Применение современных технологий развития речи с детьми с ОВЗ.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение современных технологий развития речи с детьми с ОВЗ.
Автор: Шилкова Алевтина Васильевна
Источник: интернетПрименение современных технологий развития речи с детьми с ОВЗ. В мире на детей ежедневно выливаются тонны самой разнообразной информации. Сейчас уже практически не встретишь фильмоскопов, рассказанных мамами или бабушками сказок на ночь и уютных вечерних посиделок. Их заменили телевизор, планшет, смартфоны и аудио-сказки. Не все дети способны выдержать такой информационный поток, из-за чего тормозится и речевое развитие, и психическое. Понимая это, психологи и педагоги разработали современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. Что это за технологии и какой эффект они имеют? Под развитием речи в современной методике понимают процесс овладения детьми речью, как средством общения и культуры, пополнение словарного запаса, знакомство с книгами, развитие фонематического слуха и т.д. Список его основных задач выглядит так:Формирование словарного запаса. Дети должны не только знать, но понимать и использовать в общении множество разных слов. Также важно, чтобы они могли объяснять их значение и правильность применения.Развитие грамматических навыков. Их дети осваивают уже в дошкольном возрасте. Они понемногу учатся правильно строить приложения, учитывая при этом времена, склонения и другие нюансы.Развитие речевых навыков. Здесь речь идет о способности чисто выговаривать звуки, составлять из них слова, объединять слова в словосочетания и т.д.Овладение коммуникативными навыками. Дети должны слушать, воспринимать понимать, что говорят другие люди, а также принимать активное участие в диалогах.Другими задачами методики развития речи у дошкольников на современном этапе является знакомство с книжной культурой, развитие способности понимать тексты на слух, звуковой и интонационной культуры речи.Используя современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ, педагоги, логопеды и психологи особе внимание уделяют связной речи. Почему именно ей? Есть несколько причин:Связная речь позволяет реализовать главную функцию языка и речи в целом — общение с окружающими людьми;Связная речь лучше всего показывает связь между умственным и речевым развитием.Связная речь включает в себя другие стороны речи, в том числе грамматическую, фонетическую и лексическую.Главная функция речи такого типа — коммуникация. Она имеет 2 формы:диалог;монолог.Диалог. Это самое яркое проявление коммуникативных функций языка. По словам ученых, это первичная естественная форма общения. Современные технологии речевого развития дошкольников помогают детям овладеть рядом диалогических умений:умение начинать разговор, поддерживать и завершать его, говорить в правильном темпе, с нужной интонацией и т.д.;умение пользоваться речевым этикетом;умение обсуждать ситуацию вокруг себя, планировать с окружающими детьми совместные действия, достигать результаты;невербальные умения.Азбука общения. Направлена на формирование у ребенка понятия об отношениях между людьми. По сути, это сборник игр и упражнений, которые помогают детям создать эмоционально-мотивационные установки по отношению к самим себе и окружающим, а также сформировать модель поведения в обществе. Одна из задач технологии — научить ребенка понимать собственные мысли и чувства и выражать их, а также оценивать мысли и чувства окружающих.Развитие диалогического общения. Эта технология учит находить общий язык с окружающими, используя вербальные и невербальные средства. Как правильно вести диалог, ребенок видит на примере взрослых. При общении с ними он овладевает навыками построения взаимоотношений в разных ситуациях. Но в этом случае его речь становится ситуативной, свернутой, чего не скажешь об общении со сверстниками. Стоит отметить, что формирование диалогической речи, по мнению многих специалистов, является приоритетной задачей речевого развития детей дошкольного возраста.Технология активизирующего обучения речи как средства общения. Еще одна современная технология в развитии связной речи дошкольников. Подразумевает повышение ее качества. Ребенок не просто работает умственно, но и проводит познавательную деятельность. В пример можно привести разговоры с детьми о том, какие общие признаки есть у нескольких предметов, чем они отличаются, из каких частей состоит предмет, каким объект был раньше и каким стал. Вариантов десятки.Мнемотехника. Это современные образовательные технологии для развития речи дошкольников, связанные с запоминанием информации с помощью различных образов и ассоциаций. Способствуют развитию слуховой, зрительной памяти, а также воображения и внимания. В процессе работы задействуют природные механизмы памяти. Специалисты выделяют 4 этапа мнемотехники. Это превращение информации в образы, соединение отдельных образов в один, запоминание последовательности образов и закрепление в памяти.Также сейчас повсеместно применяются методы развития речи дошкольников, основанные на ТРИЗ или Теории Решения Избирательских Задач. Она способствует развитию логического мышления, фантазии, учит размышлять, понимать происходящее вокруг, увеличивает словарный запас и помогает сформировать связную речь. Особенности использования технологий развития речи:Все стандартные и инновационные технологии по речевому развитию в ДОУ основаны на ряде принципов. Вот некоторые из них:Индивидуальный подход. Каждый отдельный ребенок — личность. Он имеет свой характер, способности, память, мышление и т.д. И педагог должен учитывать их при составлении заданий и упражнений. Только такой подход поможет развить речевые навыки конкретного воспитанника.Игровой подход. Игра — один из самых эффективных способов обучения. Причем, касается это не только речи, но и других сфер, например, изучения иностранных языков. В процессе обучения педагогу нужно проигрывать различные ситуации и использовать игровые методы, которые научат детей не только разговаривать, но и слышать, понимать других людей, а также активно вступать с ними в диалог.Использование разных средств обучения. Вариантов много — книги, игрушки, картинки, мультимедиа, интерактивные технологии и т.д.Дети хорошо реагируют и на составление своих собственных сказок. Это еще один современный подход к организации речевого развития дошкольника. Интересно, что сам по себе метод появился почти 100 лет назад в 1932 году. К нашему времени он не только не утратил актуальности, но и усовершенствовался.Суть метода такова: нужно соединить в единую сюжетную линию случайно выбранных персонажей, отдельные объекты, окружающую обстановку и т.д. В классическом варианте в сказке должно присутствовать 2 героя (хороший и плохой) каждый со своими целями, их друзья и определенная местность.Процесс применения данной технологии на практике выглядит так:Предложить детям стать авторами своей собственной сказки.Задать вопрос, ответом на который будет слово, выбранное ребенком на странице любой книги.Собрать несколько таких слов и объединить их в единый сюжет.Составить сказку, придумать название, пересказать.Если позволяет время, можно нарисовать героев, слепить их из пластилина, сделать аппликацию и т.д. Попросить воспитанников пересказать сказку еще раз, но уже дома. Через несколько дней попробовать вспомнить вопросы, на основании которых были выбраны основные детали произведения.Одна из особенностей такого развития речевой деятельности современного ребенка — возможность проводить подобные игры, начиная с 3-летнего возраста. Для маленьких детей объекты, героев и окружающую обстановку можно спрятать в коробке или мешочке, откуда их постепенно будут вынимать. Примерно с 5 лет можно брать книги.Помимо обычных сказок, можно составлять нравственно-этические. Проще говоря, те, в которых ярко прослеживается важное жизненное правило. Пример — Суп из топора, Лиса и Журавль и т.д. Работа с дошкольниками в этом направлении состоит из нескольких этапов:Определить, где именно будут разворачиваться события.Перечислить не менее 7 объектов, связанных с указанным местом.Дать объектам такие же черты характера, как у людей.Рассказать, как живут объекты. При этом стоит упомянуть, что они могут думать, чувствовать, рассуждать.Придумать случай. В сказках этот момент обычно обозначается фразой «и вот однажды».Составить монолог для каждого отдельного объекта, в котором он выразит свое отношение к случившемуся.Сделать выводы. Объединить их в единое жизненное правило.Придумать сказке емкое название, которое бы отображало суть.Еще одна современная игра для развития речи дошкольника — составление конфликтных сказок. Что это значит? Все просто. Большинство народных сказок построены на борьбе добра и зла. Посредником между ними обычно является нечто магическое. Добро и зло борются, используя волшебные предметы или силу, заклинания и т.д. Благоприятный исход этой борьбы — равновесие.Довольно эффективным зарекомендовало себя и смешение нескольких сказок в одну, наделение героев свойствами и качествами их оппонентов, введение в сюжет новых предметов. Например, можно придумать историю о том, как Золушка пошла на бал и встретила в пути трех поросят. Фантазию в этой игре можно не ограничивать. Синквейн Еще один из инновационных методов развития речи дошкольников. Это стихотворение без рифмы. Его составление — возможность пополнить словарный запас и побудить ребенка к размышлению. Как это работает?Для начала детям нужно объяснить, что такое сам предмет и что такое действия. Рассказать, какими могут быть признаки предмета, разницу между живыми и неживыми. По возможности научить ставить вопросы к предметам, их действиям и свойствам, отображать их на бумаге.Процесс создания синквейна таков:Придумать название, которое бы отображало суть будущего стихотворения. Это обязательно должно быть существительное. Название должно состоять из 1 слова.Придумать 2 слова, которые бы максимально точно описывали главную мысль синквейна.Найти 3 глагола, которые опишут действия.Составить фразы, которые выразят отношение к происходящему.Найти слово, которое будет синонимом к названию и также отобразит суть.Для того, чтобы дети быстрее освоили технику составления синквейна, можно использовать наглядные пособия в виде картинок, схем и т.д. Как развивать образную речь. Образная речь не менее важна, чем связная. И заниматься ее развитием нужно не только на занятиях в дошкольном учреждении, но и дома. Начинать можно примерно в 3-летнем возрасте.Применение современных программ развития образной речи подразумевает разработку и использование упражнений, в которых детям нужно сравнивать отдельные объекты. Допустим, воспитатель выбирает и называет любой объект, обозначая один из его признаков или свойств. Пусть это будет желтый цыпленок. Детям нужно найти предмет с таким же признаком. В данном случае это цвет. Говорить именно о цвете необязательно. Можно взять форму, вкус, звук, издаваемый предметом, его температуру и другие свойства.С дошкольниками возрастом от 5 лет задание можно усложнить, придавая новые свойства второму объекту. Например, можно сказать, что подушка мягкая, не как снег, а как только что выпавший снег. Это возможность дать детям больше самостоятельности, проявить инициативу и фантазию в вопросе выбора признака второго объекта.