. Золушка, ты не встречала здесь Бабу-Ягу? Мы её ищем!Золушка. Никого я не встречала,Я о празднике мечтала.Девочка. Подскажи, куда идти,Где же нам её найти?Золушка. Где искать, не знаю я,Мне пора идти, друзья. Желаю вам удачи!Девочка. Спасибо, Золушка, до свидания!Золушка. До свидания!Дети садятся.Ведущая. Свирель волшебная, играй,В другую сказку двери открывай!«Играет» на свирели, звучит волшебная музыка.Выходят разбойники.Танец разбойниковАтаманша. Я нашла вам работенку!Разбойники. Работенку?Атаманша. Сейчас сюда придут мальчишка и девчонка!Разбойники. Мальчишка и девчонка?Атаманша (топнув ногой ) Молчать! Не перебивать!Надо нам их поймать,Руки, ноги им связать,Припугнуть чуть-чуть…и обобрать.Разбойники. Ну, это – пара пустяков!Атаманша. Всем в засаду! (убегают за елку)Ведущая. Ой-ой-ой, ребята, кажется, нам надо срочно перенестись в другую сказку.«Играет» на свирели, звучит волшебная музыка.(выходят Оловянный солдатик и балерина)Оловянный солдатик.Из олова был сделан я.И в сказке очутился.Там встретил балерину яС которой подружился.Балерина.За сердце чистоеЗа душу светлуюКолдун вмешался, навредил,Навеки нас он разлучил.Песня оловянного солдата и балерины. А.ЕвтодьевойВедущая. Уважаемые Оловянный солдатик и Балерина, вы не встречали Бабу-Ягу?Оловянный солдатик. Мы слышали, что вы ее ищете…Балерина. Но в нашей сказке ее нет.Вместе. До свидания, нам пора идти!Ведущая. До свидания!Ну что ж, грустить не нужно,Кристалл мы все равно найдем!Ну а пока давайте дружноМы Снежную песенку споем!ХОРОВОД «Снежная песенка»Ведущая. И снова в путь, друзья! Свирель волшебная, играй,В другую сказку двери открывай!«Играет» на свирели, звучит волшебная музыка.Танец МушкетеровМальчик. Мушкетеры, вы не видели тут Бабу-Ягу? Она украла у нас волшебный Кристалл Желаний!1-й Мушкетер. Нет, Ягу мы не видали,И о ней мы не слыхали.2-й Мушкетер. Здесь, во Франции роднойНе встречали мы такой.3-й Мушкетер.В той стране, где тёмный лесПоднял ветви до небес,Где Кощей над златом чахнет,Там, где русским духом пахнет -Там ступа с Бабою ЯгойИдёт-бредёт сама собой!4-й Мушкетер. Вы в Россию поспешите,Там Ягу вы и ищите.Девочка. Вот спасибо, Мушкетер!Мы Ягу теперь найдём!Мушкетеры садятся.Ведущая. Свирель волшебная, играй,Нас в Россию возвращай!«Играет». Звучит волшебная музыка.Выбегают два скомороха с балалайками.Скоморохи (по очереди).1-й скоморох. Ото всех дверей, ото всех воротПриходи скорей, торопись, народ!2-й скоморох. Добро пожаловать, друзья,К нам на ярмарку сюда!1-й скоморох. Здесь продаются смех и шутки,Небылицы, прибаутки.2-й скоморох. Скоморохи - молодцы,Озорные удальцы!Вместе. Мы спляшем для васКамаринскую!«КАМАРИНСКАЯ» - танец.Ведущая. Скоморохи, мы ищем Бабу-Ягу. Она у нас украла Кристалл желаний.Во многих сказках мы побывалиНо там ее и не видали.Может, вы нам поможете?Скоморох. Да, Баба-Яга – хитрая.Скоморох. Здесь нужна русская смекалка:А ну-ка, балалайка, выручай-ка!Скоморохи играют на балалайках задорную р.н.м..Выбегает избушка, за ней – Баба-Яга с Кристаллом. Избушка, оббежав вокруг елки, убегает, а Баба-Яга остается (ведущая преграждает ей дорогу, не позволяя убежать).Ведущая. Как тебе, Яга, не стыдно чужие волшебные вещи без спроса брать?!Б.-Я. Так я… это… значит… Так никого же не было, не у кого было спрашивать!Ведущая. Знаешь, Баба-Яга, без спроса чужие вещи нельзя брать, даже если никого рядом нет! Зачем тебе волшебный кристалл? Всё равно ты пользоваться им не умеешь. Ты волшебные слова – то знаешь?Б.-Я.(перебирает.) «Чуфыр- Чуфыр!» (и т.п.).Ведущая. Ничего у тебя не выйдет, Баба-Яга!Б.-Я. Это почему же?Ведущая. Да потому что ты желание только для себя загадывала. А этот кристалл – волшебный. Он выполняет только те желания и мечты, которые могут сделать счастливыми многих людей!Б.-Я. Это как же, многих? Это зачем многих? Вот ещё, выдумали, желания разбазаривать! Желание должно быть только для одной, например, меня. Не отдам кристалл!Ведущая. Я думаю, Баба-Яга, когда ты узнаешь, для чего ребятам нужен этот волшебный кристалл, ты сразу его нам отдашь.Б.-Я. Ну и для чего?Ведущая. Сегодня наступает Новый год, а какой же Новый год без Деда Мороза? Понимаешь теперь, какое желание ребята хотят загадать?Б.- Я. Это вы что, хотите пожелать не сокровища, не богатство, а Деда Мороза?Ведущая. Да, конечно. Мы и тебя приглашаем на наш праздник, правда, ребята?Б.-Я. Ох, и растрогалась я. Берите свой волшебный кристалл. Пойду быстренько свой нарядный костюмчик надену, да причесочку сделаю…я мигом!Б-Я уходит.Ведущая. Ну вот, наконец-то волшебный Кристалл вернулся к нам. Давайте загадывать наше желание!Мальчик и девочка. Волшебный кристалл, сделай так, чтобы, наконец, наступил Новый год и к нам пришел Дед Мороз!....Ведущая. А волшебное слово?Все. ПОЖАЛУЙСТА!Волшебный кристалл начинает «сверкать», звучит волшебная музыка, входит Дед Мороз.Дед Мороз.Здравствуйте детишки,Девчонки и мальчишки.Был у вас я год назад.Снова видеть всех я рад.Подросли, большими стали,А меня-то вы узнали?Дети: Да! Дедушка Мороз!Дед Мороз. Передали мне мои друзья – птицы да звери, что вы по всем сказкам разыскивали Волшебный кристалл, чтобы загадать одно единственное желание: пригласить меня к себе на праздник.Ведущая. Очень ждали, Дед Мороз,Мы тебя на вечер,До чего же рады всеНовогодней встрече!Дед Мороз: Ну что ж, похвально, поэтому я и поспешил в ваш садик, да подарки взял самые лучшие! (ставит мешок под елку) Оборачивается. Вот и елочка, смотрю, у вас сверкает разноцветными огоньками. А ну-ка, дружный маленький народ! Становись-ка в хоровод!ХОРОВОД «Здравствуй, Дедушка Мороз»Дед Мороз.А сейчас, детвора,Поиграть пришла пора.Звучит музыка. Забегает приодетая Баба-Яга.Баба-Яга. А вот и я, а вот и яГде тут Дед Мороз, друзья? (подходит к Деду Морозу)Здравствуй Дед, поди узнал?Ой, каким ты старым стал!Дед Мороз. Здравствуй, Бабушка-ЯгаКак здоровье, как нога?Ты еще вреднее стала!Как же ты сюда попала?Баба-Яга. А меня ребята на праздник пригласили.Дед Мороз. Ну да хватит разговоры говорить,Пора ребят нам веселить!ПРОГРАММА ДЕДА МОРОЗА (2 игры)(Баба-Яга участвует во всех играх)Ведущая.Притомился, Дед Мороз, устал,Как он весело плясал.Пусть у елки отдохнет.Кто ему стихи прочтет?СТИХИБаба-Яга. А теперь, Дед Мороз, я тебе свою программу покажу!Танец Бабы-Яги с детьми «ЗАМЕЛА МЕТЕЛИЦА…» (движения по показу)Дед Мороз. Ну что ж, неплохо у тебя, Баба-Яга, получается. Только где тебе за мной, Дедом Морозом, угнаться!Баба-Яга. А ну-ка, давай соревноваться, кто лучше спляшет!ПЛЯСКА БАБЫ-ЯГИ И ДЕДА МОРОЗА. Р.н.м.Ведущая. Ай да Дедушка Мороз, ай да Баба-Яга! Здорово плясали, даже и не знаем кто лучше, правда, ребята?Дед Мороз. А что-то ребята засиделись.Будем праздник продолжать,Будем весело играть (плясать).ПРОГРАММА ДЕДА МОРОЗА (1-2 игры)Ведущая. Светит наша елка, светит очень ярко,Значит, время подошло раздавать подарки.Дедушка Мороз, про подарки ты не забыл?Дед Мороз. Про подарки не забылВ свой мешок я все сложил.(берет свой под елкой свой мешок, развязывает, а в мешке одни фантики)Да, кажется, кто-то тут похозяйничал (руки в боки, наступая на Бабу-Ягу)А ну-ка признавайся, Баба-Яга, куда дела подарки? А то сейчас в сосульку превращу!Баба-Яга. А я что, а я ничего… это просто … новогодний сюрприз!Дед Мороз. Я тебе покажу сюрприз, считаю до трех: РАЗ, ДВА…Баба-Яга. Ой-ой-ой, сейчас (зовет) Цыпа-цыпа-цыпа.(звучит р.н. мелодия, вбегает избушка)Баба-Яга. Ну что, подружка, придется нам вернуть подарки.Избушка «несет» подарки (3 шт., последний раз - мешок).(Дед Мороз с Бабой- Ягой раздают подарки)Дед Мороз:Вот и всё! А нам пора!Всем счастливо, детвора!К вам на праздник через годДед Мороз опять придёт!Баба-Яга.До свидания, ребятишки,И девчонки, и мальчишки!Поздравительные слова Ведущей.Фотосессия с Дедом Морозом и Бабой-Ягой.(Дед Мороз и Баба-Яга уходят)