Открытое занятие "Безопасный туризм. Мы идём в поход"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытое занятие "Безопасный туризм. Мы идём в поход"
Автор: Моспанов Анатолий Владимирович

Конспект открытого занятия «Безопасный туризм. Мы идём в поход» Цель: является формирование социального опыта воспитанника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. Задачи: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение; развитие бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Оборудование: плакаты, рисунки, изображающие различные травмы. Экстремальные ситуации в природе могут возникнуть при взаимодействии человека с окружающей средой. Они представляют угрозу его жизни и здоровью. Находясь на природе, человек может получить всевозможные травмы, горную болезнь, тепловой удар и переохлаждение, отравиться растительными и животными ядами, его могут покусать ядовитые змеи, насекомые и пр. Ряд экстремальных ситуаций экологического характера (жара, холод, ураганный ветер, дождь, голод, жажда, переутомление, физическая боль, отравления и пр.) при определенных обстоятельствах приобретают особое значение. За последнее время заметно увеличилось число любителей загородных прогулок, туризма. При этом, оказавшись в необычных условиях, люди бывают не готовы к правильным действиям. Общие правила выживания в экстремальных ситуациях на природе сводятся к следующему: - постараться найти убежище от холода, жары, дождя или ветра; - оказать первую медицинскую помощь нуждающимся (пострадавшим) ; - найти способ оповестить о себе: зажечь костер, повесить на дереве какую-либо вещь яркого цвета и т.д.; - рассчитать запасы пищи и найти способ добыть ее; - экономно расходовать воду. Если ее нет или осталось мало, постараться найти источник; - произвести ориентирование и поиск маршрута выхода к людям. Безопасность на природе Перед тем, как войти в лес, необходимо определить по компасу стороны света, чтобы точно знать, в каком направлении вам надо будет возвращаться. Например, если, входя в лес. Вы идете на север, значит, чтобы выйти из него, вам нужно идти на юг. Но компаса может у вас и не быть. В этом случае нужно поступать следующим образом. Входя в лес, запомните, в какой глаз вам светило солнце. При возвращении оно должно светить вам в другой глаз (при условии, что вы в лесу находились непродолжительное время). Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. Если утром встать к солнцу лицом, север будет по левую руку, а юг - по правую. Многие растения являются живыми компасами. Подсолнух на огороде, некоторые цветы в лесу даже в облачную погоду поворачиваются головками к солнцу. Мхи и лишайники любят тень, поэтому растут преимущественно на северной стороне стволов деревьев, пней и камней. Кора у деревьев обычно темнее и грубее с северной стороны. Особенно это заметно у березы, осины, сосны. В сухую, жаркую погоду у ели и сосны смола обильнее выделяется с южной стороны. Муравьи устраивают свои жилища обычно с южной стороны деревьев, пней и кустов. Южные стороны муравейников более пологие, чем северные. Перелетные птицы весной летят строго на север, а осенью - на юг. Зная эти несложные народные приметы, вам легче будет ориентироваться, находясь в лесу. Не рекомендуется в лес ходить в одиночку - можно заблудиться. Никогда не забывайте о своих товарищах. В лесу нужно держаться вместе. Как только вы теряете, друг друга из виду, начинайте кричать, чтобы найти товарищей по голосу. Заблудившись, ни в коем случае не поддавайтесь панике. Не стоит сразу бежать, куда глаза глядят. Присядьте, успокойтесь и внимательно прислушайтесь, не доносятся ли откуда-нибудь звуки: шум машин, поезда, гудки пароходов, лай собак, крики домашних животных и птиц, другие звуки, говорящие о близости людей. Уловив звук, поверните в ту сторону, откуда он доносится, и идите в этом направлении. Если звук будет приближаться, значит вы идете правильно. Если вы заблудились, а на пути у вас река, либо большой ручей, идите вниз по течению. Этот путь, как правило, приводит к жилью. Чтобы сориентироваться, можно залезть на высокое дерево и наметить путь выхода. Во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящим деревом. Именно в него чаще всего попадает молния. Лучше спрятаться в кустарнике или мелком лесе. В незнакомой местности всегда спрашивайте местных жителей о "змеиных местах". Собираясь в лес за грибами и ягодами, обязательно наденьте сапоги. Увидев змею, не трогайте ее, а обойдите стороной. Если гадюка свернулась кольцом, значит, она собирается броситься на человека. Собирайте только знакомые вам грибы и ягоды. Ни в коем случае не пробуйте не известные вам ягоды. Не стесняйтесь спрашивать у взрослых о грибах и ягодах, которые вам не знакомы и встречаются в лесу. Случаи отравления наблюдаются главным образом из-за сходства ядовитых растений с подобными неядовитыми. Так, часто дети отравляются ядовитыми вехом, сходным с петрушкой; ягодами белладонны, похожими на вишню; семенами белены, имеющими некоторое сходство с семенами мака; семенами клещевины. Сильные ожоги причиняет борщевик Сосновского, стебли которого дети вырезают на дудки. Находясь на природе, люди по неосторожности могут вызвать пожар. Причинами лесного пожара могут быть брошенная горящая спичка, окурок или незатушенный костер. Лучше всего разводить костры на старых кострищах. Нельзя разводить костры на сухой траве и рядом с сухими деревьями. Не стоит устраивать очень большие костры и разводить костры при сильном ветре, в сухую, жаркую погоду. Уходя, надо убедиться, что костер потушен. Нельзя оставлять в кострище тлеющие угольки - налетевший ветер может раздуть из них пламя. Надежнее всего залить костер водой. Пламя можно сбить сломанными ветками, небольшими деревцами или даже куртками. Вспыхнувшую траву можно затоптать ногами или забросать землей. При пожаре в лесу надо уходить в ту сторону, откуда дует ветер. Находясь за населенным пунктом, никогда не подходите близко к корове или быку. Встретив на своем пути стадо, отойдите на безопасное расстояние или обойдите его. Будьте осторожны с телятами. У них чешутся рога, и они могут нанести вам травму. Практически в любой климатогеографической зоне человеку приходится переправляться через встретившиеся на пути речки и ручьи. Лучше всего переходить незнакомую речку вброд. Признаком брода могут служить колеи дорог, отдельные отпечатки протекторов автомашин, тропы, уходящие в воду и различимые на противоположном берегу, а также "окна" в прибрежной растительности с обеих сторон реки. Самые маленькие глубины находятся в самых широких местах реки. И наоборот - наибольшие глубины и скорости течения наблюдаются в сужениях русла. Признаками мелководья могут служить широкие плесы с повышенной скоростью течения по всей ширине речки, места, где река разделяется островками на несколько рукавов, выступающие над водой камни и островки по всей ширине, водная растительность. Днем в тихую погоду поверхность воды над мелкими местами бывает более ровная и светлая. На мелководье может указать мелкая рябь на поверхности воды. Наименьший объем воды в горных и равнинных реках в весеннее время наблюдается ночью и ранним утром. Наибольший - в середине и конце дня, что объясняется интенсивным таянием льда, снега днем. Переходить поток лучше чуть ниже препятствия - камня, островка или поворота реки, т.к. там ударная сила потока ослаблена. Переходить открытую воду надо в обуви. Человек, переходящий речку в одиночку, может упираться в дно навстречу течению крепким деревянным шестом. Нельзя переходить поток цепочкой, друг за другом, т.к. большое количество людей запружает поток и увеличивает напор. В горной местности можно переправиться через речку по камням. Для этого надо отыскать, где выступающие над поверхностью воды камни наиболее многочисленны, близко расположены друг к другу, не покрыты водорослями. и мхом, по возможности имеют сухую поверхность. Вопросы для закрепления пройденного материала: - Что надо делать, чтобы в лесу не потерять друг друга? - Может ли речка помочь выйти из леса к человеческому жилью? - Как можно ориентироваться в лесу по солнцу, деревьям, пням, муравейникам? - Где не стоит прятаться в лесу от дождя при грозе? - Почему, уходя из леса, нельзя оставлять в кострище непотухшие угольки? - Как нужно спасаться от лесного пожара? - По каким приметам можно определить, что собирается дождь? - Можно ли собирать незнакомые грибы и ягоды? Физкультминутка Удивляемся природе Мы стоим на огороде, Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.) Вот салат, а здесь укроп. Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.) Поработаем с тобой, Сорнякам объявим бой — С корнем будем выдирать Да пониже приседать. (Приседания.) У забора всем на диво Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.) Мы её не будем трогать — Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.) Все полили мы из лейки И садимся на скамейки. (Дети садятся.) Предпоходная подготовка Предполагается, что каждый участник похода обладает теоретическими знаниями, владеет умениями и навыками, объем которых определяется программами кружков и секций, в которых занимаются ребята. (В качестве, примера может служить Программа КТП, разработанная туристско-спортивным объединением ДЮЦ "Орион").Мы же хотим обратить внимание на отдельные моменты предпоходной подготовки, определяющие безопасность участников. Их можно разделить на три группы:Вопросы психологической подготовки.Вопросы тактико-технической подготовки.Вопросы материального обеспечения. Психологическая подготовка Значительное место в профилактике травматизма должно отводиться подготовке волевых качеств юных туристов, которые совершенствуются и развиваются в процессе сознательного преодоления трудностей. Поэтому перед походом необходимо довести до каждого участника, какие именно трудности его ожидают на маршруте, какие естественные препятствия ему предстоит преодолеть. Участник должен знать заранее, что и сколько он будет есть, какой груз нести и сколько километров в день проходить с этим грузом, когда ложиться спать и во сколько вставать, перепад высот и количество бродов (а это мокрые ноги), возможные проявления непогоды (затяжные дожди, снег, ветер, низкие температуры), наличие кровососущих насекомых. Так же заранее каждый участник должен знать, с кем он будет жить в одной палатке и с кем дежурить. Тактико-техническая подготовка Каждый участник похода должен хорошо знать предстоящий маршрут. Для этого минимально за несколько дней (чем раньше, тем лучше) до выхода всем участникам следует выдать карту с нанесенным на ней ниткой маршрута, местами ночлегов, аварийными и запасными вариантами. После того, как участники дома внимательно изучат карту, с ними следует провести ситуационную игру типа: «Что ты будешь делать, если отстал от группы на таком-то отрезке маршрута?». Затем вносятся усложняющие задания: - «Ты отстал утром, вечером, это произошло на тропе или без нее, в лесу или выше зоны леса, у тебя с собой есть или нет рюкзака и т.д.». Таким образом, руководитель добивается того, что участники еще до выхода на маршрут уже четко представляют себе свои действия в аварийной ситуации.К вопросам тактического планирования следует отнести заранее составленный и доведенный до сведения участников распорядок дня и его главное положение: ранний подъем и ранний отбой, которое должно соблюдаться неукоснительно. С точки зрения безаварийности у участников похода должно быть личное время, но не должно быть свободного. Поэтому весьма желательно, чтобы каждый участник выполнял на маршруте какую-либо работу - вел дневник, проводил метеонаблюдения, геоботанические описания и т.д. При любой возможности стоит привлечь детей к очистке места стоянки, благоустройству, спуска к воде, ограждению муравейника. Заранее следует спланировать и поручить участникам разработать и приготовить темы для бесед у вечернего костра (это могут быть сообщения о природе, рассказы о туристском освоении района путешествия, конкурс на знание лекарственных или съедобных растений и т.д.). Запланированные дневки стоит посвятить радиальным выходам на обзорные вершины, разведкам перевалов, посещениям памятников природы, не охваченных ниткой маршрута - главное - не давать детям ни минуты бездельничать. Материальная подготовка Безопасность участника во многом зависит от качества и правильного подбора личного снаряжения. Руководителю следует составить список личного снаряжения, выдать его как можно раньше каждому участнику и подробно прокомментировать. Обязательным предметом личного снаряжения является пакет первой помощи - герметичная упаковка, содержащая стерильный бинт (или перевязочный пакет), ампулу йода в жесткой упаковке (стаканчик из-под фотопленки), несколько таблеток сухого горючего и спички. В дополнение к карте, о которой уже было сказано, следует иметь компас.Процесс подготовки личных вещей заканчивается общим смотром. Некоторые руководители считают, что списка достаточно - если участник что-то забыл - это его проблемы. Подобная точка зрения, мягко говоря, ошибочна. Туристская группа - единый коллектив и проблемы одного неизбежно становятся проблемой всех. Поэтому за 2 дня до отъезда все участники обязаны принести полностью собранные рюкзаки со всем своим снаряжением в пункте сбора группы, где руководитель проверяет его содержимое на предмет соответствия заранее выданному списку. Помните: поход (а следовательно, и ответственность руководителя за жизнь и здоровье детей) начинается с пункта сбора группы и заканчивается там же. Состав пакета первой помощи Спички в герметичной упаковке-1 кор. Перевязочный пакет или стерильный бинт-1 шт. Ампула йода в жесткой упаковке (стаканчик из-под фотопленки)-1 шт. Сухое горючее или свеча (обрезок длиной 5-10см)-2-3 таб.