"Технология опорных схем как способ самореализации на уроках английского языка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Технология опорных схем как способ самореализации на уроках английского языка"
Автор: Шмакова Ирина Борисовна

ТЕХНОЛОГИЯ ОПОРНЫХ СХЕМ КАК СПОСОБ САМООРГАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Из-за огромной информации, которую поглощают наши школьники сегодня, порой трудно бывает на уроках удержать их внимание и организовать работу, особенно на теоретических «скучных, замудрённых» темах, поэтому я предлагаю взглянуть на решение данной проблемы. Использование технологии опорных схем сможет облегчить работу педагога и заинтересовать каждого учащегося в отдельности. По мнению Л. М. Фридмана главной задачей школы является, во-первых, развитие самодеятельности учащихся в учебном процессе, чтобы доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся мотивы познания окружающего мира. Во-вторых, в обучении учащихся собственной деятельности по овладению учебным предметом. Учитель должен не учить, а помогать учащимся учиться. Развитие самодеятельности и самоорганизации учащихся в учебном процессе предполагает такую организацию, при которой учащиеся чувствовали бы себя полноправными субъектами этого процесса, умели бы организовать свою деятельность по изучению иностранного языка и овладению им. Ярким примером реализации принципов развития самодеятельности и самоорганизации является использование учителем визуальных средств обучения (схем, таблиц, рисунков, визуальных опор) на уроке грамматики английского языка. В обучении английскому языку могут быть использованы опорные схемы, разработанные на странице «Визуальный английский», которые очень удобны для запоминания английских правил. Приведённые ниже схемы взяты оттуда. Опорные схемы представляют собой словесно-графическое отображение изучаемого практического вопроса, логически разделенного на основные и второстепенные элементы. Схемы могут с высокой эффективностью применяться учителями на занятиях, а обучаемыми - во время самоподготовки. В своей работе при объяснении грамматики я обращаюсь к технологии опорных схем. Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 36 ~ С 5 класса учащиеся заводят специальную тетрадь по грамматике Grammar Copybook, где заносят все правила, пройденные на уроках. Эта тетрадь служит им до 9-11 класса. Из года в год правил становится всё больше, потому учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме и вносят дополнения в первоначальной записи при изучении некоторых тем, например «Артикли». Известно, у человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память. Технология опорных схем на уроках английского языка ведёт к речевому развитию, так и грамотности учащегося. А далее развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Принципы обучения грамматике и лексике на уроках английского языка 2. Ардашаева Л. Е. Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта. . - В надзаг: Центр ди станционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Атаян Лусине Багатуровна, МАОУ СОШ №1, учитель английского языка, Краснодарский край, Курганинск Аннотация В этой статье я изложила основы, которые могут быть использованы для разработки урока по аудированию. Они развивают умение слушать. Умение слушать является одним из самых сложных навыков и одним из самых важных в изучении английского языка. Для изучения английского языка неотъемлемой частью учебного процесса служит прослушивание аудио материалов на различные темы, которые легко можно найти в сети интернет и, непосредственно работа с интерактивной доской. Восприятие на слух - это одно из средств обучения говорению. "Именно с предъявления на слух начинается большинство новых тем. Через аудирование происходит активное усвоение лексического состава и его грамматической структуры. В результате постоянной тренировки такого вида речевой деятельности у учащихся развивается логическое мышление и способность выполнения таких сложных мыслительных операций, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, конкретизация и т. д. Первое, о чём хотелось сказать, это о месте аудирования в системе уроков. Этот вид деятельности в той или иной степени присутствует на каждом уроке, так как учитель всегда старается обращаться к ученикам на английском языке, ученики также, выполняя задания даже по чтению, задают вопросы друг другу и отвечают на них в устной форме. Я хочу вам показать, как я использую аудиозаписи и интерактивную доску при работе с учениками на уроках, а также привести ряд упражнений для обучения аудированию. Для начала, учителю необходимо выбрать небольшой диалог или текст на аудиозаписи, к которому прилагается печатный текст. Учитель заранее прорабатывает текст для дальнейшей работы с ним в классе. Работу с аудиозаписью можно поделить на 10 этапов. Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 37 ~ 1.Учащиеся дважды прослушивают аудиофайл, не глядя на текст. Текст находится на интерактивной доске, но он вначале скрыт от учащихся. 2. Ученики должны попытаться понять, что говорили ораторы. В сильных классах они должны изложить на английском языке, то, что они поняли из диалога. В слабых классах (или даже просто слабым учащимся) разрешается рассказать на русском языке все, что они поняли. 3. Далее учащимся предлагается выбрать верные слова, спрятанные в тексте с пропусками (открывается текст на интерактивной доске, ранее закрытый). Заданий столько, сколько спрятанных слов в тексте. Каждое задание имеет четыре варианта ответа, где один является верным. Учащиеся, используя свои пульты, выбирают верный, по их мнению, ответ. Варианты должны быть направлены на выбор лексического значения и на правописание. 4. Теперь учитель открывает исходный текст, и учащиеся проверяют правильность их выбора ответа. Они обращают внимание на то, какие слова было трудно услышать и правильно ли были они написаны. 5. Ученики прослушивают еще раз аудиозапись с опорой на текст. 6. Дети читают вслух диалог без звукового файла. Проделывают это они 2-3 раза. Они пробуют скопировать произношение, ритм и тон английского языка. 7. Учитель предлагает учащимся прослушать аудиофайл и прочитать диалог в тоже время. Иными словами, говорить вместе с оратором. Пробуют это они 2-3 раза, чтобы воспроизвести тон и ритм английского оратора на аудиофайле. Для этого необходимо сконцентрироваться на произношении, ритме, тембре и скорости. Если есть такая возможность, то можно замедлить запись аудиофайла. Использование медленной записи поможет связать слова вместе более естественно. Также можно записать речь учащихся, а затем сравнить их голос с носителем языка на аудиофайле. 8. Теперь дети слушают аудио еще раз, не читая текст, т.е. не глядя на экран. На этот раз учащиеся понимают разговор отлично. Также они пробуют проговаривать диалог вместе со звуком. 9. Наконец, учащиеся пробуют рассказывать диалог или его части, без аудиосопровождения и текста. Необходимо настроить детей на то, что это процесс обучения и с каждым разом будет все легче и легче воспроизводить и понимать англоязычную речь. После многократного прослушивания и проговаривания того же самого диалога, дети автоматически изучают грамматику и слова (лексику) без особых усилий. 10. И заключительный этап - это запись новых слов в тетрадь с переводом. Так же можно использовать разнообразные упражнения при обучении восприятия на слух. Упражнения делятся на три группы: 1.Упражнения, предваряющие слушание (предтекстовые) а) ознакамливают слушающего с типом текста и создают условия для прогнозирования; б) используют предтекстовые вопросы; 2.Упражнения, выполняемые в процессе слушания (притекстовые). Например: а) соотнесение содержания прослушанного текста с рисунком; б) слушание с фиксацией отдельных языковых средств (ключевых слов, географических названий, имен главных героев и т.д.). 3.Контролирующие упражнения (послетекстовые), завершающие работу над аудированием: а) ответы на вопросы по прослушанному тексту; б) подбор заглавия к прослушанному тексту из предложенных вариантов; в) обсуждение текста. Итак, как вы видите, в этой работе я попыталась описать основы для развития прослушивания, которые могут быть применены к любому прослушиванию текста. Разумеется это не единственный способ. Учитель может искать новые подходы в развитии понимания речи на слух. Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 38 ~ ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ: 1. Nik Peachey, A framework for planning a listening skills lesson, , 2010 2. Александр Люкc, Роль аудиозаписей в изучении английского языка , 2009 3. Ane Lawson, How to use the audio lessons, 4. Ляховицкий М.В., Применение звукозаписи в обучении ин. языкам. Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1973. 5. Самойлова Г.А. Упражнения для обучения аудированию. – Иностр. языки в школе, 1973 г. №5. 6. Аудио файлы на английском языке, 7.Аудиоматериалы для изучения английского языка,