урок регионоведения "Устное народное творчество Вятского края"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок регионоведения "Устное народное творчество Вятского края"
Автор: Янковская Галина Ивановна

Урок регионоведения в 9 классе
Тема урока: Устное народное творчество Вятского края.
Цели: актуализировать знания учащихся по теме Устное народное творчество; углубить знания детей о фольклоре родного края; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен, частушек, прелесть русских сказок, пословиц, поговорок, потешек, прибауток ,заговоров и т д.
Задачи:Образовательные:• Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения; • дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. • Познакомить с русскими народными песнями, со сказками, пословицами и поговорками, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность вятчан.. Развивающие:• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен, классифицировать русские народные сказки. • Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих маленьких произведений на основе фольклорных. Воспитательные: • С помощью фольклорных произведений формировать уважение не только к творчеству русского народа, но и к творчеству народа нашего края. • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств, без которых немыслимы благородство и сердечная чуткость.Место урока в серии других уроков: урок из раздела Устное народное творчество.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Слайдовая презентация, цветок Ромашка, записи на доске. Ход урокаI. Организационный момент.Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности Мы уже ознакомились с вами с традициями, обычаями и народными праздниками Вятского края. Давайте вспомним о них. (Дети отвечают на поставленный вопрос). А сейчас обратите внимание на доску.
Чтение учителем стихотворения:На доске цветочек. Но цветочек не простой, В нем каждый лепесток — расписной. На каждом- жанр творчества народного, Давайте же сейчас мы с вами все это разберем.
Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Мы познакомимся с творчеством народа, населяющего нашу родную Вятскую землю. I. Речевая разминка.
Коляда́— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.
- Читается стихотворение.
Коляда, коляда,Приходи издалёка,Один раз в годок,Полюбуемся часок.С морозом трескучим,Со стужей колючей,Со снегами белыми,С вьюгой, с метелями.Самокаты — саниПокатили сами -От села до села,Коляда весела.
II Изучение нового материала.. 1. Актуализация опорных знаний. - Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?
- Правильно – это колядка. А что обозначает это слово?
- Кто придумал эту песню?
- Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?На доске записана тема: Устное народное творчество.
– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
III Словарная работа.
Устное- уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор
безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.
- С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.
- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
- Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.и былины.
- К какому жанру можно отнести колядки? Почему?- Теперь сорвем первый лепесток нашего цветка. На первом лепестке песенки.
Наш первый лепесток-песня– Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить
- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество. - Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? Как вы понимаете название песен лирические, частушки, потешки, заклички, плясовые?
Частушка- особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. Рождается она буквально на глазах, вернее на слуху у окружающих. В силу своей природы и специфики она раскрывает какую-то отдельную черту быта, характера человека, взаимоотношения между людьми, мысли и переживания.
Тема любви, можно сказать,- главная тема частушек.
Ты не думай ,ягодиночка,
Платок не подарю.
Платки дарят для изменушки,
А я не изменю.
Ягодинка завлекает
Не глазами, а игрой
Как бы мне на вечериночке
Разговор начать с тобой?
Частушки пелись на посиделках, вечерках, беседах темными зимними вечерами в откупленной избе или летними вечерами, а то и всю ночь за околицей деревни. Исполнение частушки сопровождалось своеобразной игрой: вначале выходила самая боевая девушка, а может быть парень, и делали так называемый зачин, затем выходили другие, вступали в своеобразный диалог-спор, поэтическое соревнование.
Частушка-неотъемлемый элемент задорной круговой пляски. На вятке эту пляску называют топотухой. Эх ,идет топоток в избе на всю деревню!Ритм частушки и движение сливаются в единый неразделимый сплав. Поют под гармонь и каждый гармонист старается привнести что-то свое, не выходя из традиционных наигрышей. Развитая сеть музыкальных школ не готовила гармонистов, а обычно гармонистов, но если настоящий боянист не владел гармошкой, то в деревне его не считали настоящим игроком.
Гармонист, поставь гармонь
На правое коленочко,
Поиграй, повесели,
Попляшу маленечко.
Колыбельная песня—песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом—в поле, в лесу, в доме
Баю, баю, баиньки Купим Мане валенки Баю, баю, баиньки Наденем на ножки В огороде заиньки И пустим по дорожке, Зайки травку едят, Будет Манечка ходить, Детям спать велят. Новы валенки носить.
Спи, посыпай,Боронить поспевай.Мы те шапочку купим,Зипун сошьем,Зипун сошьем,Боронить сошлемВ чистые поля,В зеленые луга.
Даже тяжкая летняя страда называется веселой:
Будем рано разбужать,На работку посылать,На работу на такуДа на веселую страду...
В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема—это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:
Сон-то говорит:—Я найду, усыплю.Дрема-то говорит:—Я найду, усыплю.
—Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?
Сон ходит по лавке,Дремота по избе,Сон-то говорит:—Я спать хочу!Дремота говорит:—Я дремати хочу!По полу, по лавочкамПохаживают,Ванюшке в зыбочкуЗаглядывают,Заглядывают—Спать укладывают.
Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.—Вспомните колыбельные про котика-кота.
Уж ты, котичка-коток,Котик—серенький лобок,Приди, котик, ночевать,Мою деточку качать;Я тебе ли, коту,За работу заплачу:Дам кувшин я молокаДа кусочек пирога.Уж ты ешь, не кроши,Больше, серый, не проси.
Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.—Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?
Баю, баю, баиньки!..
Пестушка—короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки!Роток—говорунюшки,Руки—хватунюшки,Ноги—ходунюшки.
Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:
Вода текучая,Дитя растучее.С гуся вода,С тебя худоба.Вода—книзу,А дитя—кверху.
Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:
Ножки, ножки,Бегите по дорожке,Нарвите горошку.
Потешка—песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них—Коза рогатая, Ладушки, Сорока. Вспомните известные вам пестушки и потешки.
*
—Ладушки, ладушки!Где были?—У бабушки.—Что ели?—Кашку.—Что пили?—Бражку.—Кого били?—Машку.—За что про что?—Не ешь нашу кашку,Не пей нашу бражку!Кашка сладенька,Бражка пьяненька,Бабушка добренька.Попили, поели,—Шу-у-у—полетели,На головушку сели.
Прибаутка—стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки—это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.
*
Сова, совинька, сова,Большая голова,На колу сидела,В стороны глядела,Головой вертела.
*
Чика, чики, чикалочки!Едет Костя на палочке,Люба на тележке—Щелкает орешки.Орешки каленые,Милому дареные,По целковому рублю:А я милого люблю.
Закличка—короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:
—Весна красна! На чем пришла?—На сошечке, на бороночке!На овсяном снопочку,На ржаном колосочку!
Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:
Иди, дождик, дождичек,Пробуравь землицу,Дай нам водицу!
Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.Приговорка—коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам—улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
Улитка, улитка,Высуни рога:Дам тебе пирога.
Считалка—короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.
Куры, гуси да индюшки—Наклевалися петрушки,Закусили лебедой, Побежали за водой.
На столе лежали ложки… Чур, не вожка!
Скороговорка—это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
Шли сорок мышей,Несли сорок грошей;Две мыши поплошеНесли по два гроша.
Добры бобрыИдут в боры.
*
Хохлатые хохотушкиХохотом хохотали:Ха! ха! ха! ха! ха!
Загадка—выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки—значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки—значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:
*
Лыко мужиком подпоясано.
*
Ехала деревня середь мужика.Глядь—из-под собаки лают ворота,Ворота-то пестры, собака-то нова.Мужик схватил собаку и давай бить палку.Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.Изба пришла в мужика,Глядь—там квашня бабу месит.
*
Между небом и землейПоросенок рылсяИ нечаянно хвостомК небу прицепился.
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом пришел-
Всех вокруг себя собрал.
Пословицы и поговорки о Вятке и вятских С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках.
Пословица-одно из уникальнейших явлений народного творчества. Вятские пословицы можно разделить на определенные тематические группы, среди которых видное место занимает местная.Как правило, эти пословицы раскрывают чувства гордости за свою малую Родину:
Вятка- всему миру матка.
Живем на Вятке- ходим в однорядке.А у нас на Вятке свои порядки . В Орлове –калачи по корове, ерушники на копейку- да два в придачу, а в Котельниче пироги по мельниче.
Исследователи и собиратели вятского фольклора, в частности пословиц, подчеркивали, что вятчане нередко ироничны в своих самооценках:
Вятские - мужики хватские. Семеро одного не боятся, а один на один - все котомки отдадим.Мы, вятские, мужики хватские: корову на баню затаскивали - там ишо солома оствалалась.А мы, вятские, робяты хватские: и часы могем, да топор не влазит..Вятские - ребята хватские, семеро на возу, один бросает (сено), кричат: "Не заваливай!!!Идти бы на Вятку, да лаптей нет.Мы вятские - мужики хватские, когда семеро с ложкой, мы с поварежкойВятский мужик спать не обвык: хоть глаза боятся, да руки делают.Вятская начка: сперва раскачка, потом горячка.Вятский - он хватский: из семерых с телеги хоть один да свалится.Вятский глазам не верит: пощупать надо.Вятские корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).Мы, вятские - люди хватские, семеро на одного - не боимся никого...Вятский слепень наехал на пень, кричит: "Сворачивай!".Вятскому-хватскому хоть бочку привези - все будет мало.Вятские - ребята хватские, семеро одного не боятся, будь он хоть сонный, хоть связанный...Плывут семеро вятских на плоту по морю. Идет мимо корабль. С корабля кричат: "Эй люди, вы кто такие?" В ответ: "Мы не люди, мы вятские".Когда Колумб открыл Америку, там уже было семеро вятских мужиков.Мы, вятские, девки хватские, и по сторонам глазами зырк, аж мороз по коже пробирает...Вятские - парни хватские, лаптем щи хлебают.По-вятски: наугад. Вятич на авось и хлеб сеет.Вятичи - толоконники, ВаниВятка всему богатству матка. Ходит Вятка с пооглядкой.Мы — вятские, без хлеба не можем. Да и семеро одного не боимся.Вятский - мужик хватский: за что ухватится - не отпустит.А что нам вятским торопиться - у бога дней не с решето.

Следующий лепесток былины и сказки
-Что такое былина? Кто их исполнял? -Кого прославляли в них? -Назовите русских богатырей. -Послушайте описание богатыря и узнайте его имя:
Учитель: Он сын ростовского попа. Младший из богатырской троицы. Ему свойственны исключительная смелость, натиск, удаль, находчивость, но не богатырская сила. Умел играть на гуслях. (Алеша Попович)
Учитель: Этот богатырь обладал недюжинной силой, также он славился смекалкой, тактикой, блестящим умом. Его долго называли змееборцем. Его прототип – реальный человек – воевода . имел богатырское сложение и великую силу. (Добрыня Никитич)
Учитель: Родом из села Карачарово, близ Мурома. До 33-х лет он не владел ни руками, ни ногами. Получил чудесное исцеление от волхвов и поехал к князю Владимиру на службу. Высокого роста и недюжинной силы богатырь, символ удали и силушки русского народа. Сильный, храбрый и мужественный богатырь, надёжный товарищ и смелый защитник. (Илья Муромец).
Исследователи давно обратили внимание на то, что регионом распространения былин является Русский Север. Бытовали ли былины в Вятской губернии? При малочисленности прямых свидетельств былинной традиции хотелось бы обратить внимание на ряд косвенных доказательств присутствия этого жанра на нашей земле в обрядовой поэзии на территории совместного проживания русских, коми и удмуртов.. Так в известной свадебной песне Что на усть-то было Дону, да Дону тихого( записана в д. Порубовы Афанасьевского района) мы видим описание пира и хвастовство героя на нем, в ней же подробно рассказывается о строительстве и устройстве избы и как продолжение этого мотива-свадьба героя.
Сказка
- Назовите, какие бывают сказки? (о животных, бытовые, волшебные).
- Как нам отличить сказку от рассказа? (ответы детей)
В стародавние времена сказка называлась "басень", от слова "баять" - "говорить". А тех, кто рассказывал сказки, называли "бахари" или "баяны и скоморохи.
А знаете ли вы, что такое сказка? Как отличить ее от других произведений?
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.
Сказки в каждую эпоху живут своей особой жизнью, они не стареют, хотя возникновение их уходит глубоко в древнюю историю народа. Порою, сказка остается неизменной на протяжении многих лет, но могут и меняться некоторые детали и подробности в зависимости от социальных и бытовых изменений в жизни народа, суть же сюжетной основы сказки сохраняется. Какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей).
- Узнайте сказку, расскажите отрывок из неё:
Не слушался маленький братец сестрицу
И выпил из лужи воды, чтоб напиться:
И в то же мгновенье, не веря словам,
Он сразу козлёночком сделался сам!
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Совсем не простая эта Лягушка
И вовсе она не крикунья-квакушка:
Собой совершенно она не дурна,
А всё потому, что Царевна она!
(Царевна - Лягушка)
У кромки леса чудный дом
Стоит ни низок, ни высок:
Я разглядел его с трудом
И понял - это....
(Теремок)
Живёт она в чаще дремучей лесной
И в ступе летает, и машет метлой:
Зовётся она Костяною ногой
И хитрой, коварною....
(Бабой - Ягой)
Из печки Герой появился, как мяч,-Уж больно он был и румян, и горяч!Его положили к окну: остужать,Но скучно ему на тарелке лежать!И ловко на землю скатился он вдруг,-Так было чудесно и ярко вокруг! (Колобок)
Был Герой таким пугливым,
Что боялся он всего:
Но однажды испугал он
Даже Волка самого!
(Храбрый Зайчишка)
Сказки нашей малой родины вошли в сборник Великорусские сказки Вятской губернии, в котором дана широкая характеристика бытования вятских сказок, их жанровый состав. В сборник вошли такие известные сказки, как Волк и лиса, Кот и лиса, Петух и жерновки, Бабушка да отопочек, Про Юру и мн. др.Вот одна из сказок этого сборника:
Лоси и Уржум. Вятская сказка
В Уржуме страшно любили лосей.Повстречать сохатого на дороге считалось хорошей приметой.Всяк уржумец, которому на дороге лось попадался, обязательно выходил с повозки и кидал в лося сапогом.Ежели сапог в глаз лосю попадал – то к хорошей сделке, а ежели не в глаз – к урожаю.И только коли сапог на рогах оставался, – это означало что-то нехорошее по семейной части, сейчас уже и забылось, что точно.А лосям все это почему-то ужас как не нравилось.И пошли они как-то бить уржумцев. Били долго и страшно. Дня три.На четвёртый день уржумцы решили было выйти из домов и помочь тому единственному мужику, которого смогли заловить лоси и кого мучили все это время.Но потом решили жители, что ни к чему знать лосям точную численность горожан.С тех пор редко когда уржумец где прописывался или регистрировался.В Уржуме девять миллионов народу живёт, а поди кто об этом догадайся.Кидать же сапоги по лосям и по сей день уржумцы обожают.
Сделаем выводыПроизведения устного народного творчества—это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. Наша литература, опираясь на богатейшие возможности народной образной речи, создает колоритные фигуры вятских людей, которые в карман за словом не лезут и у которых всегда впереди умок, а за ним уж и язычок.
Рефлексия
-А сейчас мы с вами вырастим свою ромашку. Перед вами лежат лепестки двух цветов, их нужно распределить вокруг желтой сердцевинки на доске:
Красный-мне было интересно, я много узнал для себя нового; Белый-мне было не интересно, ничего нового я сегодня не узнал
А мне приятно было с вами работать, поэтому я выбираю красный лепесток.
Домашнее задание.
Пословицы
Пословицы
Песни
Билины и сказки
Скорого
ворки
Потешки
Считалки
Загадки
Небыли
цы